КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности структуры хрии и ее использования
Смысловая схема речи. Как размножаются идеи. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона. РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РИТОРИЧЕСКИЙ ЭСКИЗ РЕЧИ ОРАТОРИЯ 2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика. 4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии. Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.
Этапы классического риторического канона: 1. Инвенция – изобретение (найти что сказать). 2. Диспозиция – расположение изобретения. 3. Элокуция – словесное оформление мысли. 4. Меморио – запоминание. 5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи). Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи. Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура: 1) введение; 2) предложение; 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»). Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).
Инвенция. Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.
По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.
Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели «топы ««общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение. Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею. Смысловая модель: Род, вид
Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.
Смысловая модель: Определение Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.
В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением. I способ – подвести под общее понятие. II способ – определить предмет речи через противопоставление. III способ – используя метонимию – через смежность предмета. IV способ – через последовательное перечисление свойств.
Троп: целое, часть. Используется для определения: 1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом; 2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез. I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы. II. Самые заметные признаки и свойства. Второй этап классического риторического канона – диспозиция. Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.
Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.
Рекомендации старых риторик: По Ломоносову порядок расположения топов следующий: 1) описание неодушевленных предметов: - дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид; - смысловая модель целое-частное; - внешние свойства (форма, материал); - место, где встречается данный предмет; - функции предмета; - свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы); 2) схема описания одушевленных предметов (животных): - определение, использование, топ, род, вид; - свойства, внешний вид; - действия, образ жизни; - свойства внутренние: характер, нрав; - польза; 3) требования при описании технического предмета (инструкция); - описание должно быть понятным, полным, точным.
Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.
Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!) 2) сказать о времени дня или года 3) сказать о месте, где предмет находится или встречается. (описание от общего к частному). Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода) 2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть 3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность. 4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки: а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания; б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов. Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания; 3) выразить нравственную идею, моральную мысль.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |