КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинестетический транс
Ритм ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
К основным понятиям ритмодвигательной терапии относятся ритм и кинестетический транс.
Организм – сложнейшая саморегулирующаяся система. Помимо множества других физиологических факторов большое значение для его жизнедеятельности имеет ритмичность. Все внутренние органы и психические процессы функционируют в определенном ритме. Движение природы – живой и неживой, макро– и микрокосма – тоже подчиняется определенному ритму. Человек – часть Вселенной, и потому для него обязательны законы ее существования. Мы можем в течение многих лет ни разу не взглянуть на звездное небо, не подозревать о существовании некоторых планет, но тем не менее испытывать их влияние (например, всем известно, как полнолуние действует на самочувствие и настроение). И чем больше наш внутренний ритм будет соответствовать ритму природы, тем более гармоничным станет наше бытие. Взаимная зависимость ритма существования человека и его психофизического состояния имеет сегодня научное, экспериментальное подтверждение. Ритм является регулятором человека, он обеспечивает возможность сознательного самоуправления. Представляется, что понятие ритма в таком качестве еще недостаточно изучено психологией творчества и сценической педагогикой. Нейрофизиологические исследования (Ухтомский, 1951; Смолянинов, 1984; Охнянская, Мишин, 1981) указывают на существование универсального механизма передачи информации, регуляции и управления, свойственного всем биосистемам: «…волновые процессы возбуждения лежат, по‑видимому, в основе всех актов биологического самоуправления» (Смолянинов, 1984). Живой организм в определенном психофизическом состоянии имеет определенный ритм биоколебаний. Внешний импульс (воздействие) воспринимается адекватно, если частота колебаний внешнего импульса соответствует ритму биоколебаний, во многих случаях внешние колебания являются «водителем» ритма биоколебаний. Более того, механизм прохождения психического импульса заключен в конкретной программе, передаваемой по нервной цепи частотным кодом, в ней определена не только реакция, но и ее вегетативное обеспечение (Охнянская, Мишин, 1 981). Живая система может синхронизироваться с навязанным ритмом или стать его «водителем» – это зависит от степени активности системы. Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм – это жизнь, облеченная в движение, и в каждом своем облике он привлекает внимание человека любого возраста: от ребенка, глядящего на движение погремушки и успокаивающегося от раскачивания колыбельки, до взрослых, чьи игры, спорт и развлечения так или иначе обладают скрытым ритмом, будь то игра в теннис, бокс или борьба. Ритм – источник экстаза, не сравнимого ни с чем другим. Расы, имеющие тенденцию к сильно акцентированному ритму, энергичны по природе. Танцы многих диких племен в различных частях света обладают резко выраженным ритмом, и это доказывает, что ритм происходит не от культуры, но от природы. Среди европейцев испанцы, поляки, венгры и русские имеют наибольшую предрасположенность к ритму. Секрет успеха русского балета и испанского танца заключается в их изысканном ритме. Среди азиатских рас музыка монголов в значительной мере основывается на ритме, он бывает более определенным в их музыке, чем мелодия. В турецкой и персидской музыке ритм также четко выражен, а в арабской существует огромное разнообразие ритмов. В Индии культура ритма достигла совершенства. Хороший музыкант в Индии импровизирует мелодию, сохраняя тот же темп во время всей импровизации. Для того чтобы стать искусным музыкантом в Индии, необходимо овладеть в совершенстве не только рагой – гаммой, но и талой – ритмом. Как раса индийцы по своей природе склонны к ритму, их танцы – Тандева Нри‑тъя, танец Юга – являются выражением ритма через движение. В индийской музыкальной науке существуют пять различных ритмов (Курис, 1994): 1. Чатура, четырехтактный ритм, по преданию изобретенный дэвами, или божественными людьми. 2. Тишра, трехтактный ритм, изобретенный риши, или святыми. 3. Кханда, пятитактный ритм, изобретенный ракшасами. 4. Мишра, ритм из семи тактов, изобретенный людьми. 5. Санкриан, ритм из девяти тактов, изобретенный классом торговцев. Ритм во всяком обличье – зовут ли его игрой, развлечением, поэзией, музыкой или танцем – неразрывно связан с конституцией человека. Когда весь механизм тела работает ритмично, то удары пульса, движения головы, циркуляция крови, голод и жажда – все излучает ритм, и именно нарушение ритма называется болезнью. Когда ребенок плачет, а мать не знает, что его беспокоит, она берет дитя на руки и похлопывает по спине. Это ритмизирует циркуляцию крови, пульсацию сердца и весь организм, другими словами, приводит тело в порядок и успокаивает. Детская игра‑считалочка «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!», известная во всем мире в той или иной форме, излечивает ребенка от капризности, подчиняя все его существо ритму. Ритм играет самую важную роль не только в теле, но и в психике: переход от радости к печали и обратно, возникновение мыслей – вся работа ума демонстрирует ритм, а состояния растерянности и безысходности можно объяснить отсутствием ритма. В древние времена целители на Востоке, и особенно в Индии, при лечении пациента от недуга психологического характера, известного как одержимость или влияние магии, возбуждали эмоции пациента выразительным ритмом своего барабана и пения, в то же время заставляя его раскачивать голову вверх и вниз в такт музыке. Это пробуждало эмоции и заставляло пациента рассказать о секрете своего недуга, до того скрытого под покровом страха, условностей и общественных норм. Зачарованный ритмом, пациент во всем исповедовался целителю, и тот находил источник его заболевания. Слова «задумчивый» и «невнимательный» обозначают ритмическое и неритмическое состояние ума, а равновесие сохраняется с помощью ритма. Дыхание состоит в сохранении ритма в каждый момент, во время бодрствования и во сне. Вдох и выдох можно сравнить с раскачиванием маятника часов. Ритм присущ человеку с рождения, поддерживает его здоровье, от ритма зависят все дела человека: успехи, неудачи, верные и неверные действия – все так или иначе объясняется изменением ритма. У птиц инстинкт к полету есть ритмическое движение крыльев, и та же склонность к ритмическим сокращениям помогает рыбе плавать, а змее ползти. Существует поверье, что ритм может принести удачу или неудачу поэту, музыканту или слушателю. Идея состоит в том, что ритм скрыт в корне каждой деятельности, созидательной или деструктивной, поэтому от ритма этой деятельности зависит судьба предприятия. Выражения, используемые в повседневной жизни – такие, как «он опоздал», или «это было сделано слишком быстро», или «это было сделано вовремя», – все говорит о влиянии ритма на предприятие. В силу универсальной природы ритма в музыкальных произведениях он, как правило, воспринимается легче, чем мелодия и гармония. Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Это прежде всего ритмы дыхания, сердечных сокращений, ходьбы и бега. Но не только эти внешне хорошо наблюдаемые проявления могут быть основой музыкального ритма. Можно установить определенную связь музыкальной ритмической пульсации с биотоками мозга. Существует четыре основных биоритма, которые регистрируются в коре головного мозга (число колебаний в секунду): дельта‑ритм – 2–3; тэта‑ритм – 4–7; альфа‑ритм – 8‑12; бета‑ритм – 13–30 (Петрушин, 1997). По характеру волны, ее частоте и амплитуде психофизиологи могут (правда, в общих чертах) установить определенные особенности поведения данного человека. Так, индивиды с высокой амплитудой альфа‑ритма характеризуются как спокойные, уравновешенные и уверенные в себе. У людей с низкой амплитудой альфа‑ритма психологи находят противоположные черты – напряженность, беспокойство, неадекватность поведения в трудной ситуации. Известный английский психофизиолог Г. Уолтер отмечает наличие ограничения скорости, налагаемого частотой альфа‑ритма на быстроту наших психических процессов. Скорость нашего чтения ограничена частотой альфа‑ритма. Мы можем читать в среднем со скоростью 1 0 слов в секунду, что соответствует средней частоте альфа‑ритма. Повышенный объем дельта‑волн в фоне мозговой активности говорит о состояниях утомления и торможения, бета‑волн – о возбуждении и активности. В фоне энцефалограммы, на которой регистрируются мозговые биоритмы, один из них, как правило, оказывается доминирующим. Если фликер (прибор, подающий звуковые и световые пульсации) настроить на доминирующую частоту биоритма данного испытуемого, то возникает явление резонанса – доминирующий ритм будет усиливаться благодаря реакции навязывания ритма (Уолтер, 1966). Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ее помощью и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достичь повышения координации ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат (Осипов, 2000).
Известно, что ритм марша, рассчитанный на войско в длительном походе, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Они несколько повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Установлено, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Если соотнести биоритмы мозга с ритмической пульсацией в музыке, можно увидеть, что чередование звуков со скоростью трех в секунду будет сходно с дельта‑ритмом. Ритмическая пульсация со скоростью 8 звуков в секунду будет напоминать альфа‑ритм. Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкально‑ритмической пульсации. Реакция навязывания ритма, при помощи которой физиологи исследуют деятельность мозга, имеет очень важную особенность. Она зависит от свойства нервной системы человека, в частности от такого ведущего показателя, каким является параметр «сила – слабость». Исследования показывают, что у людей со слабой нервной системой, для которой характерна высокая чувствительность, наблюдается более выраженная реакция перестройки биоритмов на сравнительно широкую зону частот. У людей с сильной нервной системой, обладающих меньшей чувствительностью, реакция навязывания ритма выражается слабее. Для людей со слабой нервной системой характерны относительно более высокие коэффициенты навязывания низких частот: 4 и 6 кол/сек (Петрушин, 1998). Ритмическое движение дарит человеку здоровье – и не просто отсутствие болезненных ощущений, а полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмическое движение – это и прекрасный лекарь. Оно способствует уменьшению локального мышечного напряжения, так называемых зажимов. Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка равновесия и дыхания, улучшаются подвижность и осанка. Ритмическое движение учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру. Выделяют следующие основные функции ритма: • облегчение ритмической координации и кооперации с другими; • стимуляцию спонтанного движения; • энергизацию скелетно‑мышечной системы; • уменьшение тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии (Гельниц, 1985). Естественные, живые импульсы организма являются прообразом музыкального ритма, который противостоит рациональной цикличности, выраженной в музыкальном метре. Регулярность и нерегулярность – противоположные тенденции, взаимодействие которых обуславливает развитие музыки. Психологическая специфика жизни в разных культурах отражается в особенностях ритмики, преобладании метричности или ритмичности в музыке, что, соответственно, говорит о рациональной, практической или импульсивной направленности. Музыкальный ритм – универсальное средство выразительности – глубоко связан с физиологическими, двигательными, эмоциональными, психологическими основами человека, имеет огромное влияние на человека и может быть использован в психологической практике.
Ритм и следование ему позволяют человеку войти в кинестетический транс. Транс – это измененное состояние сознания, характеризующееся фиксацией внимания внутри себя. Именно в трансе подсознание человека может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой он нуждается, чтобы приспособиться к действительности, столь быстро меняющейся в настоящее время. В современном индустриальном мире человек утратил многие ритуалы более примитивных обществ, в результате которых у людей наступало состояние транса, – это церемонии с пением, танцами и мифологическими действами. Вновь обретая способность входить в состояние транса, человек становится достаточно гибким для того, чтобы измениться и по‑новому приспособиться к жизни. Входя в состояние транса, человек присоединяется к целительному древнейшему миру, вне зависимости от конкретной культуры. Одной из целей наведения транса является создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать новые образы достижения, что, в свою очередь, позволило бы ему по‑новому направить свою жизнь, чтобы самореализоваться в мире дезорганизации и стресса (Юдин, 1998). Происходящее в трансе можно описать с помощью механизма расфокусировки, которая имеет свои особенности на каждом этапе. Расфокусировку можно понимать как изменение соотношений фигуры и фона, как рассредоточение и расширение объема внимания, позволяющие человеку обнаружить на периферии своего сознания вместо одного – предзаданного – целый спектр возможных вариантов решения проблемы. Существуют разные виды расфокусировки. Визуальная расфокусировка: человек может видеть перед собой большой объем пространства, он не сосредоточен на чем‑то одном. Дыхательная расфокусировка: человек переходит от напряженного, зажатого дыхания, когда используется ограниченный объем дыхательной поверхности (при этом плечи прижаты, сжаты ребра, диафрагма движется мало, что соответствует состоянию напряженности и тревоги), к медленному и спокойному глубокому дыханию, которое захватывает живот и часть легких, находящуюся в области ключиц. В центре внимания ритмодвигатель‑ной терапии находится расфокусировка мышечная. Возможность отпустить себя, снять с себя панцирь, обратить внимание на обычно мало замечаемые периферийные части тела – мышцы спины, живота, боков, бедер – вызывает, как правило, ощущение более мягкого, спокойного, расслабленного тела. Это ощущение автоматически приводит к успокоению дыхания, к изменению движения глаз, которые из схватывающих, перебегающих, тревожных становятся плавающими и спокойными, расфокусированными, что также освобождает от эмоциональных и психических напряжений (Кроль, 1998). Что касается ассоциативного поля, можно сказать, что, вызывая у человека возможность свободно обращаться к периферийным ассоциативным образам и идеям и опираться на случайные точки в этом интеллектуальном образном пространстве, мы достигаем психической расфокусировки. Высшей точкой психической расфокусировки является преобразование стереотипного самовосприятия. Человек идентифицирует себя с теми или иными параметрами (с социальным успехом, своей внешностью, возрастом), и этот набор актуальных в данный момент для человека «кто я» тоже является в той или иной мере фиксированным. Возможность дать человеку ощутить, что у него в воображении и восприятии реально существуют еще и другие «кто я», другие параметры, на которые он может опираться, часто снимает эту проблему фиксированности на достаточно узком наборе идентификационных признаков и напряженности. Фиксированный на проблеме клиент приходит к ведущему с одним желанием – говорить только об этой проблеме. Понятие расфокусировки объясняет, почему РДТ, занимаясь вроде бы далекими от предъявляемой жалобы вещами, все равно занимается волнующей клиента проблемой. Чтобы человек нашел нетривиальное решение проблемы, он должен получить возможность иначе видеть, иначе слышать, иначе шевелить плечами, иначе дышать. И для реализации этого он должен освободиться от точки фиксации. Тем самым мистическая привязанность к «колышку» проблемы, выраженная в манере говорить, в способе держать плечи, смотреть на собеседника, ругать себя, засыпать с какой‑то привычной мыслью и просыпаться с привычным настроением, – все эти фиксационные точки, аналогичные проблеме‑фиксации, могут стать не столь жесткими и не столь важными для человека. Поэтому обесценивание проблемы и обращение внимания на «фон» дает возможность изменить масштаб, переместиться от сфокусированности на проблеме в ту область, где лежат иные возможности для решения проблемы. Именно в этой области человек получает целый ряд ответов, которые содержат главный интересующий его ответ. Он получает ответ тогда, когда забывает про свой вопрос. И забывание вопроса – это уже конечный результат, доказательство того, что ситуация разрешается (Кроль 1998). Кинестетический транс хорош тем, что – даже без индукции, без вербальных вмешательств – он терапевтичен сам по себе. Кинестетическая модальность (система восприятия мира) онтогенетически более древняя, нежели аудиальная и визуальная. Следовательно, добираться до корня всех проблем эффективнее через кинестетику. Для более эффективного достижения кинестетического транса в дополнение к двигательной составляющей можно использовать метод произнесения настроев и заговоров. Возьмем в качестве примера следующий старинный текст. Как правило, текст настроя (заговора) составляется либо под определенный вид деятельности, либо под понятийный уровень практикующего (Воронов, 1999):
Как подобаэт живою воде, Многиа страхи, изыдьте от мне, – Знаменье веры готов Я принять, Ворогов всех, окрестив, наказать!
Для современного человека можно предложить такой «символический» настрой:
Многие были, И многих уж нет: Мне улыбнется Победы рассвет!
Воздействие настроя, навеянного подобными рифмами, начинает сказываться через 3–4 минуты и продолжается не меньше минуты после проговаривания.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |