Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Непроизводственная сфера и ее место в рыночной экономике. предмет и задачи курса

ЛЕКЦИИ для ЗФО

При изучении данной темы студенты должны обладать знаниями микроэкономики. Иметь представления об основных экономических категориях. Для успешного усвоения учебного материала студенты также должны обладать знаниями истории экономики.

Студенты должны понимать роль, значение и место непроизводственной сферы в рыночной экономике, суть ее социальной направленности, а также состав и отраслевую структуру непроизводственной сферы, ее взаимодействие с производст- венной сферой. Непроизводственная сфера - это совокупность отраслей, продукция которых, выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.). Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связано с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера и услугах. Непроизводственная сфера объединяет весьма разнообразные по сво- ему характеру отрасли хозяйства. В нее включают все то, что не может быть отнесено, по общепринятому делению, ни к промышленности, ни к сельскому хозяйству.

В нашей стране сложилась нерациональная отраслевая структура: на отрасли материального производства приходится

72,2 \%. а на непроизводственные отрасли - 27,8 \% населения,

занятого в народном хозяйстве. Данная тенденция несколько из- менилась за последние годы: 67,8 \% - материальное производст- во и 33,2 \% - непроизводственная сфера. Это объясняется рас- пространением в последние годы многообразия форм собствен- ности, производственными, техническими и финансовыми про- блемами ряда предприятий материального сектора.

Студенты должны уметь выделять ряд особенностей не- производственной сферы. Понимать, что непроизводственная сфера представляет собой внутренне однородную экономиче- скую группу отраслей общественно полезной деятельности, кото- рым свойственны в той или иной степени следующие черты и особенности, отличающие их от отраслей материального произ- водства:

• нематериализация живого труда;

 

• невещественный характер конечных результатов дея-тельности;

• обусловленность полезного эффекта деятельности взаи-модействием субъекта и объекта труда;

• преобладающая доля умственного труда в совокупных трудовых затратах;

• ведущая роль творческого труда в достижении конечногоэффекта;

• двойственный характер материальных факторов производства как условия производства и средств потребления;

• непосредственное воздействие на человека и пр.

Особое значение студенты должны обратить на особенность ”продукции” непроизводственной сферы - услуги, которые используются для удовлетворения общественных потребностей, в том числе для расширения экономических ресурсов в определенных формах и элементах производительных сил общества.

Тема 2. классификация услуг и их характеристики

При изучении данной темы студенты должны знать различные определения «услуги» и ее основные характеристики.

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, вклю- чающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказы- ваемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Услуга — любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.

Услуги - действия, направленные непосредственно на потребителя.

Услуги - виды деятельности, в процессе выполнения ко- торых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.

Услуги - блага, предоставляемые в форме деятельности.

Услуги - в экономической теории - товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Также студенты должны уметь классифицировать услуги

в различных сферах производства и обращения на следующие пять групп:

1. Производственные услуги, к которым относятся инжиниринговые, лизинговые, обслуживание клиентов по ремонту

 

оборудования и различной техники и пр. В сфере обращения это такие виды услуг, как нарезка и раскрой металла, разлив жидких видов материалов, нарезка бумаги и другие;

2. Распределительные услуги. К ним относятся услуги в торговле (по закупке и сбыту товаров), услуги в транспортном об- служивании и в средствах связи и пр.;

3. Потребительские услуги. К ним можно отнести услуги по туризму, коммунальные услуги, связанные с домашним хозяй- ством и пр.;

4. Общественные услуги. К ним можно отнести услуги телевидения, радиовещания, образования, здравоохранения и культуры и пр;

5. Профессиональные услуги. К ним можно отнести бан- ковские услуги, страховые, финансовые, консультационные, рек- ламные и др.

Студентам необходимо знать, что также существует МКТУ

- Международная классификация товаров и услуг, предназначенная для регистрации товарных знаков. Согласно МКТУ все товары и услуги по признаку однородности разбиты на 45 классов: 1-34 класс – это товары, 35-45 – услуги:

Класс 35 - Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба.

