Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ характера в биоэнергетике А. Лоуэна

 

Александр Лоуэн, ученик Вильгельма Райха (см. раздел 1.2 главы 1), разработал систему под названием биоэнергетика или биоэнергетический анализ (или биоэнергетический психоанализ) (Лоуэн, 1996, 2000). Биоэнергетический анализ (БА) – это форма психодинамической психотерапии, в которой сочетается работа как с телесными проявлениями человека, так и с его сознанием. В основе подхода лежит теория развития психики, согласно которой события, происходящие на ранних этапах, в значительной степени определяют восприятие, поведение и отношения взрослого человека. Травмы детства отражаются в нарушениях взаимодействия и взаимоотношений взрослого человека в повседневной жизни. Биоэнергетический анализ находит признаки этих травм как в нарушении мышления, так и в телесных проявлениях.

В биоэнергетике характер определяется как фиксированный паттерн поведения, типичный способ, которым человек справляется со своим стремлением к удовольствию. Он «записан» в теле в форме хронического и обычно бессознательного мышечного напряжения, блокирующего или ограничивающего импульсы достижения. Характер также является психической позицией, которая поддерживается системой отрицаний, рационализации и проекций и поставлена в зависимость от идеального Эго, утверждающего свою ценность. Функциональное соответствие характера и структуры тела или мышечной позы является ключом к пониманию личности, потому что дает возможность читать характер по телу и объяснять позу тела по психическому образу (Лоуэн, 2000).

Взаимодействие между Эго и телом – диалектический процесс. Образ Эго влияет на тело посредством контроля, который Эго оказывает на произвольную мускулатуру. Человек подавляет желание закричать, стискивая челюсти, зажимая горло, сдерживая дыхание и напрягая живот. Желание наброситься с кулаками, чтобы выразить свой гнев, человек может подавить, сжимая мышцы плечевого пояса. Вначале это проявление сознательное, оно избавляет человека от развития конфликта и боли. Однако сознательное и добровольное сжатие мышц требует затрат энергии и поэтому не может поддерживаться неопределенно долго. Когда подавление чувства должно поддерживаться постоянно из‑за того, что его выражение не принимает окружающий ребенка мир, Эго отказывается от своего контроля над запрещенным действием и забирает энергию от импульса. Сдерживание импульса тогда становится бессознательным, и мышца или мышцы остаются сокращенными, потому что им не хватает энергии для растяжения и расслабления.

Каждая структура характера как на психологическом, так и на мышечном уровне имеет определенный паттерн защиты, который отличает его от остальных типов. Важно отметить, что эта классификация относится не к людям, а к защитным позициям. Признано, что ни один человек не является чистым типом и что в каждом человеке нашей культуры в разной степени сочетаются некоторые или все эти защитные паттерны. Нет двух индивидуумов, одинаковых по жизненной силе или по паттернам защит, возникающих на основе их жизненного опыта.

Лоуэн описал несколько типов человеческого характера, основываясь на их психических и физических проявлениях: шизофренический, шизоидный, оральный, психопатический, истерический, фаллически‑нарциссический, пассивно‑феминный, мазохистский и ригидный (Лоуэн 1998, 2000), подробное описание которых приведено в разделе 2.2.3 настоящей главы.

 

2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств

 

Теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально‑личностных свойств, разработанная Л. Н. Со‑бчик (2003), упорядочивает классификации типов личности многих психологических школ, не вступая в противоречия с ними.

Ведущие индивидуально‑типологические особенности и сопряженный с ними социально‑психологический и когнитивный индивидуальный стиль

 

Рис. 2.1.

 

Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов.

По данной типологии реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:

• Реакция, силы которой направлены вовне (наступатель‑ность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других).

• Реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).

Далее типология конституционально заданных свойств в соответствии с ведущими тенденциями может быть представлена следующими противоположными признаками: интроверсия – экстраверсия, тревожность – агрессивность, ригидность – лабильность, сенситивность – спонтанность (рис. 2.1).

Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально‑личностных тенденций. Кроме того, индивидуально‑типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типологическая модель У. Шелдона | Типология стилей жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.