Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника 8. Структурная интеграция

 

РАЗМИНКА

Упражнение 1. «Тропа танца», или Танец пяти движений

Выделяется пять первичных ритмов движения, которые присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.

б1асса1о – резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.

Chaos – хаотические движения.

Lirical – тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».

Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Подбирается музыка для каждого типа движений, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. «Танец пяти движений» рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности, или ритмы, движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями ведущих характеристик личности. Клиент или участник тренинга может не принимать определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские», резкие и сильные движения. «Я не такая, мне это не нравится», – говорят они. Одновременно с этим они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выявляется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно пойти.

Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что неудивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугают, и становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.

После «танца пяти движений» участникам предлагают ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего, при каком движении вы занимали больше пространства, а какое могли выражать только в небольшом объеме и т. п. В целом это дает человеку достаточно ясную диагностическую картину.

Предложенная техника может выполнять несколько функций.

Диагностическая. Человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как это связано с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже запретную.

Тестовая. Если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическая. В сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным смыслом, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Упражнение 2. «Атмосфера»

Наши движения, речь, манера держаться, интонации, настроения, чувства, нередко и мысли, меняются, когда мы попадаем в сильную, захватившую нас атмосферу.

Инструкция ведущего: «Закройте глаза. Представьте себе пространство вокруг вас, наполненное атмосферой. Представьте, что вокруг вас атмосфера радости, она заполняет всю комнату, охватывает вас… А теперь представьте, что атмосфера радости покидает комнату, и на смену ей приходит атмосфера ненависти, и теперь она окружает вас со всех сторон».

Далее идет смена контрастных атмосфер, например: чуда – апатии – восторга – упрямства – благоговения – одиночества – радостного предчувствия… На каждую атмосферу дается 15–30 секунд. Оканчивать эту часть упражнения необходимо на «нейтральной» или «положительной» атмосфере.

«А теперь выберите атмосферу, которая наполнит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней. Почувствуйте себя в ней… Сделайте легкое движение в гармонии с ней… Подвигайтесь… Какие ощущения в теле возникают? Что с вашим дыханием? Какие образы возникают?

Разбейтесь на две группы. Первая группа выбирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто почувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере. Другая группа пытается «увидеть» созданную атмосферу.

Разбейтесь на три группы.

Первый этап упражнения. Первая и вторая группы (по секрету от третьей) выбирают две противоположные, враждебные между собой атмосферы и погружаются в них.

Второй этап упражнения. Участники обеих групп (вразбивку, по одному) входят в комнату, где находится третья группа, садятся, ходят, делают что‑то созвучное их атмосферам. Участники третьей группы стараются «проникнуть» в атмосферы, которые приносят с собой входящие. Каждый участник третьей группы выбирает для себя одну из этих атмосфер и присоединяется к соответствующей группе.

Третий этап упражнения. Две вновь образовавшиеся группы (вместе с примкнувшими участниками третьей) постепенно отделяются друг от друга, несколько секунд наблюдают за «носителями» иной атмосферы, затем начинают безмолвную борьбу силами своих атмосфер (известно, что две противоположные атмосферы не уживаются друг с другом)».

Упражнение 3. Эмоция по кругу

Участники по очереди «передают» друг другу эмоцию при помощи прикосновения. Существует несколько вариантов упражнения.

Вариант 1. Первый участник настраивается на передачу эмоции, передает ее. Второй принимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник настраивается на передачу своей эмоции и передает ее третьему. И т. д.

Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру «испорченный телефон». Первый участник настраивается на передачу эмоции, все остальные – на прием. Первый участник передает свою эмоцию второму, второй передает то, что он принял, третьему и т. д. Обсуждение происходит, когда эмоция обошла весь круг.

Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается в зависимости от условий, например:

• участники сидят в кругу с открытыми глазами;

• участники сидят в кругу с закрытыми глазами;

• участники лежат «звездой» (головы во внутреннем круге);

• участники лежат «звездой» (головы во внешнем круге).

Упражнение 4. Психологический жест

Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?

Душевные или психологические жесты являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять‑таки наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т. д.), мы можем добраться до чувств, которые прячутся за ними.

Инструкции ведущего: «Встаньте, руки опущены вниз, близко к телу, напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?»

Упражнение 5. «Закрытие»

Инструкции ведущего: «Вам предлагается психологический жест – „закрытие“. Фраза: „Я хочу остаться один“.

Сделайте частный жест, соответствующий «закрытию». Какая окраска возникла (покой? настойчивость? подавленность? безразличие? что‑то еще?)? Я буду давать команды для изменений позы, а вы, выполняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле:

– слегка наклоните голову вперед;

– слегка согните колено правой ноги;

– скрестите руки;

– поднимите скрещенные руки к подбородку;

– поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;

– ладони поверните от себя;

– чуть наклоните голову в сторону, немного приподняв плечо с этой стороны;

– прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас!

Сделайте любое созвучное вам движение, соответствующее «закрытию». Закройтесь. Побудьте наедине с собой».

Упражнение 6. «Раскрытие»

Инструкции ведущего: «Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги».

 

БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

Применяемое тут упражнение построено с использованием элементов диско‑гимнастики. Движения рук и ног сочетаются на основе перекрестной координации (правая рука – левая нога, и наоборот), то есть включают движения, пересекающие среднюю линию тела (границу между левой и правой половинами). Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между правым и левым полушариями головного мозга. Считается также, что развитие навыков билатерального движения необходимо для усиления чувства автономии (Деннисон, 1998).

Упражнение 1. «Диско»

1. И. п. – о.с. (основная стойка: ноги вместе, стопы параллельно, живот подтянут, ягодичные мышцы напряжены). 1 – шаг правой вперед, колено согнуто, колено левой ноги выпрямлено, левая рука согнута в сторону – вперед; 2 – шаг левой вперед, колено левой ноги согнуто, правой – выпрямлено, левую руку вниз, правую согнуть в сторону – вперед; 3 – шаг правой назад, колено правой ноги согнуто, левой – выпрямлено, правую руку вниз, левую согнуть; 4 – шаг левой назад, колено согнуто, правое колено выпрямлено, правая рука согнута, левая вниз. Упражнение выполняется с небольшим движением таза вправо, влево – шаг вперед, назад – таз влево, и наоборот (рис. 5.28).

Рис. 5.28

2. И. п. – о. с. 1 – 2 – шаг правой в сторону, согнутую левую вперед на носок, правая рука согнута вперед, левая вниз; 3–4 – то же.

3. Движение аналогично предыдущему, но исполняется с небольшим пружинистым полуприседом. И – небольшой полуприсед на левой, правая стопа отрывается от пола; 1 – выпрямляя левую ногу, шаг правой в сторону; и – небольшой полуприсед на правой ноге, левая стопа приподнята над полом; 2 – приставить левую к правой, выпрямить правую ногу; 3–4 – то же влево.

4. И. п. – ноги вместе, руки перед грудью, пальцы в «замок». 1 – согнуть правую ногу с опорой на пол полупальцами; 2 – выпрямляя правую и опускаясь на всю стопу, согнуть левую, руки вверх; 3–4 – то же с другой ноги. Выполняется мягким перекатом.

5. И. п. – о. с, ноги вместе, руки вниз в «замок». 1 – подскок на левой ноге, правую согнутую в сторону; 2 – подскок на левой ноге, разогнуть правую в сторону. То же на правой (рис. 5.29).

Рис. 5.29

6. И. п. – стойка ноги вместе, руки к плечам, 1 – полуприсед с небольшим поворотом туловища налево (правое плечо вперед), рывковым движением руки назад; 2 – вернуться в и. п.; 3–4 – то же с поворотом туловища направо.

7. И. п. – ноги вместе, руки в стороны. И – мах согнутой левой ногой вперед, согнуть левую руку; 1 – опустить левую ногу носком на пол, левую руку вниз; и – вновь мах левой ногой вперед; 2 – приставить левую ногу к правой; 3–4 – то же с другой ноги.

8. И. п. – ноги вместе, руки перед грудью, пальцы в «замок». 1 – мах левой согнутой ногой в сторону, небольшой наклон вперед, руки вниз; 2 – и. п.; 3 – мах согнутой правой ногой в сторону (колено вниз), стараться носком коснуться локтя; 4 – и. п.; 5–8 – то же с другой ноги.

9. Подскоки на двух ногах, постепенно приседая и вставая, колени то вправо, то влево.

 

10. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой ноге, согнутую правую вперед; 2 – скачок на левой, правую согнуть (колено внутрь); 3–4 – то же с другой ноги.

11. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой, правую вперед – в сторону – вниз, руки в стороны, небольшой наклон вправо; 2 – скачок на левой, правую согнуть, колено у колена опорной, правую руку назад, левую согнуть перед грудью; 3–4 – то же с другой ноги (рис. 5.30).

12. Скачки с поворотами коленей вправо, влево.

13. То же, что упр. 12, но в стойке ноги врозь.

12. И. п. – о. с. 1 – толчком двух ног прыжок вверх, правую ногу согнуть; 2 – приземлиться на две ноги; 3–4 – то же с другой ноги.

15. И. п. – о. с. 1 – скачок на левой ноге, правую согнуть вперед; 2 – скачок на левой, правую разогнуть; 3–4 – то же с другой ноги.

16. И. п. – о. с. 1 – подняться на полупальцы правой ноги, левую ногу вперед, руки влево; 2 – небольшой полуприсед на

двух ногах, руки вниз; 3 – подняться на полупальцы, руки согнуты перед грудью, локти вниз; 4 – небольшой полуприсед на двух, руки вниз; 5–8 – то же с другой ноги (рис. 5.31).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. Тонирование

Один из простых способов успокоить мозг, стабилизировать ритмы организма – тонирование. Тонирование представляет собой произнесение или пение длинных гласных звуков. Оно может служить для улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечных сокращений и повышения чувства благополучия. Все приведенные ниже звуки произносятся с одновременным движением под ритмичную музыку.

Звук первый – «м‑м‑м»

В течение пяти минут попробуйте «жужжать» («мычать»). Не старайтесь воспроизводить какую‑то мелодию, а просто найдите тон, при котором вы чувствуете себя комфортно. Расслабьте челюсти и ощутите энергию «мычания» внутри организма.

Звук второй – «а‑а‑а»

Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, уделите несколько минут расслаблению челюсти и произнесите негромкое «а‑а‑а».

Звук третий – «и‑и‑и»

Это самый сильный стимулятор из всех гласных звуков. Он может «разбудить» дух и тело, действуя наподобие звукового кофеина.

Звук четвертый – «о‑о‑о»

Пять минут произнесения этого звука меняют температуру кожи, мышечный тонус, волны мозга, ритм дыхания и сердечных сокращений. Это очень мощное средство мгновенной настройки организма.

Упражнение 2. «В стиле рэп»

Попросить участников составить рэп, отражающий их состояние, например: просто дрянь ‑

вот мне каково.

Разве им не видно,

что мои дела дрянь?

Пусть услышат хоть чуть‑чуть,

что я им сейчас говорю,

и мне не будет так плохо

каждый день и всегда.

Упражнение 3. Ритм по кругу

Группа собрана полукругом. Ведущий отстукивает в ладони какой‑либо ритм. Участники внимательно слушают и по команде ведущего его повторяют (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, участники получают команду: «Давайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо». Затем следующий участник выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды ведущего: «Стоп!»

Упражнение 4. Борьба ритмов

Для выполнения упражнения нужно приготовить две фонограммы с записью различных, но близких по характеру ритмов.

Группа делится на две части – племена «ту» и «та», которые будут танцевать свои ритуальные танцы. Начинает одно из племен, напевая соответственно: «Ту‑ту‑ту» или: «Та‑та‑та». Громкость фонограммы минимальная. Появляется второе племя со своим танцем и ритмом звучания, их громкость больше. Громкость первой фонограммы увеличивается, начинается борьба ритмов. Каждое племя должно удержать свой ритм. С нарастанием громкости наступает момент, когда ритмы фонограмм сливаются и почти неразличимы, в этой какофонии нужно не потерять свой ритм.

Упражнение 5. Танец четырех стихий

Одной из наиболее известных и продуктивных метафор развития и единства и взаимосвязи человека с окружающим его миром является система четырех стихий. Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «динамической визуализации» или «визуализации в движении» (Гиршон, 2000).

Данное упражнение – это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из четырех процессов посвящается одной из стихий и является «путешествием» в мир этой стихии; пятый процесс – интегрирующий – собственно «танец четырех стихий» в их единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех первых процессов: телесный ключ доступа – образное пространство – проживание качеств – получение дара и имени.

Процесс начинается с принятия удобного положения. Предлагается сосредоточиться на одном из телесных ключей доступа – телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового, с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа – дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды – течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы – ритм сердца, пульсация крови. Каждый из этих ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях.

Следующий шаг – визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например (инструкция ведущего): «Начните свое путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть… Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья – все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы… Бесконечные проявления земли… Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело! Все животные – это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их, эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем… многими, многими животными… На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы земли!»

Визуализация остальных стихий строится подобным образом (см. таблицу). Уровень детализации тут зависит от образовательных, национальных и т. п. особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное пространство было достаточно «широким» и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии закладывается переход к следующей – переход к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума и мире личности. Это те «подводные течения», что позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам предлагается прожить эти качества в танце, как качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор качеств.

Следующий шаг в этом путешествии – поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «зов» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством. После получения дара участникам предлагается найти, почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия. Получение даров и имен от различных сил достаточно распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изменение этих отношений.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например: «Мой дар земли – надежность, мое имя земли – Цветок»; или: «Мой дар воды – текучесть, мое имя воды – Анабис».

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким‑то глубоким слоям психики: особые «другие» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно. Упражнение выполняется при минимальном освещении, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии (см. таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из процесса. 5‑10 минут, проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс – повторение и объединение всех качеств четырех стихий, переход на более глубокий уровень – в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа будут «дары» и «имена», полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы – это краткое «припоминание» предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/вода – дождь; земля/вода – туман, пар; земля/огонь – вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение – собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахождение точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, таз, живот), зона воздуха – вверху (голова, руки), вода и огонь – соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения – область солнечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту – это танец воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

 

Упражнение 6. Осознание экзистенциальной ситуации

Инструкции ведущего: «Произвольно перемещаясь по залу, вы должны найти свое место – это место, которое комфортно для вашего тела.

Закройте глаза, чтобы лучше почувствовать свое тело. Прислушайтесь к импульсам, которые есть в теле, и примите позу, которую хочет принять ваше тело. Вы позволили телу принять ту позу, которое оно хочет.

Оставаясь в этой позе, вы с закрытыми глазами ждете появления чего‑то: чувств, ощущений, образов. После того как появился какой‑то достаточно устойчивый образ или чувство, побудьте в этом образе и почувствуйте, что там произойдет. Если это получилось, вы можете внутри себя задать вопрос: «Что я сейчас хочу? что мне сейчас нужно?»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Allport G. W. Personality: A Psychological Interpretation. N. Y., 1937.

Bellis M. Emotional flooding and bioenergetic analysis. In P. Olsen (ed.), Emotional flooding. N. Y., Human Sciences Press, 1976.

Berger M. Psychological Investigation on Human Structural Dance // Dynamic Psychol. 1988. № 108/109. P. 128–157.

Bernhardt, P., Bentzen, M. Waking The Body Ego. Albany, California: Bodynamic Institute, U.S.A., 1993.

Bernstein P. Eight theoretical approaches in dance‑movement therapy. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1979.

Bernstein P. Theory and methods in dance‑movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1972.

Bernstein P., Bernstein, L. A conceptualization of group dance‑movement therapy as a ritual process // American Dance Therapy Association Proceedings Monograph No. 3, 74. 120 – 132.

Birdwhistell R. L. Kinesics and context. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1970.

Boadella D. Lifestreams – an Introduction to Biosynthesis. London,1967.

Bogen J. E. Some educational implications of hemispheric specialization. In M. C. Wittrock (Ed.). The human brain. Englewood

Cliffs, N. Y.: Prentice‑Hall, 1977.

Briggs‑Myers I., McCaulley M.H. Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator. Consulting Psychologists Press. 1985.

Brooks, C. V.W. Sensory Awareness. The Rediscovery of Experiencing. N. Y., 1972.

Brown M. The new body psychotherapies // Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 1973, 10 98‑116.

Buckley W. (ed.). Sociology and Modern Systems Theory. N. Y.:

Prentice‑Hall, 1967.

Buss D. M. Evolutionary personality psychology//Annu. Rev. Psychology. 1991. Vol. 42. P. 459–491.

Buss D. М. Toward a Biologically Informed Psychology of Personality // Journal of Personality. 1990. N 1. Vol. 58. P. 1–16.

Cassell W. A. Body Symbolism and Somatic Inkblot Series. Aurora Publishing Co., Anchorage, Alaska, 1980.

Chace M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children // Bulletin of the Menninger Clinic, 1953, 17. 219–255.

ChecklandP.B. Systems Thinking, System Practice. J.Wiley and Sons:

Chichester, 1986.

Chodorow J. Dance Therapy and Depth Psychology. The Moving Imagination. Routiedge, London, N. Y., 1991.

Dodge K. A., Coie J.D. Social information‑processing factors in reactive and proactive aggression children's peer groups // Journal of Personality and Social Psychology, 1987, v.53, 1146–1158.

Dunbar F. Emotions and bodily cahnges. N. Y., Columbia Univ.

Press, 1954

EATT. Europian Body Psychoterapy Association Information Brochure, Lindau, Germany, 1991.

Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance/movement therapy with an adult survivor of torture // American Journal of Dance therapy. 2001. Vol. 23, 1.

Fisher S., Cleveland S. Body Image and Pesonality. Princeton, 1958.

Flaum R., Lenore C, Hervey W. The American Dance Therapy Association research survey // American Journal of Dance therapy. 2001. Vol. 23, 2.

Freundlich В., Pike L., Schwartz V. Dance and music for children with autism // J. of Physical Education, Recreation and Dance. 1989.V. 60. P. 50–53.

Frost R., Goodheart G. Applied Kinesiology, Principles and Practice,2002

Gardner R. W., Holynan P. S., Klein B. S., Linton H., Spence D. R. Cognitive control: A study of individual consistencies in cognitive behavior// Psychological Issues. Vol. 1, Nb 4. 1959. Monograph 4. P. 1–117.

Goldstain A. Structured Learning Therapy. N. Y., 1973.

Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of children's drawings: 1928–1949//Psychological Bulletin. 1950. № 47

Gray W, Duhl F., Rizzo N. (eds.) General Systems Theory and Psychiatry. Boston: Little, Brown, 1969.

Groddeck G. Psychoanalytische Schriften zur Psychosomatik. Limes, Wisbaden, 1961.

Grotowski J. Towards a Poor Theatre. Holstebro, 1975.

Gudin C. Les voies de la couleur ne sont pas impenetrables. Art Cognition. CYPRES/ECOLE D'ART‑EN‑PROVENCE, 1992. 67–72.

Gunther, В. Sense relaxation: Below your mind. N. Y.: Collier Books,1974.

Harper R. The new psychotherapies. N. Y.: Prentice‑Hall, 1975.

Hearn G. Theory Building in Social Work. Toronto: University of Toronto Press, 1950.

Jaques‑Dalcroze E. Rhythm, Music Education, Geneva, 1980.

Kalish B. ADTA writings on body movement and communication. ADTA Monograph No. 1, 1971.

Kamin L. J. Psychology. N. W. ‑Wilay, 1987. 200.

Kohler C., Kiesel A. Bewegimgstherapie bei funktionellen Storungen und Neurosen. Leipzig, 1972.

Laban R. The Mastery of Movement. London, 1960.

Laban R., Lawrence F. Effort. London: Macdonald and Evans, 1947.

Langer S. K. Feeling and form: A theory of art. N. Y., Scribner, 1953.

Lanthrope A. Making use of systems thoughts in Social work practice: some bridging ideas. Prepared for the 1964 Conference of Current Trends in Army Social Work. 1964.

Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N. Y., 1984.

Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. Univ. of Georgia, 1997.

Lefco H. Dance Therapy. Chicago, 1966.

Leibowitc G. Individual dance movement therapy in an in‑patient psychiatric setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 102–122.

Levy F. The evolution of modem dance therapy // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. Vol. 59. – 1988. – May. – P. 34–41.

MacDonald J. Dance? Ofcourse I can! Dance movement therapy for people with learning difficulties // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 202–217.

Malkina‑Pykh I. G. Rhythmic Movement Psyschotherapy. INENCO,St. Petersburg, 2001.

Mann W. E. Orgone, Reich and Eros. N. Y., Farrar, Straus Giroux,1973.

Mayers I., McCaulley M.H. Manual: A Guide to the Development and Use of the Mayers‑Briggs Type Indicator. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1985.

Meekums B. The love bugs: dance movement therapy in a Family Service Unit // Dance Movement Therapy: Theory and Practice.L. – N.Y.: Routledge, 1992. P. 18–38.

Melatic V. Body‑Space‑Expression: The development of Rudolf La‑ban's movement and dance concepts. Berlin – N., 1987. – 265 p.

Meyer J. E. Konzentrative Entspannungsubungen nach Elsa Gindler und ihre Grundlagen. Z. Psychoterapie und med. Psychologie,1961, 11. 116–127.

Mint] E.E. Marathon groups: Reality and symbol. New York, Apple‑ton‑Century‑Crofts, 1971.

Montagu A. Touching: The human significance of the skin. N. Y.,1971.

Moreno J. T. Psychodrama. Beacon, N. Y.: Beacon House, 1964.

Musicant S. Authentic movement: clinical considerations // American Journal of Dance therapy. Vol. 23, 1, 2001.

My A. Movement analysis//TDR: The Drama Review. Vol. 32. 1982.P. 40–52.

Noack A. On a Jungian approach to dance movement therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 182–201.

Novack C. Sharing the Dance: Contact Improvisation and American Culture. Wisconsin, Univ. of Wisconsin Press, 1990.

Olsen P. Emotional flooding. N. Y.: Human Sciences Press, 1976.

Oppikofer R. A journey to «my land». Psychomotricity and growth‑process. Los Angeles and Geneva, 1976/77.

Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N.Y., 1992. P. 1–17.

Payne H. Shut in, shut out: dance movement therapy with children and adolescents // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N.Y., 1992. P. 39–80.

Penfield K. Individual movement therapy: dance movement therapy in 728 private practice// Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N.Y., 1992. P. 163–181.

Pesso A. Movement in psychotherapy (Psychomotor techniques and training). N. Y.: N. York Unit. Press, 1969.

Pesso A. Experience in action. N. Y.: New York University Press,1973.

Petrovitch M. Mecanismes communs aux phenomenes disparates. P.,1921.

Pierrakos J. C. Core‑energetic process in group therapy. In H. Mullan M. Rosenbaum (eds.), Group psychotherapy theory and practice. N. Y.: Free Press, 1978.

Preston V. A handbook for modern educational dance. (Revised ed.) Boston: Plays, 1980.

Ramsden P. The Action Profile system of movement assessment for self development // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. 1992. P. 218–241.

Rolf L. P. Rolfing: Reestablishing the Natural Alignment and Structural Integration of the Body for Vitality and Weil‑Being (originally published as The Integration of Human Structure), (Healting

Arts, 1989).

Rosen E. Dance in psychotherapy. N. Y.: Columbia University Press,1974.

Rosenberg M., Kaplan H. Social Psychology of the Self concept // Arlington Heights. 1982.

Roth G. Maps to extazy: Teaching of Urban Shaman. N. Y., 1987

Royce J. R. (ed.). Toward Unification in Psychology: the First Banff Conference on Theoretical Psychology. Toronto: University of Toronto Press, 1970.

Salkin J. Body ego technique. Springfield, 111.: Charles С Thomas,1973.

Scheflen A. E. Body Language and Social Order: Communication as Behavioral Control. N.Y., 1972.

Schilder P. The image and appearance of the human body. N. Y.: International Universities Press, 1950.

Schmais C. Dance therapy in perspective. In К. С. Mason (Ed.), Dance therapy: Eocus on dance VII. Washington, D. C.: American Association for Health, Physical Education and Recreation, 1 974.

Schutz W. Joy: Expanding human awareness. N. Y.: Grove press,1969.

Schutz W. Body Fantasy. N. Y.: Irvington, 1983. (Original publication, 1976).

Schutz W. Elements of Encounter. N. Y.: Irvington, 1983. (Original publication, 1973).

Schutz W. Profound Simplicity. Foundations for a social philosophy. Muir Beach, CA: WSA, 1988. Перев. Т. Храмченковой.

Seligman M.N. Helplesness: On depression, development, and death. San Francisco, CA: Freeman, 1975.

Silk G. Creative movement for people who are developmentally disabled // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. Vol. 60. – 1989. – Nov. – P. 56–58.

Slanton K. Imagery and metaphor in group dance movement therapy: a psychiatric outpatient setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 123–140.

Sorell W. The dance through the ages. N. Y., 1967.

Sterner M. Alternatives in psychiatry: dance movement therapy in the community// Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 141–162.

Stinson S. Creative dance for preschool children//Journal of Physical Education, Recreation and Dance. Vol. 59. – 1989. – Sept. ‑P. 52–56.

Stocley S. Older lives, older dances: dance movement therapy with older people // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 81–101.

Stokes G., Whiteside D. Basic One Brain: Three in One Concepts. Bur‑

bank, CA, 1999.

Stokes G., Whiteside D. Body Circuits, Pain and Understanding: Three in One Concepts. Burbank, CA, 1999.

Stokes G., Whiteside D. Tools of the Trade: Three in One Concepts.

Burbank, CA, 1996.

Stokes G., Whiteside D. Without Stress Learning Can Be Easy: Three in One Concepts. Burbank, CA, 1999.

Stolze H. Psychotherapeutische Aspekte einer konzentrativen Bewegunsterapie. In: E. Speer,(Hrsg.), Kritische Psychotherapie. Munchen, 1959.

Sullivan G. S. The interpersonal theory of psychiatry. N. Y.: W. W. Norton Co., 1953.

Thomas A., Chess S. Temperament and Development. N. Y., 1977.

Tosey P. The snake sheds a skin: themes of order and chaos in dance movement therapy// Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London N. Y., 1992. P. 242–260.

White E. Q. Effort‑shape: Its importance to dance therapy and movement research. In К. C. Mason (Ed.), Dance therapy: Focus on dance VII. Washington, D. C.: American Association for Health, Physical Education and Recreation, 1 974.

Wethered, A. Movement and drama in therapy. Boston: Plays, 1973.

Wigman, M. Language of the dance. Middletown, Conn.: Wesleyan University Press, 1963.

Wilhelm, R. Elsa Gindler – erne grobe Padagogin besonderer Art. Z. Heilkunde – Heilwege, 5, 1961.

Witkin H.A., Dyk R.B. Psychological differentiation: studies of development. N. Y., 1974.

Zillmann D. Hostility and Aggression. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1979.

Абрамова 3. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.

Августин Аврелий. Исповедь // Одиссей. Человек в истории: Исследования по социальной истории и истории культуры. М.:

Наука, 1989.

Авдеев А. Д. Происхождение театра. М., 1959.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.:

Питер, 2003.

Адлер А. Понять природу человека. М.: Академический проект,1997.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо, 2002.

Александер Ф., Селесник Ш. Психосоматический подход в медицине / Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.

Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. СПб.: Экономическая школа, 1993.

Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000.

Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. – М.:АН СССР, ИНИОН, 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. М.: Педагогика, 1982.

Андреева Г. М., Богомолова П. П., Петровская А. А. Социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд‑во МГУ, 1975.

Андреева И. С. Современные зарубежные исследования философии Ницше: Научно‑аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1984.

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

Анохин П. К. Функциональные системы / Нейропсихология. Тексты. / Под. ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд‑во МГУ, 1984.

Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.

Анциферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. – М.: Наука, 1990.

Аристофан. Комедии. Т. 1–2 /Перевод, вступительная статья и комментарии Пиотровского А. – М.: Academia, 1934.

Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время.

М.: Наука, 1988.

Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.,1988.

Баскаков В. Танатотерапия – искусство жизни и смерти // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. / Сост. В. Ю. Баскаков, М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Баскаков В. Телесно‑ориентированная психотерапия и raffia) – техника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов / Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Философское общество СССР, 1993.

Баскаков В. Ю. Минимальные по силе и амплитуде воздействия // Телесно‑ориентированная психотерапия. Хрестоматия. Сергеева Л. С. (авт. – сост.), СПб. РОФ «Практическая психотерапия», 2000.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1986.

Бебик М. История и основные принципы танце‑двигательной терапии. http://www.chat.ru/~bodywork/mbebik.htm

Белов Н. А. Физиология типов. Орел: Красная книга, 1924.

Бенине У., Шепард Г. Теория группового развития //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. Париж, 1947.

Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Международные отношения,1990.

Березкина‑Орлова В. Актерские телесно‑ориентированные психотехники // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В. Ю. Баскаков. М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Березкина‑Орлова В., Ченцова Г. Что такое биосинтез? // Энергия и характер. 1999. № 1.

Березкина‑Орлова В. Б., Баскакова М. А. Телесно‑ориентированная психотехника актера (методические рекомендации к проведению тренинга) / Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. / Под ред. В. Баскакова. М.: Смысл, 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. СПб. – М.: Университетская книга, АСТ,1998.

Бернс Р. Развитие Я‑концепции и воспитание. М.: Прогресс,1986.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологической активности. М.: Биомедгиз, 1947.

Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989.

Бирюкова И. Танец – как путь познания и творческого самовыражения. 1998. http://www.chat.ru/~bodywork/dance1.htm.

Блауберг И. В., Юдин В. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Выща школа, 1978.

Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987.

Богданов А. А. Всеобщая организационная наука: (Тектология). М.: Книга. 1925. Т. 1, 300 с.; т. 2. 1927, 269 с.; т. 3, 1929, 223 с.

Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122–127.

Бодалев А. А. Психология межличностных отношений (к 100‑летию со дня рождения В. Н. Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.:МГУ, 1982.

Бодунов М. В. Структура формально‑динамических особенностей активности личности // Вопр. психол. 1977. № 5.

Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.

Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера.

София: Ltd, 1997.

Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999.

Брукс Ч. Чувственное сознавание / Пер. с англ.: Либрис, 1997.

Бурлачук А. Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье,1989.

Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1 989.

Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. Киев – Москва: «Ника‑Центр» – Алетейа, 1999.

Быховская И. М. Homo somaticos: Аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агресссия. СПб.: Питер, 1999.

Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.

Васильева‑Рождественская М. В. Историко‑бытовой танец. М.: Искусство, 1987.

Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2002.

Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. М., 2001. Ч. 1‑2

Верховски А. Диалоги дыхания: Паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер. 1999. № 1. С. 20–28.

Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1913.

Волконский С. Мои воспоминания: В 2 т. М.: Искусство, 1992.

Волконский С. Человек на сцене. СПб., 1912.

Волошин М. О смысле танца // Утро России, от 29 марта 1911 года.

Воронов И. Психотехника для боя / Психология экстремальных ситуаций. / Сост. А. Е.Тарас, К. В.Сельченок. Минск: Хар‑

вест, 1999.

Вулис А. 3. Литературные зеркала. М., 1991.

Выготский Л. С., Лурия. А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика‑Пресс, 1993.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

Габидулина С. Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного»// Вестник Моск. ун‑та. Сер.14, Психология, 1986, № 14.

Газарова Е Г. Психология телесности. М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2002.

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд‑во Ле‑нингр. ун‑та, 1984.

Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов‑на‑

Дону: Феникс, 1998.

Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Изд‑во МГУ, 1987.

Гельвеций К. А. Об уме // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1973.

Гелъниц Г., Шульц‑Вульф Г. Ритмико‑музыкальная двигательная терапия как основа психогигиенического подхода к ребенку. / Психогигиена детей. М.: Медицина, 1985.

Гингер C., Гингер А. Гештальт‑терапия контакта. СПб.: Специальная литература, 1999.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд‑во МГУ, 1988.

Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб., 2001.

Гиршон А. Танец четырех стихий. 2000 в. http://www.chat.ru/ ~bodywork/dance3.htm

Гиршон А. Кинесфера: пространство движения. 2000а. http:// www.chat.ru/~bodywork/dance4.htm

Гиршон А. Танцевальная импровизация: за пределеами терапии. Применение техник танцевальной импровизации в

психотерапевтическом контексте. 2000б, http://pristen.nm.ru/ articles

Гиршон А. Танцевально‑двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста. 2000 г, http://www.chat.ru/~body‑work/dance2.htm

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М.:МГУ, 1987.

Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд‑во МГУ, 1982.

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.,1980.

Горшкова Е. Выразительные движения. Танец души // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. / Сост. В. Ю. Баскаков, М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Грачева В., Зарянова И. Тайны моего тела. СПб.: ИК «Комплект», 1999.

Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Издательство «Речь», 2003.

Гринер В., Трофимова М. Ритмика Далькроза и свободный танец Дункан в России 20‑х годов / «Мнемозина». М.: Гитис,1996.

Даркевин В. П. Празднества Средневековья // Атеистические чтения. М., 1990. Вып. 19. С. 57–73.

Демидов И. В. Искусство жить на сцене. М., 1965.

Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Гимнастика мозга. М.: Восхождение, 1998.

Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: ФиС, 1986.

Диниц Е В. (авт. – сост.) Джазовые танцы. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк, «Сталкер», 2004.

Дукаревич М. З., Янъшин В. П. Методика «Рисунок несуществующего животного»// Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд‑во МГУ,1990.

Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. Киев, 1994.

Евлампиев И. И. «Платоновская» и «гностическая» концепции человека в истории европейской философии. http://anthro‑plogy.rchgi.spb.ru/doc1.html.

Егорова М. С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопр. психол. 1990. № 3.

Емелъянов Ю. Л. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений // Вестник МГУ. Серия 16. 1983. № 17. Вып. 3. С. 48–53.

Еремина М. Роман с танцем. СПб.: Созвездие, 1998.

Ермошин А. Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Независимая фирма «Класс»,1999.

Далъкроз Ж. Э. Ритм. / Пер. с нем. Предисл., коммент. и примеч. Ж. Панова. М.: Классика‑XXI, 2002.

Далъкроз Ж. Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и искусства. СПб., 1922.

Завадовский М. М. Противоречивое взаимодействие между органами. М.: Изд‑во МГУ, 1941.

Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

История развития психологии. http://www.id‑med. ru/library/ p/psiholhistory.htm/

Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. С. 89–120.

Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. С. 127.

Кандинский В. В. О сценической композиции // Изобразительное искусство/ Журнал отдела изобразительных искусств Наркомпроса. (Пг.) 1919. № 1.

Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.

Касселъ У. А., Хромов А. Б. Телесно‑ориентированная методика диагностики личности. Курган: изд‑во КГУ, 2000.

Киселева Л. Телесно‑ориентированная психотерапия: теория и практика. 2004. http://www.gilbo.ru

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987.

Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд‑во Казан. ун‑та, 1969.

Кнастер М. Мудрость тела. М.: Эксмо, 2002.

Ковалев Г. А. Механизмы и эффекты активного социального обучения // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. С. 127–135.

Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций у человека // Вопросы общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979. С. 14–24.

Колга В. Возможные миры когнитивных стилей / Когнитивные стили / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986.

Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Движение, ты прекрасно! М., 1993.

Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

Королева Э. А. О генезисе круговых танцев // Известия АН Молдавской ССР. – Серия обществ. наук. 1973. № 2. С. 75–87.

Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977.

Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. 1975. № 5. С. 147–155.

Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. М.: Искусство,1979.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: НО Научный фонд «Первая исследовательская лаборатория им. акад. В. А. Мельникова», 2000.

Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.,1968.

Кроль Л. Между живой водой и мертвой. Практика интегратив‑ной гипнотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Кроник А., Кроник Е Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде // Психологический журнал. Т. 6. № 5, 1985.

Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.

Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. 1993.

Кузанский Н. Сочинения: В З т. T.I. М., 1979.

Кузнецова Е. В. К проблеме использования невербальных техник в групповой психокоррекции // Психологический вестник. Вып. 1.4. 1. Ростов‑на‑Дону: РГУ, 1996.

Кузнецова Е. В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально‑психологического тренинга. Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 1989.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.

Купер К. Новая аэробика. М.: ФиС, 1976.

Куракина С. Н. Феномен танца (социально‑философский и культурологический анализ). Автореф. дисс… канд. психол. наук. Ростов‑на‑Дону, 1994.

Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994.

Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: БСК, 1997.

Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. Мн.: Попурри, 1999.

Лабунская В. А. Проблема обучения кодированию‑интерпретации невербального поведения // Психол. журн. 1997. Т. 18.

№ 5. С. 84–94.

Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения (методические указания). Ростов‑на‑Дону, 1994.

Лабунская В. А. Методика «Свободной семантической оценки невербального поведения» // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабун‑ской. Ростов‑на‑Дону: РГУ, 1990. С. 80–91.

Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально‑перцептивный подход). Ростов‑на‑Дону, 1986.

Лабунская В. А. Невербальные паттерны ролевого поведения // Психологический вестник РГУ. 1 997. Вып. 2. С. 467–486.

Лабунская В. А. О «практичности» социальной психологии невербального поведения // Психологический вестник. Вып. 1. Ч. I. Ростов‑на‑Дону: РГУ, 1996. С. 307–326.

Лабунская В. А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 70–78.

Лабунская В. А. Психологическая интерпретация невербального поведения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов‑на‑Дону: РГУ, 1990. С. 74–80.

Лабунская В. А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного «Я» личности // Психологический вестник. Выпуск 3. Ростов‑на‑Дону: РГУ, 1998. С. 350–358.

Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1999.

Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально‑экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 31–38.

Лазурский А. Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. «Русская школа», 1912.

ЛайдоX. Невербальное поведение: значимость обучения с целью уменьшения состояния социального дискомфорта // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М.,1990. С. 76–79.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. В сборнике «Теория метафоры». М.: Прогресс, 1990.

Лапланш Ж., ПонталисЖ.‑Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996.

Леви‑Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937; Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Танец как язык и миф // Вестник МГУ. Серия 6.1991. № 3. С. 54–57.

Леви‑Строс К. Неприрученная мысль. Сб.: «Леви‑Строс. Первобытное мышление». М.: Республика, 1994.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 2000.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Лившиц Г. М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск: Высшая школа, 1967.

Лисицкая Т. С. Аэробика на все вкусы. М.: Просвещение‑Вла‑

дос, 1994.

Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец. М., 1988.

Лисицкая Т. С. Ритм. Пластика. М.: ФиС, 1988.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1985.

Личко А. Е Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо‑Пресс, 1999.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. /Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд‑во МГУ, 1982.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ – Платон. М.: Искусство, 1976.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

Лотман А. Ю. Асимметрия и диалог // Текст и культура: Труды по знаковым системам. Вып. 16. Тарту, 1989.

Лоуэн А. Биоэнергетика. Терапия, которая работает с телом. СПб.: Речь, 2000.

Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург: Деловая книга,1999.

Лоуэн А. Психология тела. Телесно‑ориентированный биоэнергетический психоанализ. М.: Независимая ассоциация психологов‑практиков, 1997.

Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2000.

Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: Издательская фирма «Компания ПАНИ», 1996.

Лоуэн А. Язык тела. СПб. – Ростов‑на‑Дону: Академический проект – Феникс, 1998.

Луговая Е.К. О невербальной форме общения в культуре. Танец как язык и миф // Вестник МГУ. 1991. Серия 6. № 3. С. 54–57.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд‑во МГУ, 1973.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.

Мак‑Вилъямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Макгилл Л. Хиропрактика – книга здоровья. Минск: Попурри,1998.

Мак‑Дермотт Я., О'Коннор Дж. НЛП и здоровье. Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 1998.

Макнаутон Я., Бензен М., Джарнес Э. Размышления об этике соматической психотерапии // Свободное тело. Хрестоматия по телесно‑ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю. Баскаков, М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Мак‑Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия. – М.: Институт гуманитарных исследований, 1999. ‑

144 с.

Мак‑Фарленд Д. Поведение животных. – М.: Мир – 1988, 519 с.

Малкина‑Пых И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004б.

Малкина‑Пых И. Г. Климакс – не диагноз! Спб.: Питер, 2004а.

Малкина‑Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004.

Малкина‑Пых И. Г. Физкультура, которая лечит душу // Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура. Новейший справочник. СПб. – М.: Сова‑Эксмо, 2003.

Мартинес Э. Л. Внесловесный язык // Культура. 1986. № 2. С. 12–26.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. ‑

СПб., 1992.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.:

Питер. 2000.

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.

Миллер Л. Гимнастика, подобная танцу // Физкультура и спорт, 1990, № 4.

Минделл А., Минделл Э. Вскачь задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике. М.: Независимая фирма «Класс», Изд‑во Трансперсонального института, 1999.

Минченков А. В. Искусство работы с телом. Целительные силы № 19, 20. 1997; Михайлова А. Судьба свободного танца // Первое сентября, 2000, № 33.

Моргенрот Дж. Структурная танцевальная импровизация. http://www.dancetrio.ipd.ru/Articles

Нагайцева Л. Г. Адыгейские народные танцы. Нальчик: Эльбрус,1986.

Наранхо К. Характер и невроз. Интегральное обозрение. СПб. – Минск: Диалог‑Лотаць, 1998.

Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1991.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

Никитин В. Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М.: Алетейа,2000.

Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа,1998.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

Новак С. Размышления о танцевальной импровизации // Contact Quarterly, Winter/Spring 1997, Vol. 22. № 1.

Норбеков М., Хван Ю. Уроки Норбекова. Дорога в молодость и здоровье. СПб.: Питер, 1999.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – Киев:

Лыбидь, 1990.

Обозов Н. Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. СПб.:АППМ, 1997.

Огинская М.М., Разин М. В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. – 1991. – № 1.

Ольсен А. Наблюдение и движение. Аутентичное движение. http://www.dancetrio.ipd.ru/Articles.

Ормонт Л. Р. Групповая психотерапия: от теории к практике. Ч. 1, 2. СПб.: РАН, 1998.

Осипов А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

Охнянская Л. Г., Мишин В. П. О роли колебательных и волновых процессов в жизнедеятельности организма // Физиологическая кибернетика. М., 1981.

Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. III, книга 2. М. – Л.: Изд‑во АНСССР, 1951.

Панферов А Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. – 1974. – № 2. – С. 59–64.

Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. – 1987. – № 4. ‑С. 51–60.

Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. – 1993. – № 4. – С. 142–146.

Перлз Ф. Отрывок из лекции, 2000. Http://www.gestalt.ru/ perls1.htm.

Перлз Ф. Практика гештальт‑терапии. М.: Ин‑т общегуманитарных исследований, 2001.

Перлз Ф. Гештальт‑подход и свидетель терапии. М.: Либрис,1996.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально‑психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.

Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1 997.

Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд. МГУ, 1986.

Пиз А. Язык жестов. – Воронеж: НПО Модек, 1992. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1958.Т. 5.

Плюснин Ю. М., Путилов А. А. Биоритмологические корреляты личностных черт // Психол. журн. 1990. Т. 11, № 6.

Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.

Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия.

СПб.: Изд‑во «Речь», 2000.

Прикладная социальная психология / Под ред. Сухова А. Н., Деркач А. А. – М.: Изд‑во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд‑во НПО «МОДЭК», 1998.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского

Б. Д. – СПб.: Питер, 1998.

Пэкстон С. Заметки о внутренней технике. http://www.dancetrio. ipd.ru/Articles

Пэкстон С. История и будущее импровизации. http://www. dancetrio.ipd.ru/Articles

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998б.

Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998а.

Райх В. Функция оргазма. СПб. – М.: Унив

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Техника 3. Работа с межличностными отношениями | Конспект лекций. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.