![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс коммуникаций
Приступая к изучению данного вопроса, студент должен обратить внимание на то, что обеспечение согласованной работы подразделений организации, отдельных исполнителей, групп работников, а также необходимых контактов с внешней средой требует своевременной передачи информации различных видов, определенного качества, необходимой достоверности и др.
Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, которая в данном случае является предметом обмена. Элементы коммуникационного процесса: 1. Отправитель – лицо, передающее информацию, формирующее значение того, что он хочет передать. 2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал – средство передачи информации. 4. Получатель – лицо, которому предназначена информация. Этапы коммуникационного процесса: 1. Зарождение идеи. Отправитель информации может иметь большой объем различной информации. Но не вся информация имеет ценность для получателя, поэтому обмен информацией начинается с формулировки идеи, которую отправитель считает нужным и правильным сделать предметом обмена. После формулирования идеи осуществляется выбор информации. Следовательно, в коммуникационном процессе используют только ту информацию, которая отвечает сформулированной идее, раскрывает ее содержание. На этом этапе идеи еще не закодирована в слова или символы. Отправитель только принимает решение, какую именно идею он желает сделать предметом коммуникации. 2. Кодирование и выбор канала. Информацию кодируют с помощью слов, символов, интонации, жестов. Вследствие кодирования идея превращается в сообщение. 3. Передача. На этом этапе осуществляется передача сообщения от отправителя к получателю информации с помощью выбранного канала. 4. Декодирование. Получив сообщение от отправителя, получатель декодирует его. В процессе декодирования символы отправителя переводят в мысли получателя. При изучении коммуникационного процесса следует обратить внимание на два момента: обратная связь и помехи. Обратная связь – ответ получателя на послание. Это дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и как оно декодируется. Обратная связь свидетельствует о мере понимания получателем сообщения. Шум – возникающие на всех этапах коммуникационного процесса искажение содержания сообщений. Источники шума варьируются от языка (в вербальным и невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.
Участниками коммуникационной сети являются: – лицо, принимающее решение; – исполнители, которые берут участие в его подготовке и реализации, предоставляют информацию о ходе его реализации. Коммуникационные сети подразделяются на две группы, различающиеся по степени централизации поступления и распространения информации (рис. 13.3); – централизованные сети – решение проблем и принятие решений предусматривает взаимодействие с одним и тем же самым сотрудником; – децентрализованные сети – члены команды вольно общаются между собой, в одинаковой степени обрабатывают информацию и принимают согласованные решения. Эффективность обеих групп коммуникационных сетей зависит от того, какого содержания задания решают команды. В частности, централизованные сети эффективны при решении простых заданий: работники команды просто передают информацию лидеру, принимающему решение. Например, при контроле за выполнением планов по реализации товаров информация от старших продавцов доходит до коммерческого директора, который и принимает решение о корректировке календарных планов в случае возникновения «узких мест». Здесь коммуникации осуществляются по схеме «крест». По схеме «Y» часто работают работники малых предприятий. Например, для принятия решения о расширении ассортимента товаров директору предприятия необходимы консультации коммерческого директора (состояние рыночной конъюнктуры) и главного бухгалтера (финансовые возможности фирмы).
Рис. 13.3 – Эффективность командных коммуникативных связей.
В децентрализованных сетях информация «обходит» всех членов команды до тех пор, пока кто-либо из работников не соберет ее и не найдет решение. Это замедляет решение простых заданий. А в проблемных ситуациях децентрализованные сети работают быстрее, чем централизованные, поскольку информация доступна всей команде и каждый работник берет активное участие в принятие решений. Поэтому, например, сети тапа «все каналы» целесообразно использовать для разработки стратегических решений, когда лидеру необходимы консультации всех ключевых лиц фирмы и ведущих специалистов. Сеть «колесо» применима для решения взаимосвязанных задач, когда информация, полученная от одного лица, служит отправной точкой для следующего этапа работ и завершения информационной цепи является основой для следующего цикла работ, требующих выводов предыдущей работы (например, при разработке продукта). Аналогичная картина наблюдается и по точности решений, принимаемых командами. Для решения сложных проблем менеджеру следует обеспечивать свободный доступ к информации всем членам команды, т.е. создавать децентрализованных коммуникационные сети, а при решении рутинных заданий целесообразно формировать централизованные. Одновременно эффективный менеджер должен использовать и неформальные каналы передачи информации, делающие ее более четкой и достоверной.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |