Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение славян и расселение их на территории Украины. Союзы восточнославянских племён, деление их на группы




Рекомендации для специалистов, психологов, социальных работников, учителей и родителей по применению методики «Звук и цвет», как средство социальной реабилитации с детьми имеющие эмоциональные нарушения и отклонения в развитии.

1. При проведении арт-терапевтических занятий необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, при диагностике личностных качеств ребенка. Необходимо учитывать: физиолого- психологические характеристики ребенка, медицинские особенности развития. Индивидуально-личностные характеристики, в том числе творческие способности ребенка, его коммуникативные характеристики, а также социальные условия проживания ребенка. Необходимо провести психолога - медицинскую диагностику ребенка, включая оценку уровня тревожности.

2. Использование методов арт-синтез терапии наиболее эффективные для детей с отклонениями в развитии, поскольку данные методы осуществляют целостный подход к личности ребенка, кроме того, метод арт-синтез терапии позволяет проводить одновременно психокоррекцию личности ребенка, а также дает возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал.

3. Важным аспектом является то, что проводить арт-терапевтические занятия должны специалисты-психологи, имеющие дополнительное образование в сфере арт-терапевтичекой деятельности или одновременно несколько специалистов с различной профессиональной подготовкой: музыкант, художник, театральный деятель и др.

4. После применения арт-терапевтичекой программы необходимо провести повторную диагностику состояния тревожности каждого ребенка, оценивающее психолого-социальный характер ребенка. Таким образом, может быть оценена результативность применения разработанной арт-терапевтической программы. Кроме того очень важно иметь «Обратную связь» с ребенком и членами его семьи.

5. Арт-терапевтический кабинет должен сочетать в себе эстетическую привлекательность, психологический комфорт и функциональность. Все это обеспечивает идеальные условия для проведения психологических консультаций для детей дошкольного возраста.

6. Необходимо взаимодействие между родителями и терапевтом. Для ребенка очень важны внимание и забота близких людей, не только во время занятий арт-терапией, но и в повседневной жизни.

Психическое здоровье вашего ребенка в ваших руках.

 

Заключение.

В процессе исследований, проведенных в данной дипломной работе, можно сказать об актуальности и эффективности применения арт-терапевтических техник в социально-реабилитационной работе с детьми с отклонениями в развитии в ДОУ. Важно отметить, что наряду с психологической коррекцией применение таких методик как арт-синтез терапия стимулирует позитивные положительные изменения в личности детей с отклонениями в развитии: сознание своих творческих возможностей и индивидуальных особенностей личности; приобретение коллективных навыков работы; саморазвитие; эмоциональная стабильность.

В настоящее время существует множество направлений и методов арт-терапии. При разработке арт-терапевтической программы, осуществленной на базе детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением речи №30 Калининского района Санкт-Петербурга б ыли определенны наиболее эффективные, универсальные, интегративные техники, с помощью которых проводилась социально-реабилитационная работа с детьми с отклонениями в развитии, направленная на снижение тревожности, агрессивности, а также развития творческого потенциала ребенка.

Исходя из результатов диагностического исследования, нами была разработана программа, включающая применение технологии арт-синтез терапии для детей с отклонениями в развитии в ДОУ, которая является уникальным авторским подходом в подборе методик арт-терапевтических техник в социально-реабилитационной работе с детьми дошкольного возраста. Данная программа является универсальной, так как дает возможность учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Разработанная программа является эффективной и актуальной, в ней реализуется творческий подход в социально-реабилитационной работе с детьми с отклонениями в развитии, что позволяет не только снизить уровень тревожности и агрессивности в группе, а также сформировать благоприятный климат, улучшить самочувствие детей, повысить самооценку и развить творческий потенциал личности ребенка.

При проведении исследований была разработана авторская арт-терапевтическая методика, включающая синтез различных направлений искусства: изобразительное искусство, музыку и сказкотерапию.

В результате внедрения и оценки эффективности применения арт-терапевтичекой программы были разработаны рекомендации для специалистов в сфере социальной работы, психологов, педагогов и родителей по психосоциальной работе детей с отклонениями в развитии детей.

 

Литература

 

1. Абрамов А. Социальная работа с молодыми специалистами: положения, памятки и тесты. Из опыта ООО "Атлантика" // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2010. - N 12. – 190 с.

2. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование. Теория и практика / М.Р. Минигалиева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 608 с.

3. Назарова Л.Д. Терапия фольклором: методы искусства в преподавании / Л.Д. Назарова // Народное творчество. - 2008. - № 5. – 180 с.

4. Агапова Е.П. Теория социальной работы / Е.П. Агапова – М.: Наука-Спектр, 2008. – 280 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко, 2009.— 596 с.

6. Арт-терапия. Диалог: Россия – Великобритания / Пер. с англ. Н. Фроловой. – М.: Островитянин, 2008. – 292 с.

7. Богданович В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович – М.: Золотое сечение, 2008. – 224 с.

8. Буланов Л.А. Искусство властвовать собой / Л. А. Буланов // Наука и религия. - 2009. - № 3. - с. 104.

9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) / М.Е. Бурно — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. — 487 с.

10. Васина Е., Барыбина А. Я + я, я + Я. Арт-альбомы для семейного консультирования (комплект из 3 книг) / Е. Васина, Барыбина А. – М.: Генезис, 2011. – 66 с.

11. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 414 с.

12. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/ М.А. Гулина – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

13. Вальдес М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии / М.С. Вальдес. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – 96 с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 240 с.

16. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О.И. Каяшева – М.: Бахрах-М, 2012. – 304 с.

17. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2012. – 64 с.

18. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании / М.В. Киселева, В.А. Кулганов – СПб.: Речь, 2012. – 66 с.

19. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис – М.: АСТ, 2009. – 320 с.

20. Положение о кабинете социально-психологической помощи. Примерный образец // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2011. - N 11. – 177 с.

21. Гуднова О.Г. Творчество, активность, созидание. Технологии арттерапии в школе [Текст] / О.Г. Гуднова // Искусство в школе. - 2011. - № 4. – 155 с.

22. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала / Н.Е. Пурнис. – СПб.: Речь, 2008. – 159 с.

23. Козлов В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.

24. Колесникова Г.И. Психологический практикум по консультированию / Г.И. Колесникова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 327 с.

25. Колоскова Н.Е. Исцеление искусством: "сердце на кончиках пальцев" / Н.Е. Колоскова, С.В. Поняева // Библиотечное дело. - 2010. - № 4. – 95 с.

26. Художественная практика и арт-терапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rusata.ru/hudozhestvennaya_praktika_i_art-ter

27. Хухлаев О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки / О.В. Хухлаев. – М.: Академический Проект, 2010. – 176 с.

28. Колошина Т.Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера / Т.Ю. Колошина - СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

29. Копытин А.И., Халкола У. Спектрокарты. Набор спектрокарт и методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании / А.И. Копытин и др. – СПб.: Речь, 2012. – 80 с.

30. Копытин А.И., Беверли К. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. Учебное пособие / А.И. Копытин, К. Беверли – М.: ИПиКП, 2011. – 128 с.

31. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева – СПб.: Речь, 2007. - 336 с.

32. Копытин А.И. Фототерапия, использование фотографии в психологической практике / А.И. Копытин – М.: Когито-Центр, 2008. – 192 с.

33. Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии / Б. Корт. – М.: Психотерапия, 2011. – 128 с.

34. Коэн Аллан Р. Искусство управлять людьми / Аллан Р. Коэн, Дэвид Л. Брэдфорд; пер. с англ. А. Ф. Николаевой. – М.: АСТ, 2009. – 349 с.

35. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. – СПб.: Речь, 2011. – 176 с.

36. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий / Л.Д. Лебедева - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

37. Локоткова Ж. Волшебная сила искусства / Ж. Локоткова; консультировала С. Кюн // Здоровье. - 2009. - № 3. – 90 с.

38. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин – СПб.: Питер, 2008. – 206 с.

39. Маргошина И.Ю. Проективная рисуночная методика "Мои взаимоотношения с клиентом" / И.Ю. Маргошина. – СПб.: Речь, 2012. – 80 с.

40. Материалы второй московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», Москва, 9-11 апреля 2010 г. Публикация РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusata.ru/proshedshie_sobytiya?view=52632801

41. Материалы первой московской международной конференции по терапии искусством «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала», Москва, 9-11 апреля 2010 г. Публикация НОУ «Институт современных психологических технологий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusata.ru/proshedshie_sobytiya?view=52632801

42. Медведева Е.А. Учебно-методическое пособие к изучению дисциплины "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании" / Е.А. Медведева. – М.: Спутник, 2010. – 166 с.

43. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2008. — 368 с.

44. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе / И.В. Стишенок. – М.: Генезис, 2012. – 368 с.

45. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в арт-педагогическом и арт-терапевтическом пространстве / Е.А. Медведева. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. – 272 с.

46. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 492 с.

47. Пурнис Н.Е. Арт-терапия: Аспекты трансперсональной психологии / Н.Е. Пурнис – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.

48. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. – М.: Генезис, 2012. – 288 с.

49. Сельченок К.В. Новейшая цветопсихология / К.В. Сельчёнок. - Минск: Харвест, 2007. - 667 с.

50. Соколов А.Б. Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного российского общества // Общество и право. - 2010. - N 2. – 285 с.

51. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учеб. пособие / И.В. Сусанина. – М.: Когито-Центр, 2008. – 95 с.

52. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей / Н.О. Сучкова – М.: Сфера, 2008. – 112 с.

53. Фокина Е. Работа. Над собой / Фокина Е., Реут Д. // Семейная психология и семейная терапия. - 2010. - № 2. – 209 с.

54. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств / А.И. Копытин – СПб.: Речь, 2011. – 368 с.

55. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

56. Ходоров Дж. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение / Дж. Ходоров. – М.: Когито-центр, 2009. – 236 с.

57. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики / Е.Ю. Черемнова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 144 с.

58. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. – СПб.: Речь, 2011. – 176 с.

59. Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 400 с.

61. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 432 с.

62. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции. Тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 352 с.

63. Московская С. В. Педагогика будущего - Синтез искусств. Санкт-Петербург/ Общество Рамакришны, 1995.- 77 с.

64. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.

 

 

 

История славян начинается примерно со 2-го тыс. до н. э., когда они стали выделяться среди населения, проживавшего в Европе.

Славяне принадлежат к индоевропейской группе народов. Первые письменные сведения о них датируются 1-2 вв. н. э. Именно в это время римские историки Плиний старший, Тацит, а также греческий учёный Птолемей в своих трудах называли славянскими племена венедов, которые проживали на значительной территории лесной и лесостепной зоны между Днепром и Вислой.

В Украине к настоящему времени обнаружено около 100 поселений периода древних славян: Канев, Мотеж, Субботов и др. Сам термин «славяне» появился впервые в трудах европейских историков 6 века: Йордана Кесарийского, Маврикия Стратега и др. В трудах этих авторов, кроме венедов, назывались также такие племена славян как анты и склавины. По мнению украинского историка М. Грушевского и ряда др. исследователей, анты являются предками украинцев.

Ещё в 4-ом в. н.э. образовалось 2 крупных военно-политических объединения: антское и склавинское. Во главе этих объединений стояли вожди. После 7 н.э. в письменных источниках использовалось только название «славяне». Среди учёных существуют Дунайская теория, Висло-Одерская, Висло-Днепровская и Одеро-Днепровская теория (компромиссная теория).

Она наиболее распространена среди российских историков и исходит из того, что праславяне занимали территорию между Днепром и Вислой, а затем расселились на другие земли. Предки славян, ведя кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь, могли занимать разные земли между Днепром и Одером, и в то же время, не занимая весь этот регион в целом (Теория автохтонного происхождения славян).

В «Повести временных лет» называются 14 союзов, объединявших более 100 племён. На украинских землях селились следующие племенные союзы: поляне;

северяне; древляне; дулебы и волыняне; уличи; тиверцы; белые хорваты. 14 племенных союзов условно можно объединить в 3 группы, из которых впоследствии сформировались 3 народности: украинская, белорусская и русская. Вывод: таким образом, славяне являлись древнейшим населением Европы и уже в 1-ом тыс. занимали значительную часть её территории.

 

2. Галицко - Волынское княжество во времена правления Даниила Галицкого.

Галицко-Волынское княжество образовалось в 1199 году в результате слияния двух княжеств – Галицкого, существовавшего, как самостоятельное, с 1097 года, и Волынского, выделившегося из состава Киевского государства в середине 12 века. Объединил их волынский князь Роман Мстиславич. Галицко-Волынское княжество имело большое значение, т.к. оно являлось сильным политическим центром юго-западной Руси и постепенно стало наследником приходившего в упадок Киева.

Роман Мстиславич княжил всего 6 лет. В 1205 году он погиб во время похода на Польшу. После его смерти на Волыни и в Галичине начались междоусобицы, длившиеся более 30 лет. Сыновья князя Даниил и Василько, были ещё малолетними, чем воспользовались галицкие бояре.

В 1238 году единство княжества восстановил Даниил Романович, прозванный Галицким. Первоначально, он утвердил свою власть на Волыни, а затем, опираясь на широкие слои населения, одолел боярскую оппозицию и в Галичине. Междоусобная борьба была прекращена. Даниил отдал Волынь в управление своему брату Василько, а себе оставил Галич. Но несмотря на такое деление, оба княжества продолжали существовать, как единое целое под верховенством старшего и более деятельного брата Даниила. Князь Даниил Галицкий был мудрым политиком, который стремился укрепить своё государство. Во внутренней политике он:

-он строил города (Львов, названный в 1247 году в честь сына Льва) и Холм;

-заботился о православной церкви;

- присоединил в 1239 году к Галицко-Волынскому княжеству Киев,

-оказывал содействие развитию культуры.

Активная государственная деятельность Даниила Галицкого была прервана монголо-татарским нашествием (1240-1241гг.) Под ударами монголо-татар пали украинские города Киев, Галич, Владимир и многие другие. Даниил Романович несколько лет не признавал над собой власти золотоордынского хана. Только в 1246 году он по грозному указу хана Батыя вынужден был прибыть в столицу Золотой Орды г. Сарай на поклон к хану и получить ярлык на княжение, но вынашивал планы борьбы с Золотой Ордой.

В 1253 году в Дорогочине папский посланник торжественно короновал Даниила Галицкого, ставшего таким образом первым украинским королём. Однако реализовать идею объединённого похода против монголо-татар Даниилу не удалось, так как его союзники, европейские монархи, в конечном счете, остались в стороне от борьбы русичей с поработителями. Длительная борьба и многочисленные раны подорвали здоровье Даниила, который умер в 1264 году.

Историческая роль и значение деятельности Даниила Галицкого состояли в том, что он в условиях феодальной раздробленности объединил Галицкие и Волынские земли, создал мощную державу, которая унаследовала и продолжила традиции Киевского государства в юго-западной Руси. Галицко-Волынское княжество при Данииле Галицком достигло значительного социально-экономического и культурного уровня, достойно противостояло монголо-татарам, а также, немецким, венгерским и польским захватчикам.

 

3.Казачество: возникновение, жизнь, занятия, военное искусство.Запорожская Сечь

Казак в переводе с тюрского – добытчик, бродяга-воин, иногда степной разбойник, чуть позже приобрело значение - свободный человек, воин, страж. Первые документальные упоминания о казаках относятся к 1489. Предпосылки возникновения казачества:

1) усиление феодального, национального и религиозного гнета на украинских землях, которые входили в состав Польши

2) беглые крестьяне из Галичины и Волыни находили убежище на территории, граничащей с Диким полем.

3) формирование казачества проходило на землях пограничных старославянским на линии городов: Осетр, Канев, Чигирин, Бар, Винница, Хмельник.

4)экономической основой казацкого сословия стало движение бродников, уходников, добытчиков.

5)формирование казачества проходило в постоянной борьбе с татарами.

6)администрации пограничных территорий использовали казаков для защиты от нападения крымских татар и в качестве дополнительной рабочей силы и источников дополнительных доходов.

Основными занятиями казаков были: охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство, земледелие, ремесла, торговля.

Центром казачества стало среднее Приднепровье, но основная масса казаков сосредоточилась в низовьях Днепра, где использовались естественные пороги – каменные скалы, выступавшие из воды.. Там образовалось много больших и малых островов, на которых казаки сооружали небольшие городки, или сечи, из рубленных (сеченных) деревянных бревен.

В 40-50-х ХVI в. казаки создали очень мощную по тем временам крепость на днепровском острове Томаковка (ныне г.Марганец). Это и была первая в истории Украины Запорожская Сечь. Некоторые историки (Грушевский, Субтельный) считают, что первая Запорожская Сечь была основана в 1552-1556 на острове Малая Хортица, а затем Хортица князем Дмитрием Вишневецким, прозванным в народе Байда(быстро бегуший байсак)

Название Сечь происходит от слова «секти» - рубить, рубать. В начале оно обозначало укрепление из дерева и лозы. Со временем Сечью называли центр Запорожского Войска, в котором находилось правление. Жителем Сечи и казаком мог стать любой мужчина (независимо от сословия, национальности, возраста), который был православным христианином, знал украинский язык, умел владеть оружием, давал обет безбрачия и клятву верности братству запорожскому. Из Сечи можно было уйти по своему желанию. Под страхом смерти запрещалось приводить женщин в Сечь. Запорожцев насчитывалось 5-6 тыс, иногда побольше до 15-20. Семейные казаки имели свое хозяйство и проживали в городах и селах, но за пределами Сечи. В Сечи оставался небольшой военный гарнизон, а все остальные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Казачество было главной вооруженной силой своего народа. После подавления крестьянской войны под предводительство Е.Пугачева в 1775 году, Сечь была ликвидирована.

 

 

4.Причины, характер и периодизация украинской национальной революции 1648- 1657гг.

Накануне 1648 года в Украине сложилось такое положение, когда большинство её населения не хотело и не могло дальше терпеть гнёт феодалов и польской администрации. В частности:

- крестьяне выражали недовольство усилением социально-экономического гнёта, притеснениями со стороны польских помещиков и администрации,

-нереестровые казаки были возмущены постоянными попытками польских властей возвратить их в зависимое от феодалов положение;

-гнёт и несправедливость испытывали реестровые казаки, находясь под руководством польской шляхты, которая выступала в роли старшины,

-украинское православное население отрицательно относилось к распространению католицизма и униатства, а также к притеснениям православной веры.

Тяжёлое феодальное угнетение и национальную дискриминацию со стороны поляков испытывали также украинцы-мещане.

Поводом к войне стало обычное событие. В 1646 году польский шляхтич Даниель Чаплинский напал на поместье чигиринского сотника реестрового казачества Богдан Хмельницкого, увёл его жену, при этом погиб один из сыновей сотника. Попытки привлечь Чаплинского к ответственности, завершились безрезультатно. После этого движимый чувством личной мести Хмельницкий начал подготовку к вооруженному восстанию. В январе 1648 года Хмельницкий поднял восстание на Запорожской Сечи. В то же время Богдан Михайлович Хмельницкий был избран гетманом и призвал украинское население подниматься на борьбу с поляками. По своему характеру война была антифеодальной, национально-освободительной под религиозными лозунгами.

Практически все категории населения Украины участвовали в освобождении родины.

Движущие силы войны: казачество, крестьяне, мещане, часть мелкой украинской православной шляхты, православное духовенство.

Два этапа освободительной войны украинского народа можно условно разбить на 4 периода: 1648-1649гг; 1650-1653гг; 1654-1655гг; 1656-1657гг.

В своей деятельности Хмельницкий опирался на своих ближайших соратников, представителей казацкой старшины: И. Богуна, М. Кривоноса, Д. Нечая, Ф. Джеджалия, И. Гири, М. Небату. Начало войны было таким же, как и прежние казацко-крестьянские восстания, однако Хмельницкий и его соратники подготовили новое вооружённое выступление намного лучше, с учётом опыта предыдущих восстаний. В частности:

-для решения проблемы конницы, как важной составной части армии восставших, гетман заключил военный союз с крымским ханом и тот предоставил ему конницу из 4 тыс.

 

 

5. Образование Украинской Центральной Рады. 1 Универсал ЦР. 2 универсал ЦР.

После свержения самодержавия в ходе Февральской революции 1917г. власть в России перешла к буржуазному Временному правительству (ВП) до созыва Всероссийского учредительного собрания, которое должно было определить форму государственного строя и принять Конституцию страны. На украинских землях развернулось национально-освободительное движение. Участие в этом движении различных социальных слоёв, стремящихся восстановить украинскую государственность и утвердить в ней демократический строй, свидетельствовало о его перерастании в национально-демократическую революцию. В украинском национальном движении сформировалось 2 основных течения: самостийники (за независимость Украины, ядро – Украинская Национальная Партия, под руководством Н.Михновского) и автономисты (цель – автономия Украины в демократической федеративной России (Товарищество украинских поступовцев и Украинские социал-демократы). Чтобы избежать раскола в национально-освободительном движении, лидеры самостийников и автономистов в ночь с 3 на марта образовали Центральную Раду (ЦР), в состав которой вошли представители более 17 политических партий и общественных организаций. ЦР состояла из 822 членов. Её председателем был заочно выбран выдающийся украинский историк М.Грушевский. Важную роль в работе ЦР играли В.Винниченко, С.Ефремов, С.Петлюра и др. М.Грушевский, возвратившись из ссылки в Киев в середине марта 1917г и возглавив ЦР, обосновал её политическую программу: 1) добиваться национально-территориальной автономии Украины в составе России, не дожидаясь созыва Всероссийского Учредительного собрания.

Делегация ЦР отправилась к Временному Правительству(ВП) с предложением утвердить проект декларации об автономии Украины. Но ВП ответило отказом и призвало отложить вопрос об автономии Украины до созыва Учредительного собрания. Тем не менее ЦР 10 июня 1917г. провозгласила 1 Универсал, в котором провозглашалась автономия Украины в составе России. 15 июня 1917г.был создан Генеральный Секретариат, первое в ХХ в. украинское правительство главе с Винниченко. В условиях нарастания политической нестабильности в стране ВП отправило делегацию в Киев с целью добиться компромисса с ЦР. В ответ ЦР провозгласила свой 2 Универсал 3-4 июля 1917г- отказ от автономии до Учредительного собрания.

В то же время многие украинские политики и значительная часть населения с возмущением восприняли 2 Универсал, обвиняли ЦР в непоследовательности и чрезмерной уступчивости Временному правительству. В ночь с 4 на 5 июля 1917г. произошло вооружённое выступление украинского полка им. П. Полуботка во главе с Михновским. Самостийники захватил в Киеве все важнейшие пункты, с целью вынудить ЦР отказаться от 2 Универсала и провозгласить самостоятельность Украины. Но руководство ЦР выступило против полуботковцев, и, действуя в согласии с войсками ВП, разоружила восставших.

2 Универсала свидетельствовал о том, что ЦР сделала шаг назад по сравнению с 1 Универсалом и тем самым вызвала раскол в национально-освободительном движении Украины.

 

6. 1II универсал ЦР. Провозглашение Украинской Народной Республики.

7 ноября 1917 г.был провозглашен Третий Универсал.

Основные положения Третьего Универсала.

1. Характеристика исторической обстановки безвластия и хаоса.

2. Главное — провозглашение Украинской Народной Республики в составе Российской федерации.

3. Определение территории Украины: в состав УНР входило 9 Украинских губерний.

4. Ликвидация помещичьего землевладения.

5. Установление 8-часового рабочего дня на предприятиях.

6. Установление государственного контроля над производством.

7. Отмена смертной казни в Украине; амнистия всем политзаключенным.

