КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ГЭУ постоянного тока
Классификация ГЭУ Техническое обслуживание рулевого привода Структурная схема автоматического управления РЭП Структурная схема следящего управления рулевым электроприводом Структурная схема простого управления рулевым электроприводом Напомним, что при простом управления в качестве органов управления используют кнопки «Лево руля», «право руля» или рычаг управления («джостик»). Руль перекладывается все то время, пока нажата одна из кнопок или рычаг вы веден из нейтрального положения. Перекладка прекращается, если отпустить кнопку или вернуть рукоятку поста в исходное - нулевое положение. Об угловом состоянии руля в каждый момент времени судят по рулевому указателю - аксиометру. Обобщенная разомкнутая схема ручного управления рулем по времени показана на рис. 10.17. Здесь представлены: РМ - рулевая машина; Н - насос переменной подачи (ГЗ - гидрозолотник в системе управления с насосом нерегулируемой подачи); ГУ – гидроусили тель; СР - серводвигатель; У - электрический усилитель.
Рис. 10.17. Обобщенная разомкнутая система ручного управления РЭГ-приводом
При простом управлении рулем контур регулирования разомкнут. При подаче управляющего напряжения U последовательно отрабатывают все звенья и начинается перекладка руля. Шток поршня гидроусилителя ГУ жестко связан с манипулятором насоса Н. Перемещение манипулятора ограничено. Поэтому пропорциональность между движением золотника гидроусилителя и ходом его поршня характерна только при сравнительно малых перемещениях. При снятии управляющего напряжения U серводвигатель СР останавливается, но подача насоса Н не прекращается. Для остановки руля необходимо, чтобы серводвигатель включением в обратную сторону сместил манипулятор насоса в исходное положение. Таким образом, разовая перекладка руля содержит четыре операции: 1. включение серводвигателя; 2. его остановку; 3. включение серводвигателя в обратном направлении; 4. его остановку. Поворот руля на заданный угол описанным способом даже опытному оператору (например, рулевому матросу) выполнить практически невозможно. Для нормальной работы требуется, чтобы при снятии входного управляющего сигнала U = 0 серводвигатель занимал исходное положение, что соответствует прекращению подачи масла на рулевую машину. В некоторых современных отечественных схемах управления (АТР, АИСТ) это делается специальным пружинным нуль-установителем, задача которого вернуть серводвигатель или, точнее, золотник гидроусилителя ГУ в нулевое положение (е = 0) после отключения. Иностранные фирмы часто используют сервопривод с электромагнитным управлением. Золотник такого привода всегда имеет пружинный самовозврат. Таким образом, простое управление рулем по структурной схеме рис.10.17 принципиально возможно. Для этого требуется только, чтобы элементы сервопривода автоматически возвращались в исходное положение после отключения серводвигателя.
Система следящего управления может быть создана путем замыкания входа и выхода разомкнутой системы (рис. 10.18) через соответствующие преобразующие устройства. Внутри следящего контура оказываются последовательно включенными два интегрирующих звена СР и РМ. Такие системы являются структурно неустойчивыми. Для придания устойчивости одно из интегрирующих звеньев должно быть охвачено жесткой обратной связью. Широко распространены схемы (рис. 10.18), где обратной связью охвачены два звена: рулевая машина РМ и насос регулируемой подачи.
Рис. 10.18. Структурная схема следящего управления РЭГ-приводом с механической обратной связью
При обратном соотношении в рулевом электроприводе возникают автоколебания, т.е. перо руля даже в отсутствие управляющего сигнала совершает самопроизвольные колебания влево-вправо по отношению к диаметральной плоскости судна. Для подавления автоколебаний в схему управления рулевым электроприводом вводят отрицательную обратную связь по выходному напряжениию, при помощи которой часть сигнала (напряжения) с выхода оконечного каскада усилителя подают в противофазе на вход усилителя. В результате коэффициент усиления усилителя по напряжению (а значит, и по мощности) уменьшается, но достигается главное – исчезают автоколебания пера руля. При подаче сигнала α на вход суммирующего устройства А баллер руля повернется на соответствующий угол α. Таким образом, задача следящего управления рулем превращается в задачу синфазного поворота поста управления ПУ и выходного органа сервомеханизма (СР, ГУ) α. Общая схема следящего управления рулем распадается на два независимых замкнутых контура I и II. Поворот поста управления ПУ на некоторый угол вызывает перемещение выхода сервомеханизма на тот же угол, что в свою очередь определит угол перекладки руля. Элементы К и К являются преобразователями углового поворота в эквивалентные электрические сигналы. При разомкнутом контуре II возможно простое управление рулем. Постом управления непосредственно на вход усилителя подается управляющий сигнал. Серводвигатель СР через ГУ или, в случае его отсутствия, через кинематический механизм перемещает на некоторый угол α задающий элемент, угол поворота которого после отработки определит положение руля. Контроль перекладки производится по двухстрелочному аксиометру заданного и действительного положения руля. Датчики аксиометра связаны соответственно с заданным α и фактическим α углами поворота пера руля. Отключение серводвигателя производится по достижении α требуемого значения.
Рассмотренные решения по обеспечению устойчивости работы системы управления рулевого электропривода (см. рис. 10.18) не являются единственно возможными. За последнее время появились новые структурные схемы управления рулем (АТР, АИСТ), где для обеспечения структурной устойчивости в следящем и автоматическом режимах обратной связью охватывается не рулевая машина, а серводвигатель (рис. 10.19).
Рис. 10.19. Структурная схема управления РЭГ-приводом с электрической обратной связью
При работе в следящем режиме общий сигнал, подаваемый на вход усилителя, состоит из трех составляющих: U = U - U - U,
где U - напряжение, пропорциональное повороту α поста управления; U - напряжение, пропорциональное перемещению γ золотника гидроусилителя; U - напряжение, пропорциональное углу α поворота пера руля.
От качества и надежности работы РЭП в значительной степени зависят безопасность плавания, а также технико-экономические показатели судов. Поддержание РЭП в работоспособном состоянии достигается грамотной технической эксплуатацией. В состав РЭП входит множество элементов, показатели надежности которых неодинаковы. Ряд элементов (транзисторы, конденсаторы и т. п.), отказы которых носят внезапный характер, не обладают ремонтопригодностью и требуют замены после выхода из строя. Обнаружение неисправности здесь для неработающей системы возможно только путем периодических проверок. Многие звенья подвержены влиянию физического старения, постепенно изменяют свои свойства во времени (износ, ухудшение сопротивления изоляции). Работоспособность таких элементов может быть восстановлена в процессе обслуживания, которое предусматривает замену и регулировку еще исправных узлов оборудования, достигших определенного возраста или степени изнашивания. Характеристики распределения времени отказов аппаратуры РЭПявляются предметом изучения теории надежности. Значение таких характеристик позволяет обоснованно регламентировать обслуживания: периодичность и объем. осмотров, замен, периодичность проверок с целью контроля исправности оборудования и т. д. С целью накопления материала все отказы оборудования регистрируют в специальных журналах с указанием характера отказа, времени наработки и т. п. Информация об отказах направляется с очередным рейсовым донесением судовладельцу, где ведется ее учет и анализ, вырабатываются конкретные рекомендации по обслуживанию, составу сменных и запасных частей и режиму их хранения. Рулевой электропривод - система многократного действия. Продолжительность рабочих и нерабочих периодов определяется длительностью рейса и стоянок, являющихся в общем случае непостоянными. Периодичность и общий объем обслуживания устанавливаются правилами технической эксплуатации электрооборудования. Наряду с этим следует учитывать также указания заводских инструкций, конкретизирующих нормативы и технологию операций по обслуживанию в зависимости от качества установленных приборов. Для качественного обслуживания авторулевых электротехническому персоналу необходимо изучить техническую документацию, прилагаемую к каждому авторулевому. Для рулевых электроприводов предусматривают специальные виды технического обслуживания. Еженедельно необходимо проводить наружный осмотр и проверять работу системы со всех управляющих постов. Каждый месяц следует измерять сопротивление изоляции электрических машин, цепей питания, монтажных соединений. Резиновые уплотнения смазывают специальной смазкой из смеси графита и касторового масла. Подтягивают крепеж агрегатов питания, приборов, проверяют состояние амортизаторов. Один раз в полгода смазывают кинематические узлы в приборах, измеряют и регулируют контактные нажатия, промывают контакты. Одновременно проверяют наличие и состояние деталей ЗИП. В процессе эксплуатации возникает необходимость в регулировании трех основных параметров авторулевого: коэффициента обратной связи, коэффициента сигнала тахогенератора и коэффициента усиления. Изменение коэффициента обратной связи существенно отражается на качестве удержания судна на курсе: при полной загрузке судна этот коэффициент рекомендуется уменьшать, а при плавании с балластом увеличивать. Коэффициент сигнала тахогенератора позволяет регулировать сигнал по скорости отклонения судна от курса. При ходе в тихую погоду его следует увеличивать, что повышает точность удержания судна на курсе. Вместе с тем это же способствует увеличению интенсивности работы рулевой машины, поэтому в свежую погоду сигнал тахогенератора необходимо уменьшать. Коэффициент усиления системы изменяется регулятором «Грубо - Точно». Перевод регулятора из положения «Точно» в положение «Грубо» существенно снижает механическую нагрузку рулевой машины, незначительно ухудшая качество удержания на курсе. Поэтому рекомендуется при волнениях свыше 4-5 баллов «загрублять» чувствительность стабилизирующей системы. Во время хода судна работа рулевого устройства проверяется электромехаником не менее двух раз в сутки. При эксплуатации рулевого электропривода совместно с авторулевым необходимо руководствоваться следующим: 1. при следовании в узкостях, швартовке и выходе из порта рекомендуется использовать вид управления «Следящий» как наиболее удобный и экономичный; 2. в случае наличия неисправностей в следящих системах перейти на вид управления «Простой», который является резервным и позволяет выполнять все необходимые мероприятия по маневрированию судна; 3. при сложных маневрах судна для обеспечения надежности управления рекомендуется иметь в работе оба насоса, что при видах управления «Следящий» или «Простой» увеличивает скорость перекладки руля; 4. с целью уменьшения изнашивания РЭП переключатель чувствительности авторулевого в необходимых случаях устанавливать в положение «Грубо»; 5. для более равномерной эксплуатации оборудования рекомендуется при работе на одном насосе через каждые 12 ч переходить на другой насос (переключение следует проводить в момент времени, согласованный по телефону с вахтенным штурманом и по его приказанию). При обнаружении неисправностей, требующих остановки рулевого электропривода, электромеханик докладывает вахтенному помощнику и вахтенному механику и в дальнейшем действует по их указанию.
Гребные электрические установки (ГЭУ) могут быть классифицированы по следую щим признакам: 1. по роду тока - переменного, постоянного и переменно-постоянного тока (двой ного рода тока); 2. по типу первичного двигателя - дизель-электрические, турбо-электрические и газотурбоэлектрические; 3. по системе управления - с ручным управлением и с автоматическим управлени- ем; 4. по способу соединения гребного электродвигателя с винтом - с прямым соедине нием и с зубчатым соединением. В гребных электрических установках постоянного тока в качестве главных генера- торов применяются генераторы с независимым возбуждением, а в качестве гребных электродвигателей – двигатели с независимым возбуждением. В гребных электрических установках переменного тока в качестве главных генера торов применяются синхронные машины, а в качестве гребных электродвигателей — синхронные или асинхронные. Появление мощных управляемых полупроводниковых выпрямителей привело к созданию ГЭУ переменно-постоянного тока (двойного рода тока). Преимуществами ГЭУ переменно-постоянного тока являются: 1. высокая надежность и экономичность синхронных генераторов; 2. плавное и экономичное регулирование частоты вращения гребного электродвига теля, управляемого выпрямителем; 3. возможность питания электроэнергией всех судовых потребителей от главных генераторов (единая электростанция переменного тока).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |