КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права на объекты интеллектуальной собственности как товар
5.1.1 Интеллектуальная собственность как товар.
К основным свойствам любого рыночного товара относятся: А) полезность, которая понимается как способность удовлетворять некоторую потребность; Б) редкость - свойство, противоположное общедоступности; В) универсальность - пригодность к обмену на любые другие рыночные товары. Важнейшим является свойство редкости, которое превращает полезность продукта в коммерческую ценность, а сам продукт - в товар. Наличие первых двух свойств, конечно, почти автоматически обеспечивает третье. Право на использование ОИС становится товаром, если ему искусственно добавить свойство редкости, то есть закрепить это право за определенным лицом (владельцем права) и запретить его использование кем-либо другим без санкции владельца права. То есть нужно обеспечить правовую охрану объекта интеллектуальной собственности путем патентования или каким-либо другим способом. С третьим свойством товара - универсальностью - тесно связана его оборотоспособность, что предполагает отчуждение прав интеллектуальной собственности как от индивидуума, так и от предприятия. В этом случае права на ОИС могут оборачиваться как товар. По принципу "обособленности" права интеллектуальной собственности можно поделить на три группы: 1. Права, которые отделяются от предприятия или от индивидуума; 2. Права, которые не отделяются от предприятия; 3. Права, которые не отделяются от индивидуума. К первой группе относятся права на: знаки для товаров и услуг; фирменные наименования; секретные рецепты и технологии; имущественные права авторов; изобретения; права на фильмы, видеопродукцию и т.п.. К группе неотделяемых от предприятия относятся права на: объединение разрозненных компонентов (средств производства, оборудования, объектов недвижимости) в производственную единицу или сложное взаимозависимое образование (действующее предприятие); наличие подготовленного персонала; системы и методы функционирования, разработанные как составные части действующего предприятия; наличие заказчиков продукции, которая выпускается, и постоянной клиентуры обслуживания; дальнейшие стартовые несогласованности и трудности; достижения в области маркетинга и рекламы собственной продукции; преимущества территориального расположения, близость развитой промышленной инфраструктуры, транспортных путей; репутация предприятия. Неотделяемыми от индивидуума являются права на: личную репутацию работников или собственников предприятия среди общественности, клиентов, других работников, собственников, банкиров; личные профессиональные качества работников (включая ноу-хау), коммерческие способности, талант в сфере рекламы, менеджмента или в финансовой сфере; общую квалификацию, эрудицию, интеллект и лабильные качества работников или руководителей в таких областях, как организация работ с кадрами, взаимодействие с клиентами, умение устранять конфликты в коллективе и т.п.. Свойство обособленности или необособленности имеет важное значение, так как только в случае обособленности от предприятия или индивидуума (автора) ОИС, права могут быть оборотоспособными, то есть выступать как товар. Если же права таковы, что не могут быть отделены от предприятия или индивидуума, то они могут продаваться (передаваться) только вместе с предприятием или индивидуумом. Например, нельзя передать выдающиеся организаторские способности директора одного предприятия директору другого предприятия. Можно только пригласить талантливого директора на другое предприятие, предложив ему более выгодные условия работы, то есть "купить" его вместе с его качествами. По сроку службы ОИС делятся на ОИС с установленным сроком службы и ОИС с неустановленным сроком службы. Различают юридический и экономический срок службы. Некоторые ОИС могут не иметь установленного срока службы. Например, в соответствии с Законом Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" юридический срок действия (службы) патента равняется 20 годам. Однако, вполне возможно, что за это время патент может морально устареть, так как не исключена вероятность, что появятся новые, аналогичные, более эффективные изобретения. Поэтому при экономических расчетах для патентов устанавливается более короткий срок, так называемый экономический, который принимается равным 10-12 годам, а в частных случаях и меньше. Установленный срок службы характерен для большинства прав на ОИС, отделяемых от индивидуума и предприятия, но не для всех. Так, знаки для товаров и услуг не имеют установленного срока службы, поскольку определенный законом срок действия после его окончания может каждый раз продлеваться еще на 10 лет. Не имеют установленного срока большинство прав на ОИС, неотделимых от предприятия или индивидуума. Кроме того, права на одни и тот же ОИС могут иметь как определенный, так и неопределенный срок действия. Например, лицензия на право использования изобретения или товарного знака может быть предоставлена как на определенный, так и на неопределенный срок.
5.1.2. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив
Активы предприятия состоят из материальных активов, к которым относят движимое, недвижимое имущество и оборотные средства, а также из нематериальных активов - в основном, прав. Прежде всего, это права собственности на ОИС, права пользования естественными ресурсами (землей, водой, недрами), а также права пользования экономическими, организационными и другими преимуществами и льготами: налоговыми льготами, местом на товарной бирже. Кроме того, к нематериальным активам относят деловую репутацию (гудвил), списки клиентов и т.п.. Отличительными признаками нематериальных активов являются: отсутствие материальной основы, причем обладание таким ценным качеством, как способность давать доход собственнику, исходя из долгосрочных прав и преимуществ, которые они приносят ему так долго, насколько это возможно; отсутствие намерения продажи нематериальных активов в нормальных условиях деятельности предприятия; продолжительность эксплуатации, что позволяет учитывать их в составе долгосрочных инвестиций как оборотные активы и через избранный вариант учетной политики устанавливать более разумный срок погашения их первоначальной стоимости при общей неопределенности сроков функционирования (гудвил, товарные знаки и т.п.); отсутствие отходов; многоцелевой характер эксплуатации, что позволяет использовать объект на разных участках деятельности предприятия; повышенный уровень риска в стремлении получить доход от применения подобных активов. С учетом этих особенностей, можно характеризовать права интеллектуальной собственности в качестве объекта учета, как обобщенное понятие результатов творческой деятельности и средств индивидуализации юридического лица, которые не обладают физической основой и реализуются в виде прав, которые приносят их собственнику доход, размер которого зависит от объема этих прав.
Рис. 5.1 Классификация нематериальных активов в учете и отчетности
5.2. Коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности. Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности осуществляется на условиях ее коммерциализации. В этом процессе присутствуют, как правило, четыре участника: автор разработки (изобретения, сорта растений, полезной модели и т.п.), стратегический партнер, менеджер и инвестор. Результаты интеллектуальной деятельности автора могут быть переданы по коммерческому соглашению, которое оформляется в виде лицензионного договора на передачу прав на ОИС.
5.2.1. Суть торговли лицензиями. Виды лицензий. При торговле правами на ОИС под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо - собственник исключительных прав на ОИС - лицензиар предоставляет другому заинтересованному лицу - лицензиату исключительное или неисключительное право на использование этого объекта. Форма торгового соглашения на продажу лицензии должна обеспечивать монопольное право использования ОИС только для участников такого соглашения и не допускать использования этого права конкурентами. Продажа лицензий преследует следующие цели: получение гарантированной прибыли без вложения капитала и создание собственного производства или освоение рынка; завоевание рынка; сокращение сроков освоения новых технологий: приобретение партнеров для совместной деятельности: компенсации затрат на создание ОИС. Продажа лицензии позволяет лицензиару решать свои проблемы при: внезапном ухудшении конъюнктуры рынка; возникновении осложнений при экспорте товаров в связи с протекционистской политикой правительства страны-покупателя; значительном превышении спроса над объемом собственного производства продукции, а также в других случаях. Приобретение лицензии позволяет лицензиату: освоить производство продукции, которая пользуется спросом, при значительной экономии материальных и трудовых ресурсов; снизить себестоимость выпускаемой продукции; повысить производительность труда и конкурентоспособность товаров на внешнем рынке; получить преимущества перед конкурентами и т.п.. Важно учесть также временной фактор. Если стоимость лицензии и стоимость аналогичной разработки собственными силами одинаковы, то выгодней купить лицензию, поскольку значительно сократится время до начала выпуска продукции. Лицензии подразделяются как по объему переданных прав, так и по условиям предоставления прав. По объемам переданных прав лицензии делятся на три вида: неисключительная (простая) лицензия; исключительная лицензия; полная лицензия. Неисключительная (простая) лицензия предоставляет лицензиату право использовать лицензию на территории и в течение времени, оговоренных в лицензионном договоре. При этом лицензиар оставляет за собой право использовать переданный объект в собственном производстве, а также предоставлять лицензии другим лицензиатам. Исключительная лицензия предоставляет лицензиату монопольное право использовать предмет лицензии на согласованных условиях (сроках, территории). При этом лицензиат имеет право предоставлять лицензии на использование предмета лицензии третьим лицам без ограничения права лицензиара по первоначальному соглашению. Полная лицензия предоставляет лицензиату наиболее широкий объем прав. По лицензионному договору лицензиату предоставляются все права на использование объекта интеллектуальной собственности, который является предметом лицензии, без ограничения территории и на весь срок действия охранного документа. Следует иметь в виду, что при продаже полной лицензии собственником охранного документа все же остается лицензиар.
5.2.2. Лицензионные договоры
Лицензионное соглашение оформляется лицензионным договором, который должен отвечать определенным условиям относительно структуры, содержания, четкости и обстоятельности формулировок, которые не должны допускать двойного толкования. Основные разделы договора предлагается рассмотреть самостоятельно. Обратить внимание на особенности договоров на знаки для товаров и услуг и "ноу-хау". Остановимся детально лишь на правах и обязанностях сторон, которые заключили договор. При этом исходят из принципа, что права одной стороны являются обязанностями другой. Из числа прав лицензиара наиболее весомо право непосредственно или через представителя проверять правильность учета выпуска продукции по лицензии и выручки от ее продажи, а также права беспрекословного разрыва договора при нарушении срока платежа в сочетании с полным запретом дальнейшего выпуска продукции и компенсацией убытков. Важным для лицензиара является право сохранять собственное производство продукции, на которую продана лицензия. Наиболее существенными для лицензиата является право на техническую помощь лицензиара в освоении производства (а иногда и сбыта) продукции по лицензии; право на усовершенствование продукции по лицензии и технологии ее производства; право продавать на территории действия лицензионного договора сублицензии третьим лицам. Важным является получение покупателем права на дифференцированные ставки роялти. Особую роль играет взаимное обязательство сторон согласовывать споры по взаимному согласию и согласованный выбор юрисдикции для преодоления разногласий. Лицензиар всегда обязан гарантировать лицензиату: - принадлежность себе и только себе имущественных прав собственности на объекты договора и их защиту за свой счет от посягательства третьих лиц; - передачу лицензиату такой юридической и/или технической документации, которая необходима и достаточна для освоения производства продукции по лицензии, ликвидацию дефектов в документации, если они имеются; - реализацию ОПС с достижением определенных технико-экономических показателей. Лицензиар в большинстве случаев обязан: - поддерживать патенты или другие охранные документы за свой счет; - предоставлять практическую помощь лицензиату в освоении производства продукции по лицензии, а при необходимости - и в до- и/или послепродажном обслуживании; - извещать лицензиата о всех усовершенствованиях продукции по лицензии и/или технологии ее производства. Лицензиар может быть иногда обязан: - при предоставлении второй, третьей и т.д. неисключительной лицензии сообщать лицензиату сведения о них, и если любым следующим договором будут предусмотрены более выгодные условия лицензирования, "автоматически" распространять их на предшествующие договоры; - платить лицензиату договорные штрафы за снабжение некачественными комплектующими изделиями, сырьем и/или технологическим оборудованием. Лицензиат всегда обязан: - признавать лицензиара собственником исходных имущественных прав на объект лицензионного договора; - придерживаться технических условий и технологических рекомендаций лицензиара относительно реализации ОПС; - коммерчески реализовывать приобретенные имущественные права под угрозой досрочного (и, конечно, беспрекословного) разрыва лицензионного договора; - вести бухгалтерские дела так, чтобы операции с продукцией по лицензии были выделены и доступны для аудиторских проверок объемов ее производства и выручки от ее продажи; - обеспечивать доступ лицензиара к указанным данным; - сохранять в тайне предоставленную технологию даже после завершения срока действия договора. Лицензиат, как правило, обязан: - своевременно платить лицензиару обусловленные договором платежи и, если это предусмотрено, пеню за просрочку платежей; - оказывать содействие лицензиару в выявлении и судебном преследовании нарушителей имущественных прав; - в обусловленный срок реагировать на каждое сообщение лицензиара об усовершенствовании продукции по лицензии и/или технологии ее производства; - немедленно извещать лицензиара о всех усовершенствованиях продукции по лицензии и/или технологии ее производства, которые сделаны специалистами лицензиата. Лицензиат может быть обязан: - вырабатывать продукцию по лицензии только на тех предприятиях, которые он имел в момент заключения договора; - покупать у лицензиара комплектующие изделия, сырье (полуфабрикаты), технологическое оборудование или услуги по пуско-наладочным работам и техническому обслуживанию; - согласовывать с лицензиаром такие приобретения у третьих лиц, и после завершения срока действия договора возвратить лицензиару всю техническую документацию. Договор приобретает силу после его регистрации в Государственном департаменте интеллектуальной собственности. Лицензиар готовит проект лицензионного договора заранее и передает его потенциальному лицензиату в ходе предшествующих переговоров. Важно, чтобы до получения полной гарантии о намерениях потенциального лицензиата, лицензиар выполнил следующие действия: подписал протокол о намерениях; заключил договор о конфиденциальности; разработал проект лицензионного соглашения; подготовил альтернативные предложения для обсуждения с потенциальными партнерами; разработал детальный проект лицензионного договора. Ни в коем случае не следует игнорировать заключение договора о конфиденциальности до начала переговоров. В случае отсутствия такого договора потенциальный лицензиат после получения информации, в том числе конфиденциальной, может прекратить переговоры.
5.2.3. Лицензионные платежи Поскольку большинство лицензионных соглашений связаны с коммерческой деятельностью, они предусматривают выплату определенной денежной суммы лицензиару за передачу права на использование объектов интеллектуальной собственности. Различают три основных вида лицензионных платежей: роялти, паушальный, комбинированный. Роялти - это вид платежей, который лицензиат выплачивает лицензиару на протяжении всего срока действия соглашения равными долями. Паушальный платеж предусматривает выплату вознаграждения до даты начала массового выпуска продукции, зафиксированной в соглашении. К паушальной форме оплаты прибегают обычно в случаях, если в стране лицензиата шаткое положение или нет ясности в вопросе патентования изобретения, которое составляет основу лицензии. Комбинированный платеж предусматривает выплату лицензиару части вознаграждения еще до начала производства и сбыта продукции, а остальная часть вознаграждения выплачивается в форме роялти после постановки продукции на производство.
5.2.4. Передача прав по авторским договорам По лицензионным договорам, как правило, передаются права на объекты промышленной собственности. Если автор передает другому лицу свои имущественные права на использование объекта авторского права, то заключается авторский договор. Различают такие виды авторских договоров: договор об издании и переиздании произведений в оригинале (издательский договор); договор о публичном исполнении неопубликованных произведений (постановочный договор); договор об использовании неопубликованного произведения в кинофильме, на радио ли в телевизионной передаче; договор о создании произведения изобразительного искусства с целью публичного показа; договор об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства; другие договоры о передаче произведений литературы, науки и искусства для использования любым другим способом. Содержание авторского договора должно отвечать общим положениям гражданского права относительно содержания договора. Но в отличие от обычного хозяйственного договора, здесь должны быть тщательно прописаны существенные условия авторского договора, способы использования произведения, срок действия договора и использования произведения, размер и порядок выплаты вознаграждения. Особое внимание следует уделить пунктам относительно передачи имущественных прав.
5.3. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности
5.3.1 Подходы к определению стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.
Существует три общепризнанных подхода к оценке стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности: подход на основе активов, рыночный подход, доходный подход.
Рис. 5.2. Подходы к определению стоимости нематериальных активов
Затратный подход или подход на основе активов (бухгалтерских книг) основан на предположении, что стоимость объекта интеллектуальной собственности равняется стоимости затрат на его создание, внедрение и амортизацию. В рамках этого подхода существует несколько методов расчета стоимости. Один из них, так называемый метод стоимости замещения, состоит в том, что максимальная стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется минимальной ценой, которую следует заплатить при покупке объекта интеллектуальной собственности, эквивалентного по функциональным возможностям и вариантам его использования или обладающего аналогичной потребительской стоимостью. Этот вариант расчета устраивает покупателя, так как он может документально отследить затраты на создание ОИС и, таким образом, убедиться, что эта цена оправдана. Но он невыгоден для продавца, поскольку последний получит сумму, равную только затратам, понесенным на создание ОИС, то есть без прибыли. Рыночный подход к оценке стоимости прав ИС предполагает использование метода сравнительного анализа продаж. Сущность метода состоит в сравнении оцениваемого объекта с аналогичными по назначению, качеству и полезности объектами, которые были проданы на это время на аналогичном рынке. Этот подход дает так называемую "справедливую цену", то-есть такую цену, за которую продавец, который владеет информацией о рыночной стоимости аналогичных объектов, готов продать ОИС, а покупатель, который также владеет полной информацией по ОИС и рыночной стоимости аналогичных объектов, готов купить данный ОИС. То-есть, цена устанавливается рынком и устраивает как продавца, так и покупателя. Доходный подход предполагает, что никто не станет вкладывать свой капитал в приобретение того или иного ОИС, если такой же доход можно получить любым другим способом. Суть подхода состоит в том, что стоимость прав на ОИС определяют как функцию дохода, который может принести использование данного ОИС в будущем. Для расчета текущей стоимости объекта оценки применяют два основных метода: метод дисконтирования и метод капитализации дохода. Метод дисконтирования, основан на том допущении, что стоимость денег в будущем будет меньше, чем сегодня: , где РV- текущая стоимость объекта оценки; СF - будущий денежный поток (доход); i - коэффициент дисконтирования. При выборе коэффициента дисконтирования учитывается то обстоятельство, что безрисковые деньги стоят дороже, чем рисковые. То есть, если риск минимальный, то и степень дисконтированяя минимальная, и наоборот. По методу капитализации дохода стоимость объекта оценки определяют как частное от деления чистого дохода, полученного от коммерческого использования объекта оценки, на коэффициент капитализации: , где PVk - текущая стоимость объекта оценки; CF - денежный поток ежегодного дохода; К - коэффициент капитализации. Этот метод расчета стоимости выгоден для продавца, так как в будущем доход, который можно ожидать от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, может быть значительным. Однако, для покупателя это наименее выгодный вариант расчета, поскольку существует реальная опасность того, что объект интеллектуальной собственности, например изобретение, не найдет практического применения в силу того, что спустя некоторое время, которое предшествует внедрению, появится новое, более перспективное изобретение.
5.3.2. Расчет стоимости прав на объект интеллектуальной собственности Наиболее часто для оценки прав на объекты интеллектуальной собственности используется метод роялти в рамках доходного подхода. Суть метода состоит в том, что владелец прав на объект интеллектуальной собственности, например автор, которого принято называть лицензиаром, передает права на этот объект другому лицу (лицензиату). За это он получает от лицензиата вознаграждение как часть от той прибыли, которую в будущем принесет использование передаваемого ОИС. Размер этого вознаграждения равняется цене ОИС. Платежи, по которым вознаграждение выплачивается равными долями в конце каждого года на протяжении действия лицензионного договора, называется "роялти". Стоимость ОИС рассчитывают по формуле: где PV - стоимость ОИС в настоящее время, которая равняется сумме выплат роялти на протяжении срока действия лицензии, грн.; - прогнозируемые денежные потоки, которые генерируются предметом лицензии за период t (так называемая база роялти), грн.; t - расчетный срок действия лицензии (период); - ставка роялти за период t, %. Значения стандартных ставок роялти приведены в [1]. Такие таблицы позволяют определить приблизительный размер ставки роялти для каждого конкретного объекта лицензии. Стандартное значение ставки роялти может быть уточнено по результатам поиска и анализа материалов конкурентов на объекты, которые являются аналогичными или приближенными по своим характеристикам к предмету лицензии. Отметим, что размер ставки роялти будет зависеть от принятой базы роялти. Так, если в качестве базы роялти принять прибыль, то ставка роялти будет равняться доле лицензиара в прибыли лицензиата, то есть ее величина может достичь 50 %. За базу роялти, как правило, принимают или стоимость продаж изготовленной по лицензии продукции, или ее себестоимость, или полученную прибыль, или стоимость основного сырья. Если за базу роялти принята стоимость продаж изготовленной по лицензии продукции или ее себестоимость, то величина денежного потока за период t определяется по формуле: , где: - количество изготовленного товара в натуральных единицах; - цена единицы изготовленного товара или его себестоимость, грн. Если за базу принимается доход или прибыль от использования предмета лицензии (ОИС) в производстве, то: где - доход или прибыль, которая генерируется предметом лицензии за период t, грн. Если за базу принимается стоимость основного сырья, которое перерабатывается, то: где - стоимость основного сырья, которое перерабатывается, за период t, грн. Другой метод определения договорной цены лицензии основывается на значениях нижнего и верхнего пределов цены: <<. В значение входят все затраты в процессе разработки объекта лицензии, включая минимальную (нормативную) прибыль лицензиара с учетом инфляции. Значение определяет цену, в соответствии с которой в установленный срок за счет получения экономического эффекта окупаются все затраты потребителя на новую продукцию без дополнительной прибыли. То есть по этой цене потребителю одинаково выгодно использовать новую или старую продукцию. Очевидно, что лицензиар при определении стоимости лицензии стремится поднять цену к , а лицензиат, наоборот, уменьшить ее к . Итак, для определения необходимо подсчитать экономический эффект потребителя. Микроэкономический эффект определяется как прирост прибыли вследствие внедрения новшества. Базовые показатели - это реальные плановые или фактические результаты, которые были достигнуты на этом предприятии. Микроэкономический эффект потребителя на единицу внедрения за период его использования Т: где - экономия затрат производства (без амортизационных отчислений на реновацию) за период Т; - прирост прибыли за счет повышения качества продукции вследствие внедрения новшества; - экономия на смежных процессах; - коэффициент, учитывающий уплаченные налоги; - коэффициент транстпортно-зоготовительних расходов к цене оборудования; - цена нового и базового оборудования, технологии, и т.п. на момент выполнения расчетов; - производительность нового и базового оборудования, технологии; их отношение определяет кратность замены по объему производства; - сроки службы нового и базового оборудования, технологии; их отношение определяет кратность замены за период выпуска продукции; - дополнительные единовременные затраты потребителя, связанные с внедрением новшества; - коэффициент обратной (ликвидационной) стоимости нового оборудования после завершения его эксплуатации. Верхняя граница цены определяется из равной выгоды использования потребителем новой и базовой продукции, при этом эффект за период действия договора принимается равным 0 (Э=0). Тогда:
5.4. Управление правами интеллектуальной собственности.
Процесс управления имущественными правами, которые принадлежат автору того ли иного объекта интеллектуальной собственности, со времени оформления прав на него и к окончанию прав на пользование и распоряжение указанными правами довольно трудоемкий, имеет свою специфику. Одно дело продать какой-либо материальный объект, другое дело - продать объект интеллектуальной собственности. Управление имущественными правами субъектов интеллектуальной собственности требует специального профессионального подхода. Для предоставления необходимой профессиональной помощи по тем или иным вопросам авторских произведений и научно-технических достижений уже давно начали появляться особые специалисты. Позднее такие специалисты начали объединяться в специализированные организации и разграничиваться между собой по характеру услуг, которые они предоставляли создателям нового. Так возникла сфера деятельности, которую стали называть коллективным управлением имущественными правами авторов. Всемирная организация интеллектуальной собственности разработала проект закона об авторских правах для стран СНГ - Типовой закон об авторском праве и смежных правах (типовое положение об охране произведений науки, литературы и искусства, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания). Этот Типовой закон предлагает конкретные правовые основы относительно создания и существования организаций по управлению имущественными правами авторов. Принципиальным положением является то, что указанные организации создаются самыми авторами и лицами, которые имеют авторские и смежные права. По своему характеру организации управления имущественными правами авторов являются некоммерческими. Организации, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе (организации коллективного управления), создаются самими субъектами авторских и смежных прав и получают статус юридического лица со дня их регистрации в общем порядке, установленном для регистрации общественных (некоммерческих) организаций. Организация коллективного управления после ее государственной регистрации обязана на протяжении 30 дней встать на учет в Учреждении. Сведения об учете организаций коллективного управления Учреждение публикует в своем официальном бюллетене. В соответствии с Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах" от 11 июля 2001г. организации коллективного управления должны выполнять от лица субъектов авторского права и/или смежных прав на основе полученных от них полномочий следующие функции: а) согласовывать с лицами, которые используют объекты авторского права и/или смежных прав, размер вознаграждения во время заключения договора; б) заключать договоры об использовании прав, переданных в управление; в) собирать вознаграждение за использование объектов авторского права и/или смежных прав в случаях и на основаниях, предусмотренных этим Законом; г) распределять и выплачивать собранное вознаграждение субъектам авторского права и/или смежных прав, правами которых они управляют, а также другим субъектам прав в соответствии с этим Законом; д) осуществлять другие действия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для охраны прав, управление которыми осуществляет организация. Закон Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели" в п.2 ст.5 устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают или имеют постоянное местонахождение вне границ Украины, в отношениях с Учреждением реализуют свои права через представителей по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных), зарегистрированных в соответствии с законом. Заявители Украины также могут поручать представителям по правам интеллектуальной собственности или другим доверенным лицам вести дела с Учреждением. Разница в том, что иностранные граждане могут вести свои дела с Учреждением Украины лишь через представителей по делам интеллектуальной собственности. Граждане Украины могут вести дела с Учреждением через указанных представителей лишь по своему желанию. Следует подчеркнуть и то, что ведение дел с Учреждением через представителей по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных) требует определенных затрат заявителя. В развитие Указа Президента Украины "О мероприятиях по охране интеллектуальной собственности в Украине" от 27 апреля 2001г. Кабинет Министров Украины утвердил Положение о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности от 17 мая 2002г. Это Положение регламентирует деятельность государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности, их права и обязанности во время выполнения функций государственного контроля. Основной задачей государственного инспектора является осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также в сфере производства, экспорта, импорта дисков для лазерных систем считывания. С целью выполнения поставленных задач государственный инспектор имеет право: 1)проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешения на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространения или использования; 2) требовать от субъектов хозяйствования предоставление любого регистрационного документа о создании предприятия или лицензии относительно эксплуатации лицензированных объектов; 3) требовать от субъектов хозяйствования предъявления любого диска, матрицы или документов отчетности (в том числе всей отчетности), хранение и ведение которых предусматривается законодательством, в любом формате или другой форме, в том числе любой лицензии или другого документа, который подтверждает право субъекта хозяйствования на воспроизведение на диске или матрице любого материала, защищенного правами интеллектуальной собственности; 4) осматривать и изымать с целью изучения на необходимый срок, а также исследовать и копировать любые лицензии, диски, матрицы, книги, документы отчетности и прочие необходимые документы; 5) изымать и задерживать на необходимый срок любые диски или матрицы, найденные в лицензионных помещениях, которые, по мнению государственного инспектора, могли быть изготовлены или воспроизведены с нарушением требований законодательства, если государственный инспектор имеет основания подозревать совершение правонарушения, связанного с нарушением прав на торговую марку, авторского права или смежных прав; 6) проверять носители объектов интеллектуальной собственности, технологические процессы, хозяйственные операции, связанные с их изготовлением и использованием.
Контрольные вопросы Что такое товар? Каковы основные свойства товара? Какие объекты права интеллектуальной собственности являются оборотоспособными, а какие нет? Каковы отличительные признаки нематериальных активов? Почему существуют отличия между юридическим и экономическим сроками службы объекта права интеллектуальной собственности? Какие Вы знаете основные способы коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности? В чем преимущество использования прав на объекты интеллектуальной собственности в собственном производстве над передачей прав по лицензионному договору? Какие преимущества дает правовладельцу внесение прав интеллектуальной собственности в уставной капитал предприятия? В чем разница между уступкой прав на объект интеллектуальной собственности и передачей прав по лицензионному договору? Какие Вы знаете виды лицензионных договоров? Какие Вы знаете виды лицензионных платежей? Что собой представляет торговля лицензиями? Какие права предоставляет неисключительная (простая) лицензия? Какие права предоставляет исключительная лицензия? Какие права предоставляет полная лицензия? Каков порядок заключения лицензионных договоров? Основные права лицензиара и лицензиата. Основные обязанности лицензиара. Основные обязанности лицензиата. Каков порядок передачи прав по авторским договорам? Какое содержание имеет лицензионный договор? Назовите основные цели оценки стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности. Какие Вы знаете подходы к оценке стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности? Дайте характеристику затратного подхода к оценке стоимости прав на ОИС. Дайте характеристику сравнительного подхода к оценке стоимости прав на ОИС. Дайте характеристику доходного подхода к оценке стоимости прав на ОИС. Какие Вы знаете методы оценки стоимости прав на ОИС? В чем состоит управление правами на объект интеллектуальной собственности на этапе создания ОИС? В чем состоит управление правами на объект интеллектуальной собственности на этапе обретения прав? В чем состоит управление правами на объект интеллектуальной собственности на этапе использования прав? В чем состоит управление правами на объект интеллектуальной собственности при защите прав? В чем состоит управление правами на объект интеллектуальной собственности на этапе утилизации? Литература 1.Цибульов П.М. Основи інтелектуальної власності/Навчальний посібник. - К.:"Інст.інтел.власн.і права", 2005. - 112с. 2.Інтелектуальна власність в Україні правові засади та практика. - наук.-практ.вид.:у 4-х т./За заг.ред. О.Д.Святоцкого.- Т.1 Право інтелектуальної власності. - К.:Видавничій дім "ІеЮр", 1999. - 500с.;Т.2 Авторське право і суміжні права. - К.:Видавничій дім "ІеЮр", 1999. - 460с.; Т.3 Промислова власність. - К.:Видавничій дім "ІеЮр", 1999. - 656с.;Т.4. Оцінка інтелектуальної власності.Бухгалтерський облік та оподаткуванння. - К.:Видавничій дім "ІнЮре",1999. - 384с. 3. Право інтелектуальної власності: Академ.курс: Підручник для студентів вищих навч.закладів/О.А.Підопригора, О.Б.Бутнік-Сіверський, В.С.дроб'язко та ін.:За ред.О.А.Підопригори, О.Д.Святоцкого. - 2-ге вид.,перероб. Та допов. - К.:Концел.Вид.дім"ІнЮре", 2004. - 672с. 4. Бутнік-Сіверський О.Б. Економіка інтелектуальної власності. - К.: Інст.інтел.власн.і права, 2004. - 296с. 5. Цыбулев П.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - К.: Інст.інтел.власн.і права, 2003. - 184с. 6.Цыбулев П.Н. Маркетинг интеллектуальной собственности. - К.:Інст.інтел.власн.і права, 2004. - 188с. 7.Сілаєв В.І. Промислова інтелектуальна власність: Навч.посібник. - Д.:ДонДАУ, 2003. - 67с. 8. Сілаєв В.І., Гавенко В.В. Економіка інтелектуальної власності: Навч.посібник. – Д.:ДонДУУ, 2007. – 200с.
Генерация страницы за: 0.013 сек. |