КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест № 2
1. Формализация – это а) приведение убедительных аргументов (доводов), в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию; б) процесс мысленного отвлечения от некоторых («несущественных») свойств и отношений эмпирически данного объекта; в) отображение объектов некоторой области с помощью символов какого-либо языка. 2. Аксиоматический метод – этоа) способ постижения реальности, состоящий в восхождении от частного к общему, от единичных фактов к некоторому обобщающему выводу; б) исследовательский прием, обеспечивающий сведение изучаемых сущностей к чему-то более простому и легче поддающемуся точному анализу; в) способ построения научной теории, при котором некоторым положениям присваивается статус исходных, а все остальные ее положения выводятся из них дедуктивно. 3. Редукция – это а) способ построения научной теории, при котором некоторым положениям присваивается статус исходных, а все остальные ее положения выводятся из них дедуктивно; б) исследовательский прием, обеспечивающий сведение изучаемых сущностей к чему-то более простому и легче поддающемуся точному анализу; в) способ постижения реальности, состоящий в восхождении от частного к общему, от единичных фактов к некоторому обобщающему выводу. 4. Иррационализм – это а) философская концепция, отрицающая или существенно ограничивающая возможность разумного постижения действительности; б) чрезмерно высокая оценка когнитивных и социокультурных возможностей науки; в) негативное отношение к науке, отрицательная оценка познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. 5. Кибернетика – это а) направление постнеклассической науки, изучающее процессы самоорганизации в открытых, нелинейных системах; б) нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникновению множества различных виртуальных сценариев эволюции этой системы; в) наука о процессах и законах управления в сложных динамических природных, технических и социальных системах. 6. Экспликация – это а) эмпирическое опровержение высказываний, гипотез, теорий; б) эмпирическое подтверждение высказываний, гипотез, теорий; в) уточнение значения и смысла понятий и выражений, используемых в естественном и научном языках. 7. Логика – это а) раздел семиотики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию; б) наука о законах и операциях правильного мышления; в) искусство понимания и интерпретации текстов. 8. Метафора – это а) перенесение свойств одного предмета на другой на основе их сходства (или контраста) в каком-либо отношении; б) эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный, ограниченный (и даже ошибочный) характер; в) утверждение (система утверждений), относительно истинности которого научным сообществом решение еще не принято. 9. Высказывание «философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа» принадлежит а) П. Фейерабенду; б) И. Лакатосу; в) Т. Куну. 10. Идиографический метод – этоа) метод, нацеленный на формулировку научных законов различной степени общности; б) метод познания, основанный на акцентированном признании единичности и уникальности изучаемых процессов и событий; в) метод, основанный на выведении следствий из принципов, истинностное значение которых неизвестно. 11. Интернализм – этоа)направление в философии науки, представители которого утверждают, что в развитии науки решающая роль принадлежит внутринаучным факторам; б) направление в философии науки, представители которого утверждают, что в развитии науки решающая роль принадлежит вненаучным факторам; в) философско-методологическая концепция, согласно которой научное знание реально и потенциально фальсифицируемо. 12. Принцип дополнительности был сформулирован а) В.И. Вернадским; б) А. Эйнштейном; в) Н. Бором. 13. Принцип соответствия утверждает, что а) предшествующая научная теория является частным (или предельным) случаем последующей научной теории; б) невозможно одновременное точное измерение сопряженных параметров микрофизических систем; в) полное описание квантовых систем требует принципиально различных экспериментальных установок и соответствующих языков описания. 14. Основными уровнями научного познания и знания являются а) гипотетический, фактический, теоретический; б) описательный, объяснительный, предсказательный; в) эмпирический, теоретический, метатеоретический. 15. На смену неопозитивистскому этапу в развитии философии науки пришел а) постмодернистский этап; б) марксистский этап; в) постпозитивистский этап. 16. И. Лакатос был представителем а) неопозитивизма; б) постмодернизма; в) критического рационализма. 17. Конвенционализм – это а) модель роста научного знания, согласно которой развитие науки представляет собой постепенное и непрерывное накопление научных истин; б) направление в философии науки, сторонники которого подчеркивают, что в основе научного познания и знания лежат соглашения ученых; в) философское направление, сторонники которого утверждают, что источником достоверного знания являются данные наблюдений, экспериментов, измерений. 18. Основными аспектами бытия науки являются а) классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука; б) онтологический, гносеологический, аксиологический; в) система знания, социальный институт, вид деятельности. 19. Пролиферация – это а) становление новых узкоспециализированных научных направлений и дисциплин; б) приписывание значений и смыслов знакам определенного языка; в) размножение, максимальное увеличение разнообразия гипотез и теорий как необходимое условие жизнеспособности науки. 20. Представителями неопозитивистского этапа в развитии философии науки являлись а) К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр; б) К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд; в) М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат. 21. Формами научного знания являются а) проблема, гипотеза, теория; б) факт, эмпирическое обобщение, закон; в) все перечисленное. 22. Общенаучными методами познания являются методы а) анкетирования, самонаблюдения, тестирования; б) радиолокации, спектрального анализа, электронной микроскопии; в) индукции, дедукции, моделирования. 23. Этап неклассической науки охватывает а) начало ХХ века – 70-е годы ХХ века; б) середина ХIХ века – середина ХХ века; в) 20-е годы ХХ века – 50-е годы ХХ века. 24. Основными характеристиками классической науки являются а) механицизм, созерцательность, объектоцентризм; б) лапласовский детерминизм, элементаризм, фундаментализм; в) все перечисленное. 25. Идеалами и нормами научности являются а) системность, истинность, доказательность; б) эмпирическая обоснованность, критичность, объективность; в) все перечисленное. 26. Автором книги «Предположения и опровержения» является а) И. Лакатос; б) Л. Витгенштейн; б) К. Поппер. 27. Экспериментально-математизированное естествознание сложилосьа) в 5-м веке до н.э.; б) в 17-м веке; в) в 3-м веке до н.э. 28. Научная школа – это а) коллектив исследователей, включающий в себя лидера, создателя новой научной «эффективно работающей» программы, а также его учеников и последователей; б) совокупность профессиональных ученых; совокупность видов профессионального общения в научном сообществе. 29. Одним из создателей операционализма был а) Дж. Дьюи; б) П. Бриджмен; в) М. Шелер. 30. В соответствии с технологическим императивом а) безопасность новых технологий должны обосновывать и обеспечивать разработчики этих технологий; б) все, что стало технически осуществимым, неизбежно будет реализовано; в) испытуемый знакомится с целями, условиями и опасностями, с которыми сопряжено его участие в научном исследовании и добровольно соглашается принять в нем участие.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |