Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды регулирования

при изучении второго вопроса темы студент должен обратить внимание на то, что поскольку в практике управления мы имеем дело не с общим понятием регулирования, а с конкретными действиями руководителей, то возникает необходимость рассмотреть виды регулирования более детально.

Стабилизирующее регулирование – на­правлено на упорядочение отношений предприятия с субъектами внешней среды, а также внутренних отношений между различными его частями.

Целью стабилизирующего регулирования является установле­ние определенных организационно-социальных правил, точных предписаний к действию, а также рамок деятельности иповеде­ния работников предприятия. Данная цель достигается путем разработки, введения в практику и контроля со­блюдения соответствующих регулирующих положений (устав, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т. п.), обязательных для исполнения.

В качестве регулиру­ющих воздействий используются правила, определяющие порядок деятельности предприятия и его частей, а также система ограничений, устанавливающих преде­лы и пропорции, которые должно соблюдать предприятие в процессе этой деятель­ности. Это уставные положения, должностные инструкции, распорядок дня, поло­жения, определяющие порядок взаимоотношений с поставщиками, потребителями, государственными органами и т. п. Эти положения вводятся на определенный период времени и обяза­тельны для исполнения.

Стабилизирующее регулирование, исходя из его направленности, подразделяется на три подвида: непосредственное регулирование, регулирование на основе норм и регулирование с помощью инструктирования.

1. Непосредственное регулирование осуществляется в отношении предприятия в целом, организационной структуры управления и структуры аппарата управления. К регламентирующим правилам относятся соответственно Устав предприятия, поло­жения о линейных и функциональных подразделениях, должностные инструкции.

2. Регулирование на основе норм направлено на установление пределов «свободы» поведения людей, осуществляющих процессы производства и управления. Регулиро­вание проявляется как при разработке и проектировании процессов (соблюдение норм и нормативов), так и управления ими.

Особенностью регулирования на основе норм является полнота и объективность отражения условий, которые определяют поведение работников предприятия. Поэто­му устанавливаемые нормы должны быть осмысленными с точки зрения восприятия сотрудниками предприятия. Менеджеры при использовании этого вида регулирования должны стремиться к тому, чтобы применяемые ими нормы были бы добровольно восприняты теми людьми, чью деятельность они регулируют. Следует также помнить, что необоснованно жесткие или неоправданно заниженные нормативы, как правило, приводят к дестимулированию, а чрезмерно детальные - снижают индивидуальность и инициативность работников.

3. Регулирование с помощью инструктирования обычно основывается на ме­тодической помощи и информационном обеспечении выполнения предстоящей рабо­ты. Инструктирование - это наставление, подробное объяснение, предупреждение, указание по соблюдению, выполнению чего-либо и т. п.

В данном случае инструктирование следует понимать как использование работни­ком соответствующих инструктивных материалов, регламентирующих выполнение определенной работы. Например, «Инструкция о порядке планирования проведения организованного набора рабочих».

Распорядительное регулирование представляет собой совокупность способов и приемов, направленных на регулирование текущей работы. Это процесс не­посредственного воздействия на исполнителей решений, принятых руководителем. Они реализуются путем проявления полномочий руководителем по отношению к подчиненным.

Цель распорядительного регулирования заключается в воздействии руково­дителя на целенаправленное поведение объекта управления, осуществляемое в соответствии с заданной программой или условиями деятельности предприятия.

Использование распорядительного регулирования обусловлено следующими причинами:

а) необходимостью устранения отклонений от установленных стандартов, выяв­ленных в процессе контроля;

б) необходимостью побуждения к действию для выполнения принятого управлен­ческого решения.

Содержание распорядительного регулирования определяется конкретными причи­нами и возникающими ситуациями. Они, как правило, не имеют четко установленных закономерностей проявления и времени возникновения. Они являются следствием возникающих ситуаций и незапрограммированных управленческих решений.

По форме проявления распорядительное регулирование может быть представлено документально и устно. По своему содержанию распорядительные воздействия име­ют различную форму.

Распорядительное регулирование оказывает как активное, так и пассивное воз­действие. Так, приказы, указания, распоряжения, решения и дру­гие формы прямого административного воздействия носят активный характер, т. е. побуждают к действию, требуют анализа ситуации, влекут за собой ответственность и дисциплину исполнения.

Пассивные формы встречаются реже в административном воздействии. Они не имеют силу обязательного, немедленного, своевременного и точного реагирования. Их основное назначение состоит в повышении эффективности коммуникаций в про­цессе выполнения активного регулирующего воздействия. Они часто дополняют ак­тивную форму регулирования, чем повышается их результативность.

Для эффективного регулирования менеджеру очень важно принять решение, на­сколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стан­дартов. Функция контроля выдает информацию об отклонениях, которая служит осно­вой для решения о начале регулирующих действий. Этот этап является наиболее важ­ным и заметным в процессе регулирования. Поэтому определение масштаба допус­тимых отклонений - вопрос первостепенной важности для процесса регулирования. Если будет слишком большой масштаб отклонений, то возникающие проблемы могут приобрести угрожающий характер. Но, если масштаб взят слишком маленький, то предприятие будет реагировать на незначительные отклонения, что весьма накладно и требует много времени. Регулирующие действия могут парализовать деятельность предприятия. Смысл распределительного регулирования во всех случаях состоит в том, чтобы, используя информацию функции контроля, понять причины отклонения и добиться возвращения параметров процесса к требуемому образу действий.

Дисциплинарное регулирование связано с процессом делегирования полномочий. Сущность дисциплинарного регулирования как совокупности способов воздействия раскрывается через процесс установления ответственности. Как известно, при деле­гировании полномочий ответственность лишь перераспределяется между руководи­телем и лицом, которому делегируются полномочия. Другими словами, руководитель имеет право делегировать обязанности, права и в этих пределах возложить ответ­ственность на подчиненного. Но при этом ответственность в полном объеме (в т. ч. и перераспределенную) руководитель оставляет за собой.

Цель дисциплинарного регулирования - раз­витие способностей и творческих сил у подчиненных, направленных на исполь­зование делегированных прав самостоятельно принимать управленческие решения.

Дисциплинарное регулирование проявляется в праве руководителя требовать от подчиненных:

1) конкретных результатов по определенным ключевым моментам, которые им делегированы;

2) периодического доклада о ходе выполнения заданий;

3) подробного выполнения своих инструкций и разрешение свободы действий лишь в случаях крайней необходимости;

4) буквального следования инструкциям и приказам, немедленного уведомления при появлении каких-либо затруднений.

Дисциплинарное регулирование затрагивает поведенческие аспекты функции ре­гулирования. К сожалению, хотя большинство менеджеров понимает, что процесс регулирования - это не только передача приказов и указаний, но и возможность оказа­ния положительного воздействия на человека, часто об этом забывают.

Критическая роль дисциплинарного регулирования обозначена в самом его назва­нии. Оно представляет собой способ, при помощи которого обеспечивается соблюде­ние ответственности как основы менеджмента - «добиваться выполнения работы при помощи других людей». Никакое управление не дает требуемых результатов, если ра­ботники предприятия не будут соблюдать установленные нормы и правила поведения.

Ответственность, как известно, представляет собой обязательство выполнять име­ющиеся задачи (в т. ч. регулирующие воздействия) и отвечать за их удовлетвори­тельное разрешение. Ответственность всегда должна соответствовать вознаграж­дению. Дисциплинарное регулирование базируется на допущении, что, принимая кон­кретную работу и вознаграждение за нее, работники косвенным образом соглашают­ся выполнять ее на уровне, удовлетворительном для предприятия.

По своему содержанию дисциплинарное регулирование может иметь:

1) распорядительное воздействие. Например, приказ о поощрении или наказании по результатам деятельности конкретного сотрудника;

2) регламентирующее воздействие. Например, должностная инструкция, отражаю­щая результаты распределения и делегирования полномочий конкретного сотрудника;

3) нормирующее воздействие. Например, норма времени (трудоемкость решения задачи) на разработку бизнес-плана.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы функции регулирования | Установление регламентов, норм, инструкций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.