КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав и информационные задачи финансовой отчетности
Состав, порядок составления и представления отчетности определены Приказом Минфина РФ от 13.01.00 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации». Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой комплекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Процесс реформирования современной российской отчетности направлен на приближение ее к международным стандартам финансовой отчетности. С переходом к рыночным отношениям изменились состав и содержание бухгалтерской отчетности организации, в которую на сегодня включаются: 1) «Бухгалтерский баланс» — форма № 1. 2) «Отчет о прибылях и убытках» — форма № 2. 3) Приложения к ним, в частности: • «Отчет об изменениях капитала» — форма № 3. • «Отчет о движении денежных средств» — форма № 4. • «Приложение к бухгалтерскому балансу» — форма № 5. • «Отчет о целевом использовании полученных средств» — форма № 6 (годовая) — для общественных организаций (объединений). • Пояснительная записка.
Каждая из приведенных форм отчетности при экономическом анализе выполняет возложенную на нее информационную задачу. Бухгалтерский баланс отражает финансовую и инвестиционную деятельность организации на отчетную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает текущую деятельность организации за отчетный период. Отчеты об изменениях капитала, движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу отражают дополнительную информацию о текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Пояснительная записка к годовому отчету содержит информацию, позволяющую пользователям детально оценить финансовое положение организации Итоговая часть аудиторского заключения - подтверждает достоверность данных бухгалтерской отчетности организации Общие подходы к формированию бухгалтерской отчетности установлены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Министерство финансов России в зависимости от объемов деятельности считает возможным формировать отчетность в одном из трех вариантов: упрощенном, стандартном и множественном. Упрощенный — для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций (кроме бюджетных). В этом случае не входят в состав годовой бухгалтерской отчетности формы: № 3 «Отчет об изменении капитала», №4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Некоммерческим организациям в состав годовой бухгалтерской отчетности рекомендуется дополнительно включать форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств». Стандартный— для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Множественный — для коммерческих организаций, относящихся к группе крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм отчетности увеличивается по ряду причин: вместо одной формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности либо раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации, включить в виде приложения к форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». В крупных компаниях важное значение приобретает информация по сегментам (операционным и географическим). Система показателей бухгалтерской отчетности, сформированная исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении основных элементов: активов, капитала, обязательств, доходов, расходов, прибылей и убытков: • Активы (экономические ресурсы) характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которым организация получила в результате ведения своей деятельности. • Капитал (собственный капитал) показывает часть финансовых ресурсов, внесенных первоначально в виде уставного капитала и в результате реинвестирования прибыли в течение всего периода деятельности организации с момента учреждения в целях получения будущих доходов. Обязательства (заемный капитал) представляют собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований к ее имуществу. • Доход — увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). • Расход — уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). • Убыток — уменьшение стоимости собственного капитала в результате хозяйственной деятельности организации. • Прибыль— прирост (увеличение) собственного капитала в результате хозяйственной деятельности организации. Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Согласно ст. 48 ГК РФ он является одним из признаков юридического лица, т. е. выполняет экономико-правовую функцию, обеспечивая реализацию одного из принципов бухгалтерского учета — имущественную обособленность хозяйствующего субъекта. По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. В зарубежной практике бухгалтерский баланс называют отчетом о финансовом состоянии организации. Бухгалтерский баланс, сформированный исходя из концепции наращения финансового капитала, дает четкое представление: • о характере поставщиков финансовых ресурсов организации (капитал и обязательства); • о направлении и характере вложений предоставленного капитала в экономические ресурсы организации (активы). В актив бухгалтерского баланса включаются статьи, которые отражают определенные группы элементов хозяйственных средств, объединенные в зависимости от стадий их кругооборота. В отечественной практике статьи актива размещаются в балансе по степени возрастания ликвидности (подвижности имущества), т. е. в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает денежную форму. Пассив баланса показывает, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы. Статьи пассива баланса группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств. В рыночной экономике балансовое уравнение имеет следующий вид: Активы = Капитал + Обязательства. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса. Признание и отражение в бухгалтерском балансе величины собственного и заемного капитала должно обеспечить его владельцам контроль за ожидаемым наращением. В соответствии с требованиями международных стандартов баланс должен составляться таким образом, чтобы была видна: • структура капитала для получения информации о финансовых источниках формирования активов (аспект финансирования); • структура имущества для получения информации о ликвидности предприятия (аспект инвестирования); • структура капитала и имущества во взаимосвязи для получения информации о платежеспособности предприятия. Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» раскрывает информацию о формировании доходов и расходов за отчетный период и аналогичный период прошлого года. Возрастание критического объема продаж означает, что увеличившиеся доходы идут на рост потребления ресурсов и поддержание производства, а не на его расширение. Ввиду нестабильной экономической и политической ситуации в России использование статей «чрезвычайные доходы» и «чрезвычайные расходы» позволяет оценить риск, которому подвержена организация, а также дает возможность определить степень и характер влияния чрезвычайных событий на финансовые результаты экономического субъекта. Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражает данные о движении собственного капитала, фондов и резервов, содержит показатель чистых активов. Он позволяет оценить происходящие изменения (остатки на начало и конец года, приток и изъятие капитала) в собственном капитале и представляет интерес с точки зрения характеристики его надежности и оценки риска, а также изменения финансового положения собственника. Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» содержит информацию о денежных средствах в наличной и безналичной формах в разрезе основных видов деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Данная практика построения отчета установлена международными стандартами. Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» включает в себя широкую информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, расходах организации и т. д., что дает возможность провести подробный финансовый анализ. Пояснительная записка — один из основных источников дополнительной информации, позволяющий пользователям детально оценить положение организации. Он раскрывает общие данные по организации, отрасли и экономической среде; объявляет об изменениях учетной политики; раскрывает финансовые и другие данные, используемые в анализе; выявляет и оценивает положительное и отрицательное влияние количественных и качественных факторов по основным направлениям анализа; интерпретирует, оценивает и обобщает полученные результаты анализа. Аудиторское заключение является гарантией соответствия бухгалтерской отчетности установленным требованиям, что способствует уменьшению риска, связанного с принятием решения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |