Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

РИТМОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ


 

Рассматриваемый в данной главе метод ритмодвигательной терапии является синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии – собственно телесно‑ориентированной и танцевальной; кроме того, он включает в себя также подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике (Malkina‑Pykh, 2001; Малкина‑Пых 2003, 2004а, 2004б).

Разница в подходах ритмодвигательной терапии и тех психотерапевтических техник и методик, которые рассмотрены в главах 3 и 4, зависит от их фундаментальных оснований и от формулировки поставленных задач.

Телесно‑ориентированная терапия работает в основном со статическими зажимами, представляющими собой группы активных, возбужденных мышц, которые в обычных состояниях сознания никогда не расслабляются. Такие зажимы можно снять специальными видами массажа или упражнениями, позволяющими осознать эти зажатые группы мышц. Иногда осознания зажатости достаточно для устранения напряжения.

Кроме статических зажимов есть также динамические зажимы, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации либо снять с помощью массажа или пассивного расслабления. Динамические зажимы проявляются в действиях, при необходимости реагировать движением на какой‑либо физический или психический стимул. Такие зажимы также неосознанны и проявляются в ограничении степеней свободы, используемых человеком в повседневности. Динамические зажимы, как правило, более глубоки и включают в себя статические, поэтому, когда первые снимаются, статические зажимы уходят автоматически. Ритмодвигательная терапия (РДТ) работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.

В танцевальной терапии реализация поставленных целей достигается с помощью использования преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения взаимоотношений. Основной принцип танце‑двига‑тельной терапии состоит в том, что клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т. е. применяется недирективный стиль терапии). В данном виде терапии более важно то, как движение чувствуется, чем то, как оно выглядит, т. е. к основным методам танце‑двигательной терапии относятся спонтанный танец или танцевальная (в том числе – контактная) импровизация.



Основоположница танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейс (Спасе, 1953) вводит в практику понятие «ритмическая групповая активность», которое используется в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе. В одной из своих последних работ Бонни Микумс (Meekums, 1992) сообщает о найденных корреляциях между «ритмической синхронностью движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией. Ее терапевтическая работа с нарушенными взаимоотношениями в диаде «мать – ребенок» – это исследование временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрение ритмической синхронной интеракции и использование «концепции диалога» в танцевальных интеракциях. Применение ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» (Лабунская, 1994) каждого из партнеров и с учетом социально‑психологических и физиологических функций ритма.

Ритмодвигательная терапия, в отличие от танцевальной терапии, преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я». В этом смысле занятия ритмодвигательной терапией в группе больше похожи на занятия в группах ритмической гимнастики.

Считается, что ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70‑е годы прошлого столетия. Первооткрывателем «аэробики» принято считать известную американскую киноактрису Джейн Фонду. Однако нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика возникла именно тогда, хотя заслуга Джейн Фонды в популяризации и развитии аэробики для широких слоев населения во всем мире несомненна.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Техники. Занятия по импровизации обучают навыкам, но они также требуют навыков и умений | ИЗ ИСТОРИИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.