КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постулат № 1. Язык и речевая деятельность
Постулаты лингвистической теории. Перекрестки лингвистики. Языковая деятельность. Язык и речь. Многообразие языков отображения мира. Философия языка
Что представляет из себя язык как инструмент общения, коммуникации? Язык как сфера жизни? Лингвистика – учение о максимально общих, универсальных принципах устройства естественных языков, независимо от выбора конкретного языка. Учение о языковых универсалиях, инвариантах устройства всех языков. Они наблюдаются во всех языках без исключения. Это модель устройства языка вообще. Постулат-основание. Ф.де Соссюр. Его лекции, Женева, публикация после смерти, 1967. Причина противопоставления. Почему возникла гипотеза о всеобщей системе (от индивидуального, наблюдаемого – к общему). При индивидуальности, вариативности речи каждого - возможность понимания речи в сообществе. Соссюр выстраивает разграничение через систему бинарных оппозиций
Система языка отражает тот скрытый порядок, который недоступен эмпирическому наблюдению. Эта система находится в сознании и позволяет производить речь: выбор эл-та каждого уровня и их сочленение. Т.о., язык пассивен, а речь активна. Или язык потенциально активен. Язык характеризуется относительным постоянством, универсальностью, всеобщностью, а речь динамичной изменчивостью, индивидуальностью. Речь (физическое, материальное) есть реализация языка (психического, идеального).
Неабсолютность противопоставления (2 стороны листа). Как речь влияет на язык? Устаревшие слова редко употребляются в речи и могут уйти из языка. Наоборот, новая лексика, созданная индивидом, может войти в фонд языка.
Речевая деятельность. Употребляя язык, мы совершаем акт речи, речевой акт. Акт речи состоит из говорения, восприятия и понимания. Модель речевого акта: говорящий и воспринимающий (или адресант и адресат) – его участники. Возможность говорения. Необходимость говорения (интенция). Между ними возникает канал связи – общность языка, кода. общность ситуации. Понятие дискурса. Шум. Формы коммуникации (я-я, я-ты/вы, я-они). Порождение речи и восприятие речи. Энтропия (избыточность, неопределенность сообщения) и ее степень. Причины неадекватности восприятия, интерпретации в речевом акте. Необходимость «перевода» с языка говорящего на язык слушающего. Условия успешной коммуникации: общий язык, языковая способность участников, общий контекст ситуации, низкий уровень шума, коммуникация в реальном времени.
Уровни порождения речи. Речь есть переход от абстрактной системы к конкретному употреблению. Порождение речи: замысел сообщения (интенция, намерение нечто сказать), выбор и состыковка абстрактных единиц, внутреннее оформление сообщения, реализация в речевых вариантах. Т.о., процесс порождения речи доказывает существование внутренней и внешней речи (исследования Леонтьева, Выгодского). Внутренняя речь отличается свернутостью, краткостью, эллиптичностью, поскольку это речь для себя. Это сцепление смыслов, не облеченных еще в форму («речь без слов», по Выгодскому, без подлежащего, только предикативная). Восприятие речи такой же активный процесс, как и порождение. Сегментарное построение и сегментарная расшифровка. [ь], [ъ] - [a]. [сат] – сады. Обучение иностранному языку. Контекстная модель (воспроизведение на стимул-ситуацию). Модель «от языковой модели к высказыванию». Виды, множественность языков. По способу существования: е стественные (этнические) и искусственные языки (эсперанто). По природе знаков: вербальные и невербальные (языки искусств, жестов, азбука Морзе, знаков дорожного движения). Относительно времени существования: живые и мертвые. Вторичные моделирующие системы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |