Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Наука и техника в хvш в




 

Промышленная революция и утверждение капитализма. Изобретение рабочих машин и создание парового двигателя. Текстильные и прядильные машины. Принципиальное изменение в связях науки с производством. Возникновение технологии как науки о производстве.

Институализация науки и инженерии: общества, университеты и академии наук как собрания экспериментаторов. Возникновение технических школ, периодики и инженерных обществ. Становление инженерного образования: высшие технические школы как центры формирования технических наук. Парижская политехническая школа как прообраз научного образования инженеров. Развитие инженерного образования в странах Европы, России и США.

Появление целостной научной картины мира. Разработки математического аппарата механики, физики, накопление и обобщение знаний по естественным, техническим и гуманитарным наукам.

Достижения в области строительства, архитектуры. Образование РАН

(Российская Академия Наук 1724 г.). Крупнейшие достижения отечественной и мировой науки, техники и культуры. Основание Московского университета 1755 г. и горного училища в Санкт-Петербурге.

Вклад в мировую науку М. В. Ломоносова, труды Д. Бернули, П. Паласа, Л. Эйлера, Г.В. Рихмана, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерковского, А.К. Нартова, С.К. Котельникова, И.И. Лепехина, М.В. Севергина, С.П. Крашенинникова, В.Н. Татищева, И.П. Кулибина, И.И. Ползунова, В.К. Тредиаковского.

Открытия химиков. Фундаментальный труд А. Лавуазье «Начальный учебник химии» с первой классификацией элементов. А.А. Мусин – Пушкин.

 

ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НА РУБЕЖЕ ХIХ – ХХ вв.

 

Революционные открытия в различных областях естествознания и ломка старых представлений о мире. Эволюционные идеи в естествознании: биология, астрономия, геология.

Важнейшие изобретения: паровоз, пароход, электромагнитный телеграф, новые способы производства литой стали и др. Революционные изменения в сфере металлургии, металлообработки, энергетики и транспорта.

Формирование в XIX в. классических технических наук (прикладная механика, теплотехника, электротехника).

Социально-экономическая структура городов Европы к середине XIX в. Нарастание противоположностей между городом и деревней. Углубление процессов урбанизации. Статистические данные о росте городов и населения. Рост технической оснащенности городов и неравномерность в распределении благоустройства при застройке центра и окраин-трущоб. Города, возникшие в пунктах пересечения железных дорог, и новые торговые города. Новые проблемы градостроительства.

Учреждение Нобелевской премии в области физики, химии, физиологии и медицины (1895г.) как индикатор основных направлений и достижений современной науки.

Расширение сети высших учебных заведений России. Университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге, институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Российские ученые – математики: М.В. Остроградский, В.Я. Буняковский, физики: Е.И. Паррот, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби и др.

Рост сети вузов и научных учреждений во 2-й половине Х1Х века.

Крупнейшие достижения отечественной науки. Математик П.Л. Чебышев, астрономы: О.В. Струве, Ф.А. Бредихин, физики: Н.А. Умов, А.Г. Столетов, П.И. Яблоков, биологи В.О. Ковалевский, А.О. Ковалевская, И.И. Мечников, И.И. Сеченов. Русские химики: Н.Н. Зинин, И.В. Авдеев, Г.И. Гесс, А.М. Бутлеров, В.В. Марковников, А.П. Бородин. Открытия Д.И. Менделеева. 1.Ш. 1869 года – периодический закон Менделеева. Крупнейшие достижения мировой химии. И.С. Гей-Люссак, М. Шеврель, А. Гарден, М. Фарадей и др. Формирование классической химии.

Новый виток развития научных организаций России в начале ХХ века. Комиссия по изучению естественных производительных сил России. Признание мировой наукой достижений И.П. Павлова, В.И. Вернадского, К.А. Тимирязева, математиков А.М. Ляпунова, А.А. Маркова, физиков Б.Б. Голицына, П.Н. Лебедева, химиков Н.Н. Бекетова, В.Н. Игнатьева, Н.С. Курнакова, Труды А.С.Попова К.С. Циолковского и др.

 

 

ТЕМА 9. НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ХХ- нач ХХI. в.

 

Научно-техническая революция ХХ века: ее сущность и основные направления. Компьютерная революция. Взаимосвязь науки и техники в ХХ веке. Двигатель внутреннего сгорания и автомобиль. Авиация, аэродинамика (открытия Н.Е.Жуковского). Реактивные самолеты и ракетостроение. Начало космической эры. Реактивные самолеты и ракеты. Радио, телевидение, лазеры, ЭВМ.

Наука и военная техника.

Наука и технология в конце ХХ века. Причины глобальных проблем и средство их решения. Генная и инженерная биотехнология. Психотехнологии.

Научная и техническая деятельность общества в современной картине мира. Наука в первое 10-летие ХХ1 века: становление новой формы научного знания. Перспективы развития науки и техники.

Магистрали развития науки ХХ1 века. Проблемы и тенденции развития мировой науки. Ее перспективы в обозримом будущем на мировом конкурентном рынке исследований и разработок. Отлаживание механизма: наука и бизнес. Внедрение западного опыта: идея-производство-бизнес.

Морально-этические проблемы использования научных знаний и ресурсные показатели функционирования науки. Наиболее вероятные «прорывы» в науке на ближайшее 10-летие.

Проблемы «устойчивого развития» цивилизации на основе достижений современной науки и техники. Наука и техника как факторы «возмущающих» изменений окружающей среды. Опасность техногенных катастроф. Необходимость общественного контроля над развитием научно-технического прогресса. Наука и безопасность человечества.

 

Основная литература (учебники и учебные пособия):

Автор, название, место издания, издательство, год издания Год изд. К-во Экз. Место хранения
  История и философия науки. Ч. 1. История науки. СПб: изд-во СПбГПУ, 2006.     ФБ
  История и философия науки. Ч. 1. История науки. СПб: изд-во СПбГПУ,2011     ФБ
  Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2007     ФБ
  Кнорринг, Вадим Глебович. История и методология информационной сферы человеческой деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Г. Кнорринг.— Электрон. текстовые дан. (1 файл: 5 Мб).— СПб., 2011        
  Голубинцев В.О., Данцев, В.С.Любченко. Философия науки. Ростов/Дон, изд-во Феникс, 2008.      

 

Дополнительная литература:

· П.Эткинз. Десять великих идей науки. М.: изд-во АСТ, 2008.

· Визгин В.П., Кессених А.В. (сост.). Научное сообщество физиков СССР. Вып. 1. СПб: изд-во РХГА, 2005; Вып. 2. СПб: изд-во РХГА, 2007.

· С.Хокинг, Р.Пенроуз, А.Шимони, Н.Картрайт. Большое, малое и человеческий разум. СПб: Амфора, 2008.

· У.Арнтц, Б.Чейс, М.Висенте. Кроличья нора. Что мы знаем о себе и Вселенной. М.: изд-во ЭКСМО, 2011.

· К.Поппер. Логика научного исследования. М.: изд-во АСТ, 2010.

· Шейпак А.А. История науки и техники. Энергомашиностроение: учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2007

· Берналл Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

· Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца ХХ в. Харьков, 1996.

· Волков В.А., Кузнецова Е.И. Выдающиеся химики мира. М., 1991.-656 с.

· Виргинский В.И., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины ХУ века. М., 1993.

· Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988. –467 с.

· Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.

· Казаков В.К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в Х-ХУП веках. М., 1976.

· Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1987.

· Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

· Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970.

· Люди русской науки: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Под ред. И.В. Кузнецова. В 4-х кн. М., 1961-1965 гг. Кн. 1: Математика. Механика. Физика. Химия. 1961; Кн.2. Биология. Медицина. Сельскохозяйственные науки. 1963;Кн.3. Техника. 1965.

· Поликарпов В.С. История науки и техники. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999.

· Развитие естествознания в России (ХУШ – нач. ХХ вв.). М., 1977.

· Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л., 1983.

· Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. Хронологический обзор. М., 1987.

Методология:

· И.Стюарт. Истина и красота. Всемирная история симметрии. М.: изд-во Астрель, 2010.

· Ф.Болл. Критическая масса. М.: Гелеос, 2008.

История естествознания:

· У.Гратцер. Эврики и эйфории. Об ученых и их открытиях. М.: КоЛибри, 2010.

· Н.Витковски. Сентиментальная история науки. М.: КоЛибри, 2007.

Философия науки:

· Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Ростов/Дон: изд-во Феникс, 2008.

Электронные ресурсы:

Информационный портал Министерства образования России

(адрес: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=275&oll.ob_no_to=) - Портал содержит ссылки на 400 информационных ресурсов. Ресурсы сайта представляются ценными для использования, прежде всего, в учебных целях.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ostu.ru/departm/physics/sim/Concept -курс «Концепции современного естествознания»

2. http://nrc.edu.ru/est - курс «Концепции современного естествознания» (Московский открытый университет)

3. www.en.edu.ru - естественнонаучный образовательный портал

6. www.college.ru - Открытый колледж

7. http://www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm - химия

8. http://www.college.ru/biology/index.php - биология

9. http://www.college.ru/physics/index.php - физика

10. http://college.ru/astronomy - астрономия

11. http://bookmedik.ru – биотехнологии, молекулярная биология и биоинформатика

12. www.philosophy.ru – философия

13. www.science-time.com – новости науки и учебные материалы

14. http://history.spbstu.ru/

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.