Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь




Социально-политическое развитие

Материально-культурное развитие

В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строительство портов, маяков. В Александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острове Родос - Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Характерной чертой было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области. Армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов, посвященных богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов.

Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Появилась идея "ойкумены", "обитаемого мира" как целого, общего владения. Для обслуживания этого мира родилась новая форма греческого литературного языка - " койнэ ", что означает "общая речь". До этого периода греческие регионы писали и говорили на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться не только греки, но и азиаты, она звучала от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Поэтому в языках многих современных народов так много греческих слов. Вместе с процессом появления общего литературного языка оживилось образование. Сосредоточение в руках греков производства папируса, а затем и пергамента содействовало организации мастерских по переписке книг, трактатов, литературных произведений. Это позволило им выпускать книги в неведомых ранее масштабах. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Стала обогащаться художественная культура эллинистических столиц. Правители привлекали в свои города художественную интеллигенцию и ученых. Открывались государственные библиотеки в Пергаме, на Родосе, в Смирне, Антиохии, Александрии. В Александрии был основан Мусейон (храм муз), библиотека которого к I веку насчитывала примерно 700 тыс. свитков. Здесь были созданы условия для работы ученых, залы заседаний, гостиница, обсерватория, собраны коллекции растений, животных для описания и опытов.

Особенностью литературы этого периода считается возросший интерес к "технологической" стороне творчества, увлечение внешними приемами, подражанием редким, изысканным манерам. Литераторы этого времени Менандр, Феокрит Сиракузский - создатель литературного жанра пастушеской идиллии, Каллимах Киренский - автор эпиграмм и др. Художники этой поры больше внимания уделяли утонченности пропорций, психологической разработке образа, изысканности форм. Скульптурные композиции отличают динамика и виртуозность исполнения (скульптурная группа Лаокоон, I в до н.э., Алтарь Зевса и Геры в Пергаме - II в. до н.э.). Шедеврами эллинистической скульптуры считают Никэ (крылатую богиню победы) с острова Самофракия, скульптурную группу "Лаокоон", "Умирающий галл" и др. К образцам портретного искусства относят файюмский портрет (портреты, предназначенные для погребальных церемоний). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Научные труды, созданные в этот период, охватывают самые разные области знания. Здесь имена Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского и многих других. В эти века разработаны теория конических сечений, дифференциальное и интегральное исчисление, устанавливается зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, составляется карта Ойкумены, создаются работы по географии, астрономии, метеорологии, истории и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В эллинистическое время в Греции продолжали работать академия Платона и ликей Аристотеля; две новые школы Эпикура и Зенона явились продуктом новой эпохи. Эти школы учили избегать страстей и волнений, придавали практическое значение этике. Они заложили основы стоицизма и эпикуреизма.

В религии стали утрачивать свою привлекательность боги Олимпа, во многих случаях стали объединяться боги, выполняющие одни и те же функции у разных народов. Особое место занимал культ богини Исиды. Функции, которые она выполняла, стали открытием для многих народов, не имевших богинь-покровительниц материнства и младенчества. Исида пережила падение культов языческих богов. Культ девы был введен еще до разрушения языческих храмов, и поклонники этой богини спокойно перешли к культу другой Матери, а ее изображения долго еще служили изображениями Мадонны. В религиозных обрядах приобрели широкое хождение мистериальные действия типа "посвящения себя богу", сопровождавшиеся омовением водой, переодеваниями, имитирующими преображение, путешествиями в лабиринтах, храмовых подземельях, воспроизводящих путешествие душ в подземном мире и т.п.

 

Эллинизм. Синтетическая форма культуры (греческая взаимодействовала с восточными культурами (египетской, месопотамской, иудейской)).

Невозможность преодоления полисного партикуляризма и оформления единого государства на основе этнической общности приводит к падению свободной Греции и возникновению эллинистических монархий. Эпоха эллинизма — новый этап античной культуры, совершенно отличный от предыдущего. Эллинистические монархии, созданные, как известно, в результате походов Александра Македонского, представляют собой вторую волну греческой колонизации, но это уже совсем другой тип колонизации, так как покоренными оказываются страны с высокой культурой и оформившейся цивилизацией. Можно сказать, что волей одного человека, воина и царя, был произведен широкомасштабный эксперимент по столкновению культур. Александр верил в то, что варварские народы способны воспринять эллинскую культуру, что они могут слиться с греческими завоевателями — эта вера была чем-то новым, противоречившим греческим национальным предрассудкам. Каждая из трех монархий, возникших после смерти Александра Македонского, представляла собой, по существу, три империи, а в целом они, несмотря на постоянные междоусобные войны, составляли одну эллинистическую империю. Греческая культура - секулярная, рационализированная, склонная к универсализму должна была стать общей для «обитаемого мира». Она вполне могла взаимодействовать с восточными культурами (египетской, месопотамской, иудейской), создавая синтетическую ее форму — эллинистическую. В отличие от греческой культуры, которая была национальной, местной и носителями которой были греки, эллинистическая являлась космополитической, универсальной, сверхнациональной, носителями ее были все народы и племена, вошедшие в монархию. «Культурная жизнь возникает совершенно нового типа: “эллинский дух” творил на восточной основе, не сливаясь с ней. Эллинизм означает выход эллинских сил на широкую арену. Эллинизм — это развертывание эллинства, его превращение в мировое явление, он спонтанное завершение эллинского духа».

На данном этапе мы сталкиваемся с несколькими культурными процессами, которые хотелось бы прояснить. Во-первых, это культурная диффузия (Фробениус, Гребнер и др.) — пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие (например, греческих - в восточные и наоборот). Проникновение новых идей и влияний из культуры донорской (т. е. приносящей изменения) в культуру реципиент (т. е. воспринимающую) — это не автоматическое приложение, но мощный стимул развития. Эффективность культурных процессов снижается от центра к периферии, явственно проявляется роль городов в мощных синтетических процессах (урбанизация). Когда восточные страны вошли в круг эллинистической цивилизации («мировым» языком которой стал греческий), в их плоть внедрялись колонии, организованные по типу эллинского полиса. «Греческие города с греческими названиями, храмами в честь богов Олимпа, с театрами и палестрами вырастали, как грибы, среди чужой им сельской местности, … а вокруг лежали египетские деревни, где, как и во времена фараонов, поклонялись священным животным». Очевидно, что европейская культура считалась донорской, доминирующей, более развитой, этот контакт был довольно однонаправлен и насильствен, во многом эти контакты обслуживали административные интересы колонизаторов-европейцев.

Следующий термин, означающий культурный контакт — это аккультурация (Парсонс, Редфилд, Линтон, Херсковиц), при котором идет процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственной встрече и взаимовлиянии разных социокультурных систем.

Применяя данные термины с целью исторической реставрации культуротворчества в эпоху эллинизма, следует отметить, что греческая культура не была абсолютно доминирующей, несмотря на то, что ее несли завоеватели. Взаимодействию двух укладов жизни: эллинскому и восточному помогало то, что они были комплиментарны (дополнительны) друг другу, рациональная секуляризированная (светская) греческая культура и сакральная (религиозная) восточная встроились друг в друга. Расовая неприязнь отошла в прошлое, преследования религиозного характера неизвестны, моралью интересуется наука, а не власти, мысль стала более свободной, чем когда-либо позднее, вплоть до Нового времени, иными словами, сложилось толерантное общество. Это очень важное историческое наблюдение и констатация: возникновение толерантного (терпимого) имперского режима, главной задачей которого было укрепление границ государства и поддержание мирного сосуществования различных входящих в его состав общностей, при этом бюрократическая верхушка терпима к религиозному, национальному, культурному плюрализму (многообразию), процветающему в пределах империи.

Для сохранения нравственного и интеллектуального равновесия индивид обращается за поддержкой к греческой культуре, к ее новым философским школам, либо к восточной культуре, а именно к ориентальным религиям и возрожденным эллинским мистериям, склонным к слиянию с восточными культами, т.е. результатами аккультурации выступают такие процессы, как восприятие (усвоение новой культуры), адаптация (приспособление к ней), реакция (создание нового). Важнейшим проявлением реакции на ситуацию становится расцвет трех основных философских школ: эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, в которых этика является определяющей частью, которые решают проблему счастья отдельного человека и предлагают в качестве идеальных состояний апатию (бесчувствие), атараксию (бесстрастие) и автаркию (самодостаточность). Для людей, непричастных к формам философского спасения, стремящихся заполнить душевный вакуум, основным прибежищем становится религия. Восток в религиозной сфере был намного сильнее Греции, он противопоставил греческому рационализму в религии эмоциональное переживание. Другой формой реакции было широкое распространение религиозного синкретизма: приравнивание или слияние одного Бога с другими в качестве сходных форм единого божества, скрытого под их именами. Кроме того, стали популярными такие восточные культурные явления, как астрономия, астрология, культ звезд, магия… Но общим, доминирующим фактором эпохи было стремление к единому богу. В этот период уже заметна потребность времени в обретении общей наднациональной универсальной религии, подобной христианству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 2.853 сек.