Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Общее учение о субъектах административно-правовых отношений

Субъекты административного права и административные отношения

Субъекты правоотношений характеризуются конкретными правами и обязанностями. Когда даем характеристику, то говорим о правовом отношении, когда говорим о субъекте права, то даем характеристику правосубъектности.

Соотношение правового статуса и правосубъектности

Правовой статус – предпосылка правосубъектности. Каждый наделен, но конкретно, когда вступает в правоотношения. Правосубъектность в административном праве имеет свои особенности:

1. нет общего понятия прав и правоспособности;

2. правосубъектность в административном праве существенно отличается в зависимости от вида субъектов.

В отличие от гражданского права, во многих случаях восполнить отсутствие полной дееспособности невозможно путем оформления доверенности.

 

Классификация субъектов административного права

Субъекты делятся на коллективные и индивидуальные.

Индивидуальные субъекты

Индивидуальные субъекты – граждане и иностранцы. У граждан РФ больший объем прав и обязанностей, чем у иностранцев. Напр., при посещении музеев билеты для граждан РФ более дешевые по сравнению с билетами для иностранцев. Или обязанность по несению воинской службы есть только у граждан РФ, иностранцы этого не имеют. Закона, регулирующего статус, нет. Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» (см. нормы только адм. права, напр., в отношении гос. службы).

Правосубъектность индивидуальных субъектов – это: правоспособность + дееспособность. Административная правоспособность возникает с момента рождения. Ребенок является субъектом права. Административная дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности. Субъект права – если есть права, значит со стороны государства есть определенные обязанности в зависимости от вида наступлении дееспособности. Общий возраст дееспособности – с 18 лет. Для административной ответственности – с 16 лет, паспортно-визовой – с 14 лет, в отношении демонстрация – с 18 лет, в отношении пикетирования – с 16 лет.

Есть правоотношения, где дееспособность наступает в связи с наступлением юридически значимых фактов. Напр., право на получение высшего образования наступает с момента получения аттестата о среднем полном образовании. Гражданин должен получать образование с 7-летнего возраста, но он может пойти учиться и в более позднем возрасте. Напр., так было в Чечне в военное время. После окончания военных действий в 1-й класс пошли 15-летние дети. Т. е. здесь возраст не важен.

Если гражданин не может собственными действиями осуществить свои права, это могут сделать родители, опекуны и попечители. Но по доверенности никто не может получить паспорт и т. п.

Но т. к. нет общих законов о представительстве, иногда подзаконные акты регулируют эти моменты. Напр., постановка автомобиля на учет возможна по нотарильно заверенной доверенности. Т. е., то что касается представительства – это право государства.

Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность. Несколько видов:

- административная ответственность – с 16 лет;

- дисциплинарная ответственность по административному праву – единого возраста нет, чаще всего бывает в образовательных учреждениях. Здесь важен не возраст, а статус.

Правовой статус индивидуальных субъектов – состоит из прав и обязанностей.

Бахрах: абсолютные и относительные права и обязанности. Абсолютные права и обязанности характеризуются тем, что для их реализации субъекту права не требуется согласования или помощи других участников правоотношений. Для относительных прав и обязанностей важно то, что они могут реализовываться только через правоприменение, т. е. необходимо, чтобы был издан индивидуально-правовой акт.

По степеням свободы (6 степеней свободы):

1. полная свобода – абсолютные права – наивысшая степень свобод;

2. обязанность уведомлять субъекты власти;

3. обязанность уведомлять субъекты власти и регистрировать действия и материальные ценности;

4. обязанность получения разрешения;

5. у властных субъектов имеются дискреционные полномочия при выдаче разрешений;

6. абсолютный запрет в осуществлении каких-то прав.

Напр., 50-60 гг. – выдача прописки – 5 степень; 70 гг. – выдача прописки – 4 степень; наст. время – 2 степень свободы. Аналогично по поводу проведения митингов.

В некоторых учебниках выделяют специальные административные права – напр., выдача водительских удостоверений, право на ношение оружия и т. п. Но если посмотреть по существу, то имеет место общий запрет на ношение оружия и только каким-то гражданам дается разрешение на оружие. Т. е. выдача разрешений – это не специальные административные права, есть общий запрет и отдельные разрешения.

Коллективные субъекты

Для административного права важно выделить:

- государственные;

- частные.

Государственные коллективные субъекты делятся на властные и невластные. К государственным властным коллективным субъектам относятся государственные органы. Государственные властные субъекты – государственные учреждения и государственные предприятия.

Частные субъекты (очень важно) являются юридическими лицами или не являются. Частные коллективные субъекты – религиозные или общественные объединения, которые не зарегистрированы в качестве юридического лица.

Коллективные субъекты должны регистрироваться в качестве юридического лица, чтобы иметь право вступать в гражданские правоотношения. Для административного права даже в процессе подачи документов они уже считаются юридическими лицами.

Религиозные объединения могут регистрироваться в качестве юридических лиц, если хотят осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность (т. е. вступать с государством в гражданско-правовые отношения).

Частные коллективные субъекты в качестве юридического лица – см. формы в ГК РФ.

Особенности правосубъектности коллективных субъектов

Для коллективных субъектов невластных – правоспособность, дееспособность, деликтоспособность совпадают. Исчисляется с момента принятия решения и его оформления о создании юридического лица (это проведение собрания и составление протокола. Если требуется учредительный договор, то с момента подписания учредительного договора, если единолично – то с момента написания заявления).

Властные субъекты – совпадает. Но есть ли деликтоспособность у государственного органа? Нет. Правосубъектность – только правоспособность и дееспособность.

Ситуация: орган юридически создан, а кадрово не сформирован. Здесь имеет место исключение – правоспособность есть, а дееспособности еще нет. Из общего правила могут быть исключения.

Кроме государственных органов в качестве властного коллективного субъекта можно указать Центробанк РФ и государственные внебюджетные фонды.

Правовой статус в коллективном субъекте определяется:

1. для частных коллективных субъектом - учредительными документами;

2. для государственных властных субъектов – нормативно-правовыми актами;

3. для коллективных частных субъектов – совпадет с теми требованиями, которые предусмотрены в гражданском законодательстве;

4. для коллективных государственных невластных субъектов - гр. + адм.

В литературе выделяются специальная правосубъектность применительно к гражданам:

- специальный административный статус – наделяются гос. служащие;

- должностные лица.

Эти понятия не тождественные.

Коллективный субъект – специальный административно-правовой статус у частных юридических лиц:

- кредитные организации;

- строительные организации.

Специальный статус привязывается к виду деятельности, которую осуществляет частный коллективный субъект.

Участие, соотношение гражданско-правового и административно-правового статуса в коллективных субъектах

Сначала административно-правовые отношения, а затем гражданско-правовой статус, а после этого коллективный субъект вступает не только в гражданско-правовые, но и публично-правовые отношения, напр., в налоговые правоотношения. Административные и налоговые правоотношения очень похожи.

Государственные властные субъекты – не обязательно приобретать статус юридического лица и вступать в гражданско-правовые отношения. Они будут иметь свои права независимо от того, зарегистрированы в качестве юридических лиц или нет.

Государственные властные субъекты – государственные органы и иные организации, наделенные властными полномочиями. Что такое государственный орган? Понятие и признаки. Определения в законодательстве нет. Но определенные признаки можно выделить:

1. организация (коллективный субъект в нормативных актах обозначается как организация);

2. государственный орган всегда учреждается государством. По общему правилу, государственный орган наделяется государственно-властными полномочиями.

3. государственный орган должен финансироваться из государственного бюджета;

4. у государственного органа всегда должна быть нормативно-закрепленная компетенция.

В литературе применительно к понятию государственный орган существует много точек зрения.

Теории государственного органа:

1. теория романистов.

Государственный орган – это своего рода представители правоспособного, но лишенного дееспособности государства. Государство не может вступать в правоотношения с гражданином, поэтому создаются гос. органы. А кто отвечает за неисполнение обязанностей? По этой теории – государство.

Ст. 1069, ст. 1070 ГК РФ – см. по поводу действия должностных лиц.