Класс 36- Страхование: финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.

Класс 37- Строительство; ремонт; установка оборудования.

Класс 38- Телекоммуникации.

Класс 39- Транспортировка; упаковка и хранение товаров;организация путешествий.

Класс 40- Обработка материалов.

Класс 41- Воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно- просветительных мероприятий.

Класс 42- Научные и технологические услуги и относя- щиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по про- мышленному анализу и научным исследованиям; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров.

Класс 43- Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания.

 

Класс 44- Медицинские услуги; ветеринарные услуги; ус- луги в области гигиены и косметики для людей и животных; услу- ги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.

Класс 45- Услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и соци- альные услуги, оказываемые другими для удовлетворения по- требностей индивидуальных лиц.

Общероссийский классификатор услуг населению

(ОКУН) разделяет услуги на:

1. Бытовые услуги;

2. Транспортные услуги;

3. Услуги связи;

4. Жилищно-коммунальные услуги;

5. Услуги учреждений культуры;

6. Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;

7. Услуги физической культуры и спорта;

8. Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

9. Услуги правового характера;

10. Услуги банков;

11. Услуги в системе образования;

12. Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

13. Прочие услуги населению.

Студентам необходимо проакцентировать свое внимание на отличиях основных характеристик услуги от товара, имеющего предметно-материальную форму, понимая, что услуга отличается от товара и в то же время является товаром, так как имеет свою

цену или ценность. Для услуги в сфере нематериального произ- водства присущи следующие характеристики отличающие ее от товара имеющего предметно-материальную форму:

1. Неосязаемость. Услуги неосязаемы, то есть их невозможно продемонстрировать, транспортировать, хранить, учитывать и упаковывать до момента приобретения. Можно лишь описывать преимущества, которые могут быть получены в ре- зультате приобретения услуги. Неосязаемость услуги вызывает сложность и у поставщика услуги, так как он не может продемон- стрировать ее, и у потребителя услуги, так как он находится в со- стоянии неопределенности. Трудно оценить качество услуги до ее получения, а в некоторых сферах и после получения услуги;

 

2. Неразрывность производства и потребления, т.е. отличительной чертой услуги является то, что ее невозможно произвести заранее и хранить как товар. Данный фактор ставит в затруднительное положение покупателя услуги, так как становит- ся невозможным проведение сравнений между конкурирующими предложениями;

3. Неотделимость от источника, т.е. услуга неот- делима от своего источника, в то время когда товар в материаль- ном виде может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника. Данный фактор приводит к тому, что количество потребителей услуги ограничено и необходимы спе- циальные механизмы или мероприятия для преодоления данных ограничений;

4. Непостоянство качества, т.е. качество услуг мо- жет колебаться в широких пределах в зависимости от их постав- щиков, а также времени и места оказания услуг. Качество услуги может меняться даже в тех случаях, когда услугу оказывает одно и то же лицо, организация или фирма;

5. Несохраняемость, т.е. услугу невозможно хра-

нить, услуга имеет “однократный сиюминутный” характер.

Еще одной из отличительных свойств услуги от товара является то, что в процессе продажи услуги возникает личный

контакт между продавцом и клиентом. При продаже товара про-

изводящая организация может и не иметь контакта с покупате- лем, переложив функцию продажи товара. Данное отличие тре- бует особых навыков персонала предприятия работающего в сфере услуг, в особенности, если услуга оказывается в сфере образования.

В связи с тем, что рыночное предложение компании обычно включает в себя предоставление некоторых услуг, которые могут составлять как большую, так и меньшую часть общего предложения,

то студентам необходимо разобраться с основными пятью катего-

риями предложения услуг.

От обучающихся также требуется знать все этапы жиз- ненного цикла услуги и уметь определять на каком этапе жизнен- ного цикла находятся различные услуги в данный момент времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История государства и права зарубежных стран | Тема 3. рынок услуг: спрос, предложение, конкуренция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.