Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика средних времен и эпохи Возрождения

Античные теоретики заложили фунда­мент науки об ораторском искусстве, начали разрабаты­вать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, стали создавать методику обучения. Антич­ная риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук».

Главной особенностью средневековой культуры является ее глубокая и очень сложная взаимо­связь с религией. В средние века церковь была самым круп­ным феодальным землевладельцем. Она занимала господ­ствующее положение в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные ин­ституты, философия, наука, образование, искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, вся­кая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, удерживало развитие духовной жизни средневекового общества. Система религиозного мировоззрения наложила твой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.

Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в своих «Очер­ках по истории красноречия», «средневековое красноречие не могло обладать творческой силой истинного искусства, но оно должно было оставаться на почве чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в государственной жизни». Основным видом было духовное красноречие, которое стало мощным инструментом церкви по защите и укреплению своих позиций и сильным средством воздействия на народные массы.

Служители церкви должны были пересказывать религиозные догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика - наука о христианском церковном проповедничестве.

К числу знаменитых религиозных проповедников относят епископа г. Кесарии в Малой Азии Василия Великого (ок. 330-379); епископа Константинополя Иоанна Злато уста (ок. 350-407), чье имя стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора; епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354—430), который использовал достижения формальной риторики; испанского архиепископа Исидора Севильского (560—635); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673—735), уделявшего много внимания фигурам и тропам.

В период позднего средневековья громадное влияние на современников оказывали речи настоятеля монастыря до­миниканцев во Флоренции Савонаролы (1452—1498). Он выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. «Иногда, сходя с кафедры, писал он, - я думаю про себя: лучше мне не говорить и не проповедовать об этих вещах, но оставаться в покое и предоставить все воле Божьей. Но когда я опять стою здесь, я не могу преодолеть себя и действовать иначе.

Божье слово становится во мне огнем, который горит в моем сердце и сжигает меня».

Как отмечал один из современников, в речах Савонаро­лы «нет плана, лестницы, украшений слога, изящества, но в них чувствуется стихийная сила грома и молнии».

С появлением средневековых университетов в ХI-ХII ве­ках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый), религиозная философия. Наиболее характерными чертами ее было стремление опираться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схоласты черпали, прежде всего, из «священного писания».

Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинени­ях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.

Как отмечают исследователи, наука находилась в за­колдованном кругу авторитета и традиций. Показателем эрудиции ученого считалось знание возможно большего числа цитат рrо и сопtrа какого-либо положения. Важным признаком учености являлось знание латинского языка, умение использовать в своей речи латинские слова и выражения.

Лекции в университетах читались профессорами по боль­шим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книго­печатания тогда еще не было, поэтому, чтобы сохранить книги, их нередко приковывали к кафедре цепями. Задача лектора состояла в комментировании студентам прочи­танного текста.

Догматизм, цитатничество, начетничество, а также по­гоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приемами схоластической ритори­ки.

Зарождение капиталистических отношений в недрах феодальной формации оказало огромное влияние на раз­витие всей культурной жизни стран Западной и Централь­ной Европы. Начинается новый этап в развитии мировой культуры - Возрождение.

Главным выражением произошедшего в культуре вели­чайшего переворота становится гуманизм (от лат. hото - человек, hитапиs - человеческий). На первый план вы­двигается человек как личность. Ценятся его ум, воля, способности, нравственные качества, признается его пра­во на свободу, самостоятельность, счастье независимо - от социального положения, принадлежности к знатному роду. Утверждается красота и достоинство человека, сила его разума и энергии.

Важное значение для формирования культуры Возрож­дения имело обращение к великому реалистическому на­следию античности. Гуманисты перевели произведения почти всех философов, поэтов, ораторов; освободили мно­гие античные произведения от средневековых искажений Передовые люди XIV—XV вв. были убеждены, что только через возрождение античной культуры после многих столетий средневекового варварства и невежества можно прий­ти к истинному познанию человека.

В середине XV в. немецкий изобретатель Гутенберг со­здал европейский способ книгопечатания, который стал применяться во многих странах. Рост книгопечатания способствовал широкому распространению античного наследия и новых гуманистических идей.

Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию. Большое влияние на искусство слова оказали вожди реформации (Мартин Лютер в Германии; Жак Кальвин во Франции; Ульрих Цвингли в Швейцарии), а также руководители крестьянских войн (Гильом Каль во Франции; Джон Болл и Уот Тайлер в Англии; Ян Гус и Ян Жижка в Чехии; Томас Мюнцер в Германии и др.).

Светский характер приобретает судебное красноречие. Значительно усиливается авторитет римского права. Гро­мадное влияние и авторитет приобретает Цицерон, став­ший для судебных деятелей идеалом, к которому надо стре­миться. Появляются труды по теории судебного красноре­чия, например, «Диалог об ораторах» Луазеля.

Начинает развиваться торговое, парламентское, воен­ное красноречие. Значительно расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей. Это вопросы политики, права, экономики, нравственности, религии. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.

Начиная с эпохи Возрождения, доминантой всех евро­пейских национальных элементов развития риторики, по мнению специалистов, является ее «литературизация».

Ораторское искусство становится неотъемлемой частью культуры нового времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Риторика Квинтилиана | ЛЕКЦИЯ 2. 1. Говоріння, слухання, аудіювання
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.