Эта теория получила свое закрепление, но в гражданском законодательстве.

2. теория Еллинека и Гирке

Государственный орган может быть самостоятельным субъектом административно-правовых отношений, т. к. имеет свои обязанности перед государством. В отношения с гражданином вступает гос. орган, который имеет обязанности перед государством. Предполагалось наличие 2 публичных правовых субъектов в правоотношениях.

Цивилистика – отношения юридического лица и филиалов.

3. французские теоретики

Государство не может быть субъектом права, субъектом правоотношений может быть только государственный орган, через который и функционирует государство.

Организационно-правовая форма государства – это только государство, не надо выдумывать какие-либо формы. В ГК не предусмотрена форма.

Государственный орган может вступать в гражданские правоотношения от имени государства для удовлетворения государственных нужд.

Закон о государственном заказе.

Государственный орган не должен рассматриваться как обычное юридическое лицо в рамках гражданского права. Хотя в гражданском праве другая точка зрения.

По законодательству: юридическое лицо имеет имущественную обособленность, у государственного органа нет имущественной обособленности, функционирует по принципу сметно-бюджетному.

Ст. 124 ГК – см. РФ, субъекты федерации и муниципальные организации. К ним применяются нормы, которые применяются к юридическим лицам. Гос. орган не является юридическим лицом!!!

Проблема и в отношении Центробанка РФ, и в отношении внебюджетных организаций. В случае ущерба непонятно кому предъявлять иск – государству или ЦБ? Если в гражданско-правовом отношении, то к ЦБ, если в административно-правовом отношении, то получается, что имущественный ущерб не причинен, никакой ответственности гос. орган не несет.

За действия гос. служащего ответственность несет всегда государство, т. к. возникают отношения гражданско-государственного органа (?).

Структура правового статуса гос. органа

Выделяется несколько пунктов, по котором можно определить правовой статус государственного органа:

1. органом какого государства выступает организация;

2. к какому виду органов относится по своему содержанию (ветвь власти);

3. кем этот орган учреждается и как формируется личный состав;

4. кому этот орган подконтролен и кто вправе отменять его решения (Федеральное Собрание – независимый орган);

5. какова компетенция органа;

6. кто подотчетен этому органу;

7. юридическая природа правовых актов, издаваемых этим органом;

8. какими государственными символами орган вправе пользоваться;

9. каковы источники финансирования (федеральный бюджет или бюджет субъекта федерации);

10. наделяется или нет правами юридического лица.

Выделив основные положения, можно понять, что правовой статус коллективного и индивидуального субъектов сильно отличаются.

Компетенция гос. органа

В различных источниках – разный набор элементов. Компетенция – совокупность предметов ведения и полномочий по этому кругу предметов ведения. Компетенция = предмет ведения + полномочия (правовые обязанности). Предмет ведения – сфера общественной деятельности (здравоохранение, оборона, образование и т. д.). Полномочия – права и обязанности не разделяются. Это правообязанности. Что делают? Какие средства используют? Некоторые включают в структуру и задачи, и функции. Но это терминологическое перенасыщение. Это разработано Лазаревым Б. В. (директор института государства и права в Москве).

Правовое регулирование компетенции, способ и порядок

Компетенция может устанавливаться законом и тогда орган должен быть создан в силу закона. Пример: в Конституции говорится о правительстве. Есть органы, которые наделяются компетенцией вышестоящими органами.

Перераспределение компетенции – как на уровне закона, так и на уровне решений вышестоящего органа. Есть еще один способ – делегирование полномочий, но только тогда, когда это право предусмотрено для органа. Государственный орган может делегировать только тогда, когда ему прямо предоставлено право. Напр., министерство не может, если такого права не предусмотрено.

Не удается на практике четко разграничить компетенцию гос. органов. Два органа могут привлечь за нарушение в административном праве. Все споры о компетенции между одноуровневыми органами решаются во внесудебном порядке, должны обратиться в правительство. А если разноуровневые, то надо обращаться в суд.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Административное право как отрасль права. Публичное управление | Тема 3. Система и структура органов исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.