Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постулат № 1. Язык и речевая деятельность




Постулаты лингвистической теории. Перекрестки лингвистики.

Языковая деятельность. Язык и речь. Многообразие языков отображения мира.

Философия языка

 

Что представляет из себя язык как инструмент общения, коммуникации? Язык как сфера жизни?

Лингвистика – учение о максимально общих, универсальных принципах устройства естественных языков, независимо от выбора конкретного языка. Учение о языковых универсалиях, инвариантах устройства всех языков. Они наблюдаются во всех языках без исключения. Это модель устройства языка вообще.

Постулат-основание. Ф.де Соссюр. Его лекции, Женева, публикация после смерти, 1967.

Причина противопоставления. Почему возникла гипотеза о всеобщей системе (от индивидуального, наблюдаемого – к общему). При индивидуальности, вариативности речи каждого - возможность понимания речи в сообществе.

Соссюр выстраивает разграничение через систему бинарных оппозиций

 

 

Язык (абстр.система) Речь (употребление, реализация)
Идеальное, психическое Физическая материя звука Звуковое исполнение Ассоциация звука с понятием Способность сочетать знаки
Социальность, коллективность индивидуальность
Общее частное
Абстрактное, виртуальное, потенция Конкретное, акт
Пассивное, консервативное Сущность Активное. Динамичное, изменчивое явленность
Система Необходимое, норма функция Случайное, нарушение нормы
Инвариант вариант

 

Система языка отражает тот скрытый порядок, который недоступен эмпирическому наблюдению. Эта система находится в сознании и позволяет производить речь: выбор эл-та каждого уровня и их сочленение. Т.о., язык пассивен, а речь активна. Или язык потенциально активен. Язык характеризуется относительным постоянством, универсальностью, всеобщностью, а речь динамичной изменчивостью, индивидуальностью. Речь (физическое, материальное) есть реализация языка (психического, идеального).

 

Неабсолютность противопоставления (2 стороны листа). Как речь влияет на язык? Устаревшие слова редко употребляются в речи и могут уйти из языка. Наоборот, новая лексика, созданная индивидом, может войти в фонд языка.

 

Речевая деятельность. Употребляя язык, мы совершаем акт речи, речевой акт. Акт речи состоит из говорения, восприятия и понимания. Модель речевого акта:

говорящий и воспринимающий (или адресант и адресат) – его участники.

Возможность говорения. Необходимость говорения (интенция).

Между ними возникает канал связи – общность языка, кода.

общность ситуации. Понятие дискурса. Шум. Формы коммуникации (я-я, я-ты/вы, я-они).

Порождение речи и восприятие речи. Энтропия (избыточность, неопределенность сообщения) и ее степень. Причины неадекватности восприятия, интерпретации в речевом акте. Необходимость «перевода» с языка говорящего на язык слушающего.

Условия успешной коммуникации: общий язык, языковая способность участников, общий контекст ситуации, низкий уровень шума, коммуникация в реальном времени.

 

Уровни порождения речи. Речь есть переход от абстрактной системы к конкретному употреблению. Порождение речи: замысел сообщения (интенция, намерение нечто сказать), выбор и состыковка абстрактных единиц, внутреннее оформление сообщения, реализация в речевых вариантах.

Т.о., процесс порождения речи доказывает существование внутренней и внешней речи (исследования Леонтьева, Выгодского). Внутренняя речь отличается свернутостью, краткостью, эллиптичностью, поскольку это речь для себя. Это сцепление смыслов, не облеченных еще в форму («речь без слов», по Выгодскому, без подлежащего, только предикативная).

Восприятие речи такой же активный процесс, как и порождение. Сегментарное построение и сегментарная расшифровка. [ь], [ъ] - [a]. [сат] – сады.

Обучение иностранному языку. Контекстная модель (воспроизведение на стимул-ситуацию). Модель «от языковой модели к высказыванию».

Виды, множественность языков. По способу существования: е стественные (этнические) и искусственные языки (эсперанто). По природе знаков: вербальные и невербальные (языки искусств, жестов, азбука Морзе, знаков дорожного движения). Относительно времени существования: живые и мертвые. Вторичные моделирующие системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.