Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы для подготовки к зачету

ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

 

1. Риторика как наука об ораторском искусстве, её предмет и задачи. Понятие судебного красноречия. Предмет и задачи юридической риторики.

2. Разработка основных вопросов судебной риторики в античном обществе. Первые теоретики судебного красноречия Древней Греции (Горгий, Лисий, Исократ). Учения об ораторском искусстве Сократа, Платона, Аристотеля.

3. Ораторское искусство Древнего Рима. М.Т. Цицерон – крупнейший древнеримский оратор и теоретик риторики. Его вклад в разработку основ ораторского искусства.

4. Риторика в России XVII – первой половины XIX в.в. Учение о красноречии М.В. Ломоносова.

5. Развитие судебного красноречия в России второй половины XIX – начала XX в.в. Важнейшие особенности русского судебного красноречия XIX в.

6. А.Ф. Кони – создатель школы судебного красноречия в России. Русский тип прокурора и адвоката (по его работам «Нравственные начала в уголовном процессе», «Приемы и задачи прокуратуры»).

7. Судебное красноречие в России XX в.

8. Судебная речь как разновидность публичной речи. Отличительные черты судебной речи.

9. Монологический характер судебной речи.

10. Элементы диалогичности в судебной речи.

11. Соотнесенность судебной речи с книжно-письменными стилями.

12. Виды судебных речей. Обвинительная речь. Защитительная речь. Реплика.

13. Коммуникативные качества судебной речи, определяющие ее убедительность: ясность, правильность, лаконичность при достаточной продолжительности.

14. Коммуникативные качества судебной речи, определяющие ее убедительность: уместность, искренность и точность.

15. Этика судебного оратора. Этика речевого поведения оратора.

16. Основные законы логики в судебной речи.

17. Предъявление доказательств в судебной речи.

18. Основные логические аргументы.

19. Логические ошибки в речи.

20. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, вопросительные конструкции, авторские ремарки, период.

21. Понятие композиции. Общие принципы построения выступления.

22. Начало речи. Вступление. Типы вступлений. Требования к вступлению в судебной речи.

23. Завершение речи. Заключение. Требования к заключительной части судебной речи.

24. Главная часть выступления. Методы преподнесения материала (индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический).

25. Обязательные составные части судебной речи: изложение фактических обстоятельств дела (фабула дела).

26. Обязательные составные части судебной речи: анализ и оценка собранных по делу доказательств.

27. Обязательные составные части судебной речи: характеристика личности подсудимого и потерпевшего.

28. Обязательные составные части судебной речи: анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.

29. Обязательные составные части судебной речи: обоснование квалификации преступления; соображения о мере наказания; вопросы, связанные с возмещением причиненного преступлением материального ущерба.

30. Топосы в судебной речи.

31. Риторические аргументы в судебной речи.

32. Выразительность речи как способ убеждающего воздействия. Назначение тропов и фигур в судебной речи.

33. Тропы как средство речевой выразительности. Сравнения, метафоры, эпитеты, ирония в судебной речи.

34. Понятие риторических фигур. Антитеза, инверсия, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, повтор, градация и др.

35. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях. Досудебная подготовка.

36. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях. Деятельность судебного оратора во время судебного следствия. Заключительный этап подготовки.

37. Основы полемического мастерства. Спор. Дискуссия. Полемика.

38. Искусство спора. Основные правила его ведения.

39. Виды делового общения в юридической практике. Беседа. Консультирование. Совещание. Переговоры. Разговор по телефону.

40. Беседа. Виды деловых бесед. Подготовка к беседе.

41. Консультирование. Этапы консультирования. Приемы нейтрализации психологического напряжения в ходе консультирования.

42. Совещание. Типы совещаний. Подготовка совещаний.

43. Переговоры. Подготовка к переговорам. Типы совместных решений. Тактические приемы, используемые в процессе переговоров.

 

Утверждено

на заседании кафедры прав человека

и политико-правовых учений

(протокол № 1 от 9 сентября 2011 г)

Тематика контрольных работ по дисциплине «Юридическая риторика»

 

1. Понятие о судебном ораторском искусстве.

2. Значение ораторского искусства в состязательном уголовном процессе.

3. Судебное красноречие в Древней Греции.

4. Развитие судебного красноречия в Древнем Риме.

5. М.Т. Цицерон – крупнейший древнеримский оратор и теоретик риторики.

6. Судебное красноречие в России второй половины 19 – начала 20 века.

7. А.Ф. Кони – создатель школы судебного красноречия в России. Русский тип прокурора и адвоката.

8. Судебное красноречие в России 20 века.

9. Судебная речь как процесс.

10. Виды судебных речей.

11. Главная часть судебной речи, её обязательные микротемы.

12. Убедительность речи судебного оратора.

13. Коммуникативные качества судебной речи, определяющие ее убедительность.

14. Логические основы убедительности судебной речи.

15. Аргументация в судебной речи.

16. Языковые средства, создающие логичность речи.

17. Психолого-риторические аспекты убеждения.

18. Тропы и риторические фигуры в судебной речи.

19. Описание, повествование и рассуждение в судебной речи.

20. Техника судебной речи.

21. Поведение оратора перед слушателями.

22. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях.

23. Профессиональная этика юриста в судебном процессе.

24. Слово в речи юриста.

25. Основы полемического мастерства. Спор, дискуссия, полемика.

26. Виды делового общения в юридической практике.

27. Беседа как вид делового общения в юридической практике.

28. Консультирование.

29. Совещание.

30. Переговоры.

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ

 

АВТОРСКИЕ РЕМАРКИ - средства для перехода в ораторской речи, выражения, привлекающие внимание к тому, о чем будет сказано, поясняющие порядок изложения, основные цели речи или задачи, решаемые оратором в данной части речи.

АНАЛОГИЯ (гр. analogia) - 1) сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями. 2) Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении дела­ется вывод об их сходстве в других отношениях.

АНТИТЕЗА (гр. antitesis - противоположение) - стилистическая фигу­ра, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или сло­весных групп, напр.: Великий человек на малые дела (Даль).

АПЕЛЛЯЦИЯ (лат. appellatio - обращение, жалоба) - 1) обжалование какого-л. постановления в высшую инстанцию. 2) Одна из форм обжалова­ния судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмот­реть дело по существу. 3) Обращение за советом, поддержкой.

АРГУМЕНТ (лат. argumentum) - логический довод, служащий основани­ем доказательства.

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio) - приведение доводов, аргумен­тов; совокупность аргументов в пользу чего-л.

АУДИТОРИЯ (лат. auditorium) - 1) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т.п. 2) Слушатели лекции, док­лада и т.п.

АФОРИЗМ (гр. aphorismos) - законченная мысль, выраженная сжато и емко; изречение.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – одно из главных коммуникативных качеств речи; это такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей, облегчают им восприятие, запоминание и логическую переработку материала речи оратора, содержащихся в ней рассуждений, фактов, сведений о фактах (доказательств), вызывают у них положительные эмоции и чувства, активизируют их логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память.

ГИПЕРБОЛА (гр. hyperbole) - фигура речи, состоящая в заведомом преувеличении, усиливающем выразительность, напр.: Я не видел вас сто лет.

ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio – постепенное повышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательно нагнетании или, наоборот, ослаблении метафор, эпитетов, сравнений и т.п. выразительных средств художественной речи, напр.: При одном предположении подобного случая вы бы должны были …испустить ручьи…, что я говорю! реки, озера, океаны слез! (Ф.М. Достоевский).

ДЕДУКЦИЯ (лат.deductio - выведение) - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выво­дам.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) - наглядный способ ознакомления слушателей с каким-л. явлением, предметом; публичный по­каз.

ДИАЛОГ (гр. dialogos) - разговор между двумя или несколькими ли­цами.

ДИАЛОГИЗАЦИЯ РЕЧИ – композиционно-стилистический прием в ораторской речи, состоящий из введения в монологическую речь элементов диалога (реплик, вопросов, прямой речи, цитат и пр.).

ДОВОДЫ (аргументы, основания) - мысли или положения, истинность которых уже проверена.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - совокупность логических приемов обоснования ис­тинности какого-л. суждения с помощью других положений, истинность ко­торых уже установлена.

ЖЕСТЫ - система различного рода телодвижений, особенно движений рук, как часть коммуникативного акта и как предмет кинесики.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. improvisus - неожиданный, внезапный) - сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения; то, что создано таким обра­зом; выступление с чем-л., не подготовленным заранее.

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка, переворачивание) – перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов, напр.: Произнесли свои речи адвокаты, очень разные речи (ср.: Произнесли свои очень разные речи адвокаты).

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio - выведение) - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare - громко произносить) - ритмико-мелодичес­кая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; интонация слов - тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; интонация предложений - ритмико-мелодический строй предложения (вопросительная, восклицатель­ная, повествовательная интонация).

ИРОНИЯ (гр. eironeia) - троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; нас­мешка, нарочито облеченная в форму положительной характеристики или восхваления.

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio) - сообщение или передача при по­мощи языка некоторого мысленного содержания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ (лат. communicatio – сообщение, передача) – свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности в наиболее эффективной форме.

КОМПОЗИЦИЯ - строение, соотношение и взаимное расположение час­тей.

КОНСТАТАЦИЯ (лат. constat - известно) - установление несомненности, наличия чего-л.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат. contaminatio - смешение) - лингв. возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений, а также слово или выражение, возникшее таким образом, напр.: неправильное выражение «играть значение» есть результат смеше­ния «играть роль» и «иметь значение».

КОНТЕКСТ (лат. contextus - тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – один из способов передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи: чужая речь в форме косвенной оформляется как придаточная часть при глаголе речи (сказать и др.) из главной части сложного предложения, напр.: Он сказал, что хочет видеть ее часто.

КРАСНОРЕЧИЕ - 1) дар хорошо и красиво говорить. 2) То же, что ри­торика.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - степень соответствия нормам орфоэпии, словоупот­ребления и т.п., установленным для данного языка; способность следо­вать лучшим образцам в своей индивидуальной речи.

ЛЕКСИКА (гр. lexikos - словесный) - 1) вся совокупность слов, вхо­дящих в состав какого-л. языка или диалекта. 2) Совокупность слов, ха­рактерных для данного варианта речи, также в связи с данной сферой ее применения.

ЛОГИКА (гр. logike) - 1) наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассуждений, умозаключений. 3) Разумность, внутренняя закономерность.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - законы правильного мышления, отображение в мозгу человека связей и закономерностей объективного мира.

ЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. К определению предъявляется требование строго и четко раскрыть сущность предмета или явления.

МЕТАФОРА (гр. metaphora - перенос) - вид тропа: оборот речи, заклю­чающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их пере­носного значения, напр.: шелковые ресницы, ситец неба.

МИМИКА (гр. mimikos - подражательный) - 1) движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2) Искусство актера переда­вать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

МОНОЛОГ (гр. monologos) - в отличие от диалога оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словес­ную реакцию собеседника.

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ – особый прием повествования, при котором речь ведется от лица выступающего, но общее содержание высказывания (по лексике, словоупотреблению, синтаксису) как бы переносится в область мышления и речи «цитируемого» персонажа.

ОППОНЕНТ (лат. opponens (opponentis) - возражающий) - 1) лицо, выс­тупающее с критикой доклада, диссертации и т.п. 2) Противник в споре.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ как логический прием есть доказательство неистиннос­ти, ложности тезиса, это как бы доказательство с обратной целью.

ОРАТОР (лат. orator - говорить) - тот, кто произносит речь, высту­пает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, крас­норечием.

ОРФОЭПИЯ (гр. orthos правильный + epos речь) - 1) раздел фонети­ки, занимающийся изучением норм литературного произношения. 2) Соблю­дение правил литературного произношения.

ПАРАДОКС (гр.paradoxos - неожиданный, странный) - 1) мнение, сужде­ние, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыс­лу. 2) Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - связь между отдельными образами, мотивами и т.п. в произведении речи, выражающаяся в одинаковом расположении сходных эле­ментов; одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях.

ПАРОНИМЫ - слова, которые вследствие сходства в звучании и час­тичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо калам­бурно использоваться в речи, напр.: «представился» вместо «преставил­ся».

ПАУЗА (лат. pausa) - краткий перерыв в речи, в работе и т.д.

ПЕРИОД (гр. periodos - обход, круговращение) - лингв. сложное син­таксическое построение, при чтении распадающееся по интонации на две (или более) части.

ПЕРИОД ЛОГИЧЕСКИЙ - цельное логическое рассуждение, по структуре одинаковое с умозаключением (в нем представлено какое-либо положение и аргументы, обосновывающие это положение).

ПЕРИОД ОРАТОРСКИЙ – цельное рассуждение, не содержащее логического умозаключения.

ПОЛЕМИКА (гр. polemikos - воинственный, враждебный) - спор в пе-ча­ти, на собрании и т.д. по какому-л. вопросу, в процессе обсуждения че­го-л.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ – дословная передача чужого высказывания с сохранением всех его особенностей.

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ - речь, обращенная к многочисленной аудитории и потому требующая особых качеств произнесения, то есть широкого исполь­зования сверхсегментных средств, обеспечения определенной и равномер­ной громкости речи, особого синтаксического построения и т.п.

РЕЗЮМЕ (фр. resume) - краткое изложение сути написанного, сказан­ного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-л.

РЕПЛИКА (фр. replique) - возражение, ответ, замечание на слова говорящего, собеседника.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: язы­кознания, психологии, физиологии, физики и др. 2) Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых ус­ловий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой спо­собности и индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта. 3) Речь индивида, индивидуальная речь.

РИТМ РЕЧИ (гр. rhythmos) - равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в произведении речи.

РИТОРИКА (гр.rhetorike) - теория выразительной речи, изучающая наиболее эффективные способы ее построения.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - прием ораторской речи: утверждение в форме вопроса.

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи, ее действенности.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - определение, имеющее целью не прояснить смысл понятия, а подчеркнуть те аспекты, которые усиливают желаемый убеждающий эффект.

СЛОВЕСНОСТЬ - творчество, выражающееся в устном и письменном сло­ве.

СОФИЗМ (гр. sophisma) - ложное по существу умозаключение, фор­мально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознатель­ном нарушении правил логики.

СОФИСТ - человек, пользующийся софистикой.

СОФИСТИКА - применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

СРАВНЕНИЕ - фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым, напр.: черные, как уголь, тучи.

СТИЛИСТИКА - раздел языкознания, в задачи которого входит изуче­ние разных стилей и изучение экспрессивно-эмоционально-оценочных свойств различных языковых средств.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА - оборот речи, особое сочетание слов, син­таксическое построение, используемые для усиления выразительности выс­казывания.

СТИЛЬ - одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема с своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в ос­новном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи.

ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto то же самое + logos слово) - повторение то­го же самого другими словами, напр.: самый наилучший.

ТЕЗИС (гр. thesis) - 1) положение, истинность которого должна быть доказана. 2) Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.

ТОПОСЫ (или общие места) – ценностные суждения, принимаемые как оратором, так и аудиторией.

ТРОП - стилистический перенос названия, употребление слова в пе­реносном (не прямом) его смысле в целях достижения большей художест­венной выразительности.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, представляющая собой логический способ получения из одного или нескольких суждений нового, выводного суждения. Умозаключение состоит из посылок (исходных суждений), заключения (нового суждения) и вывода (логического перехода от посылок к заключению).

ФАКТ (лат factum – сделанное) – действительное, реальное событие, истинное происшествие; юридический факт – достоверное знание, истинность которого доказана; с точки зрения риторики, факт - изображенное в слове деяние определенного лица или группы лиц, совершенное в определенном месте, в определенное время, при определенных обстоятельствах, определенным образом и средствами и повлекшее за собой значимые последствия.

ФРАЗА (гр. phrasis выражение, оборот речи) - законченный оборот речи, предложение.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ - устойчивое сочетание слов, обозначающее нечто целое по смыслу, напр.: бить баклуши (бездельничать), попасть впросак (оказаться в неловком положении).

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio) - выразительно-изобразительные ка­чества речи, отличающие ее от обычной (или стилистически нейтральной) и придающие ей образность и эмоциональную окрашенность.

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus - находящийся в готовности, имеющийся под рукой) - небольшое стихотворение, муз. произведение, короткая речь и т.д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения; экспромтом - без подготовки, внезапно, вдруг.

ЭПИТЕТ (гр. epitheton – приложение) – образная характеристика какого-нибудь лица, предмета, явления посредством выразительного метафорического прилагательного. Эпитет как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении; в качестве эпитета могут быть использованы и другие части речи (существительные, глаголы), напр.: серебряные седины, бродяга-ветер.

ЭТИКА (гр. ethica – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности, о ее нормах и роли в обществе; совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА - принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы к зачёту Т-136 | Вопросы к дифференцированному зачету по ОБЖ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.