Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на северо-востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть "Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь". Долгое время в Залесской Руси просто текло время.

Но с IХ - Х вв. начинается славянская колонизация этих мест. Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:

· здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;

· земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозема среди лесов; славяне могли заниматься своими исконными занятиями - земледелием и скотоводством;

· Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий;

· здесь не было княжеских усобиц.

И в ХI в. здесь уже стояли города - Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром, Рязань. В ХII в. эти земли еще не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали.
В ХII в. начался очень важный в русской истории процесс - перемещение центра государства с юга - из Киева - на северо-восток - во Владимир.

Залесская Русь при Владимире Мономахе. Незначительной в политическом отношении получил эту землю в управление один из младших сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод. Но его сын - Владимир Мономах - смог разглядеть уникальность этих мест. К Залесской Руси он стал проявлять повышенный интерес. Несколько раз объехал свои владения, в 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим именем - Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.

При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.

Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей - Юрия. Юрий как младший сын не мог претендовать на киевское княжение. Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата - 4 апреля 1147 г. - считается датой основания Москвы.

Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и превратилось в самое сильное на всем Северо-Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгорукий".

В 1155 г. он захватил киевский престол. Однако Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами.

Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но прославился другим - как основатель Москвы.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева. Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Юрьевичу было уже 30 лет, все эти годы он прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, возможно, поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, вместе со своей дружиной он покинул Вышгород и отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.

Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. По преданию, Андрей тайком увез с собой местную религиозную святыню - икону Богоматери. Когда конь, везший эту икону, оказался рядом с Владимиром, то вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище "Андрей Боголюбский".

Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался от остальных русских князей. После смерти отца бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Так, Ростово-Суздальская земля стала самостоятельным княжеством. Бояре надеялись, что в благодарность Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей сразу же стал укреплять в княжестве свою собственную власть: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нем не стал, вновь ушел на север. Столицу своего княжества он перенес из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. После этого княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

Андрей Боголюбский стал возвышать свою столицу. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город - Золотые ворота. Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезенной иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы организовал новый религиозный праздник - Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось "житие", прославление иконы из Вышгорода. Она получит название "Владимирская". Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить ее заступничества.

Андрей Боголюбский попытался учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева, но константинопольский патриарх не дал на это своего согласия. Но уже брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо - Великим Владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.

Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской.

Во Владимире Андрей пережил страшный удар - кончину своего совсем еще молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами. Летописец назвал сына Андрея "вишенкой, срубленной в цвету". В память о сыне безутешный отец решил построить храм. И в 1165 г. руки человеческие сотворили чудо - возник самый поэтичный храм русского средневековья - Церковь Покрова на Нерли. Этот храм считается архитектурным совершенством: мастерам удалось передать глубокую печаль, смирение перед Судьбой, простоту, созерцание. В своем княжестве Андрей вел себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами.

Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории заключается в том, что он гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.

Владимиро-Суздальское княжество в правление Всеволода Большое Гнездо. После смерти Андрея Боголюбского после двух лет междоусобиц на владимирском престоле оказался его брат Всеволод по прозвищу "Большое Гнездо" (у него было 8 сыновей и четыре дочери, и у всех было большое потомство). Всеволод был сыном византийской принцессы. Он был одним их тех, о ком говорили "истинный византиец". Тонкий, умный, дипломатичный, он сумел поладить со всеми своими братьями и сесть на владимирский престол. Укрепившись на престоле, Всеволод продолжил политику своего брата Андрея - в княжестве стал укреплять свою собственную власть. Мятежные бояре были казнены, их имения конфискованы.
Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела в других княжествах - вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, подчинил своему влиянию Рязанское княжество.
Всеволод Большое Гнездо стал именоваться Великим князем. Великим его признали все русские князья. Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Итак, князья Северо-Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику:

· утверждали свою личную власть внутри своего княжества;

· укрепляли, возвышали свое княжество;

· распространяли свою власть на другие русские земли.

Во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.

Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Но в памяти народа осталось, как правили владимиро-суздальские князья и к чему это приводило: правили они единовластно, и это приводило к миру и спокойствию в их землях.

В ХIII в. процесс дробления Руси продолжился. Но в Северо-Восточной Руси уже началась встречная тенденция - борьба владимирских князей за объединение русских земель под властью одного общепризнанного князя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Татаро-монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость в XIII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.