8. Подтверждение всех демократических прав и свобод, завоеванных Февральской революцией.

9.Провозглашение справедливой национальной политики,

Значение принятия Третьего Универсала.

1)впервые была провозглашена конкретная программа переустройства украинского общества на демократических началах

2) был нанесен удар по помещикам — социальной опоре монархистов;

3) были обеспечены условия для участия в Украинской революции представителей русского, еврейского, польского и других народов;

4) возрос авторитет украинского национального движения среди населения Украины.

5) исторический опыт украинского государственного строительства стал основой для воссоздания и укрепления украинской государственности в

1990-е гг.

 

7.1У Универсал Центральной Рады и Брестский договор

Долгое время Центральная Рада стремилась к автономии в составе федеративной России. Но, когда большевистские войска рвались к Киеву в январе 1918г, руководство Центральной Рады пошло на разрыв с Москвой. В ходе войны 9(22) января 1918г. ЦР приняла 1У Универсал, провозгласивший независимость и суверенитет Украинской Народной Республики. Провозглашалась национализация

(переход собственности в руки государства) всех природных ресурсов, ликвидация права собственности на землю, гарантировалась передача крестьянам земли без выкупа, провозглашалось стремление к дружеским отношениям с соседями. 1У Универсал поставил перед народом Украины новую задачу: сохранение государственности и борьба за нее.

27января 1918г. между УНР и Германией с ее союзниками был подписан мирный договор. Он предусматривал:

1) прекращение состояния войны 2)признание независимости УНР 3)обмен военнопленными 4)Заключение экономического соглашения о поставках Украиной продовольствия(хлеб, мясо, Яйца, фураж, лошадей) и промышленного сырья в Германию и Австро-Венгрию, 5)Германия и Австро-Венгрия обещали предоставить Украине сельскохозяйственные машины и другие дефицитные промышленные товары.

Брестский мир являлся большим успехом внешней политики ЦР, который положил начало признанию Украины как независимого государства. ЦР обратилась к Германии и Австро-Венгрии с просьбой об оказании военной помощи, необходимой для изгнания большевиков из Украины и получило положительный ответ.

Вместе с немецкими и австро-венгерскими войска начали наступление на советскую Украину и части ЦР. Им противостояли разрозненные советские подразделения.

Но уже вскоре начали обостряться отношения между оккупантами и руководством УНР, которое оказалось не способным обеспечить вывоз продовольствия в Германию и Австро-Венгрию. В этих условиях оккупанты начали все чаще вмешиваться во внутренние дела Украины.

29 апреля 1918 г. ЦР провела последнее заседание, на котором была принята конституция УНР и избран президент Грушевский. В тот же день произошел государственный переворот, в ходе которого ЦР была распущена, а новым правителем стал гетман Скоропадский. Падение ЦР было обусловлено рядом причин: 1)низкий уровень национального самосознания украинского народа и политической элиты, отсутствие консолидации национальных сил. 2)В составе ЦР не было опытных политиков, поэтому допускались многочисленные ошибки и просчеты.

3)национальная государственная идея была поставлена Центральной Радой выше идей социальной политики, медлительность при решении острых социально-экономических проблем в интересах широких народных масс. 4)Разногласия внутри ЦР и ее правительства по многим важным вопросам государственного строительства и социально-экономического развития Украины.

5)ЦР не имела дееспособного государственного аппарата.

6)ЦР не сумела создать регулярной боеспособной армии

7)Приглашение в Украину германских и австро-венгерских войск, которые установили жесткий оккупационный режим.

 

 

8.Гетманский переворот. Внутренняя и внешняя политика Павла Скоропадского.

Весной 1918г. в Украине возникли предпосылки для ликвидации Центральной Рады (ЦР), т.к. население было недовольно ее политикой, а оккупационное командование и имущие слои населения Украины были заинтересованы в установлении твердой власти, которая позволила бы обеспечивать выполнение обязательств по поставкам продовольствия в Германию и Австро-Венгрию.

29 апреля 1918г. ЦР приняла конституцию УНР и избрала ее президента - Грушевского. В тот же день в Киеве состоялся Хлеборобский конгресс. Участники конгресса резко осуждали ЦР, требовали восстановления частной собственности на землю и создание сильной власти – гетмана. Гетманом Украины на конгрессе был избран Скоропадский. ЦР была распущена, этим и закончился государственный переворот. Фактически в Украине произошла смена республиканской формы правления на монархическую, т.к. гетман сосредотачивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Несмотря на огромные полномочия, гетман Скоропадский являлся, по сути, марионеткой в руках оккупантов.

Внутренняя политика гетманского правительства:

1)был сформирован Кабинет министров из умеренно-консервативных чиновников. Главой Кабинета министров стал Ф. Лизогуб. Был налажен дееспособный административный аппарат (старосты, чиновники, полиция и т.д.). Гетман укрепил госаппарат русифицированными представителями старого чиновничества, чем вызвал недовольство украинской национальной интеллигенции

2) восстанавливалось помещичье землевладение

3) была осуществлена попытка создания национальной армии, численность ее должна была превысить 300тыс. человек. Гетман стремился возродить казачество в Украине

4)была реформирована банковская сеть, предприняты меры по становлению украинской денежной системы

5)возобновилось ж/д движение

6)были ограничены демократические права и свободы

7)наибольших достижений гетман достиг в национально-культурной политике, где у него были развязаны руки: а) основывались украинские школы и гимназии, был принят закон об обязательном обучении украинскому языку и литературе, истории и географии Украины, в русскоязычных университетах начали работать кафедры украинского языка. Открыты университеты в городах Каменец-Подольск и Киев.

Б)24ноября 1918г. была открыта Украинская Академия Наук, президент-В.Вернадский

В)были организованны Национальная библиотека, Национальный архив, Национальная галерея искусств.

Гетманское правительство стремилось к международному признанию Украинской державы. Важнейшими направлениями внешней политики были:

1)союз с Германией

2)установление дипломатических отношений с др. странами.

3)подписание мирного договора с советской Россией (12июня 1918г.) 4)поддержка контактов с белоказачьим Доном.

Гетманский режим вызвал недовольство многих слоев населения Украины.

Начиная с лета 1918г. усилилась оппозиция режиму П. Скоропадского. Возглавил ее Украинский национальный союз, председатель – Винниченко с сентября 1918г.

14декабря гетман отрекся от власти и бежал в Германию.

 

9. Директория УНР, ее состав, внешняя и внутренняя политика

Осенью 1918г. кризис гетманского режима Скоропадского обострился. Потеряв поддержку со стороны Германии и Австро-Венгрии из-за их поражения в 1 Мировой войне, гетман издал грамоту о заключении федеративных отношений Украины с небольшевистской Россией. Было так же сформировано новое правительство в Украине, в котором преобладали пророссийско настроенные политики.

14ноября 1918г. на заседании Украинского национального союза была создана Директория, как орган по руководству антигетманским вооруженным восстанием. Она состояла из 5-ти человек под руководством Винниченко - УСДРП(Андриевский, Швец, Макаренко, Петлюра – представители различных политических сил). На сторону Директории перешла значительная часть армии Скоропадского. Это обусловило поражение гетманского режима. 14декабря 1918г. Скоропадский отрекся от власти и бежал в Германию, в тот же день войска Директории вошли в Киев, и было провозглашено восстановление УНР. Сама же Директория превратилась в высший орган власти в УНР, причем - радикально настроенным органом власти социалистической направленности. Решающую роль в выработке ее политической линии играл Винниченко. Его сторонником был Чеховский, занимавший пост председателя Совета Народных Министров, правительство возрожденной УНР, которое было образовано 26декабря 1918г. Петлюра занимался вопросами армии и заметного влияния на политический курс Директории не оказывал.

Такая расстановка политический сил в руководстве УНР привела к попытке установить в Украине национальный вариант советской власти. Подтверждением тому стала Декларация Директории, принятая 26декабря 1918г., в которой указывалось:1) законодательная власть в УНР должна принадлежать трудовому (кроме помещиков, капиталистов, врачей и т.д.

2)власть на местах должны были осуществлять трудовые советы, состоявшие из представителей рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции

3) предполагалось ликвидировать крупное землевладение, передав землю крестьянам 4)устанавливался 8-ми часовой рабочий день, и восстанавливалось право рабочих на забастовку 5)устанавливался рабочий контроль над производством и государственный контроль над ведущими отраслями промышленности.

В январе 1919г политический курс, проводимый Винниченко не получил поддержки со стороны социалистов. Их лидер Петлюра являлся сторонником установления в Украине парламентской республики и постепенных изменений в экономике. Во внешней политике Петлюра ориентировался на Англию и Францию, в то время как Винниченко отстаивал необходимость союза с Советской Россией.

Возникшие противоречия внутри руководства УНР серьезно ослабляли еще неокрепшую новую власть. В результате не один социально-экономический вопрос, о необходимости решения, которых заявляла Директория, не был решен.

 

10. Советско-германские договоры 1939г. и западно-украинские земли.

Накануне 2 Мировой войны руководство Германии, стремясь осуществить свои захватнические планы, было заинтересовано в нейтрализации СССР и недопущении возникновения антигитлеровской коалиции. Советское правительство, со своей стороны, пытаясь отвести угрозу войны от своей территории и расширить влияние в Европе, было готово пойти на встречу Германии. 23августа 1939г. СССР и Германия подписали договор о не нападении сроком на 10 лет, получивший название «Пакт Молотого – Риббентропа». Дополнительно к пакту был подписан секретный протокол, который разграничивал сферы интересов двух тоталитарных государств. Германское руководство давало согласие на присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, входивших в состав Польши с 1921г. СССР получал так же Бесарабию и Прибалтийские государства. В то же время Германия получала полную свободу действий в Европе. 1сентября 1939г. Германия напала на Польшу. 17сентября 1939г. Красная Армия под предлогом защиты украинского и белорусского населения от наступавших немцев пересекла польско-советскую границу. 28сентября 1939г. Западная Украина была занята советскими войсками, и был заключен «Договор о дружбе и государственной границе». В ноябре 1939г. Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу Народного собрания о принятии Западной Украины в состав СССР, включив ее в состав УССР.

В июне 1940г. на основе договоренности о разграничении сфер интересов с Германией, правительство СССР потребовало от правительства Румынии очистить от войск территории Бесарабии и Северной Буковины, где проживало преимущественно украинское население. Не имея поддержки от Германии, правительство Румынии вынуждено было удовлетворить требования Советского руководства. В начале августа 1940г.Северная Буковина часть Бессарабии были включены в состав УССР. Присоединив западноукраинские земли к СССР сталинское руководство развернуло политику их советизации. Некоторые меры новой власти были встречены с

одобрением. Это относилось к расширению сети украинских школ, введению бесплатного медицинского обслуживания, переселению части жителей из полуподвальных помещений в оборудованные квартиры, было ликвидировано помещичье землевладение и национализированы промышленные предприятия. Однако советская власть проводила репрессивную политику. Ликвидация старой системы управления сопровождалась арестами и ссылкой служащих, полиции, прокуратуры и т.п. Была запрещена деятельность всех партий. Репрессиям подвергались предприниматели, зажиточные крестьяне, преподаватели и т.п. Репрессивные меры предпринимались в отношении ОУН, которая являлась единственной политической силой, оказывавшей организованное сопротивление новой власти в Западной Украине. Насильственными методами проводилась и коллективизация крестьянских хозяйств. Репрессии подвергались поляки и украинцы. За довоенный период было репрессировано около 1млн. человек.

 

11. Голодомор 1932-1933г.

Голод 1932-1933г. стал в Украине вторым в советские времена после голода 1921-1922г. Он охватил кроме украинских земель Кубань, Сев. Кавказ, Поволжье и Сев. Казахстан. Причиной голодомора стало сопротивление крестьян вступлению в колхозы.

С помощью голода советское руководство стремились подавить сопротивление крестьянских масс, заставить подчиняться их тоталитарному режиму.

Уже зимой 1931-1932г. в результате чрезмерных хлебозаготовок в ряде районов Украины запасы хлеба были исчерпаны. Поэтому в первой половине 1932г. в республике от голода умерли тысячи крестьян. Физически ослабевшее сельское население не могло эффективно провести весеннюю посевную кампанию. Крестьяне по ночам срезали колоски на колхозных полях. В ответ советское правительство издает в начале августа 1932г постановление об охране социалистической собственности, прозванное в народе как «Закон о 5-ти колосках». За расхищение государственной собственности предусматривался расстрел с конфискацией имущества или лишение свободы сроком не менее 10-ти лет, вне зависимости от возраста.

В Украину была направлена чрезвычайная хлебозаготовительная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Молотовым. Села и районы, не выполнившие плана хлебозаготовок, заносились на «черную доску». Это означало конфискацию всех продовольственных и посевных фондов, прекращение поставок товаров в эти местности, блокаду их заградительными отрядами. Массовая смертность в Украине началась с марта 1933г. и достигла наивысшей точки летом, когда истощенный организм голодающих не мог сопротивляться различным инфекционным заболеваниям. Ежедневно погибало десятки тысяч людей. Одновременно на ж/д станциях, в элеваторах под охраной войск находились десятки тысяч тонн хлеба, предназначенного для вывоза за границу на продажу.

В средствах массовой информации, открыто о голодоморе стали говорить только в конце 80-хг. По разным оценкам исследователей в Украине во время голода умерло от 3,5 до 8 млн. человек.

Трагедия голодомора окончательно сломило сопротивление крестьянских масс в утвердившейся колхозной системе.

 

41. Декларация о государственном суверенитете Украины. Попытка государственного переворота в СССР и Украина. Провозглашение независимости Украины.

 

В годы перестройки активизировалось национально-демократическое движение в республиках. Народы СССР, воспользовавшись ослаблением политической системы страны, повели борьбу за достижение подлинного суверенитета. 16 июля 1990г. Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

19 августа 1991 г. консервативная часть руководства СССР пошла на осуществление государственного переворота, чтобы сохранить власть и восстановить доперестроечные порядки. Власть оказалась в руках Государственного Комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Горбачев был отстранен от власти и изолирован на даче в Форосе, где он находился на отдыхе. Были запрещены все партии, кроме КПСС, на улицах Москвы появились танки.

Путч потерпел пора­жение. Заговорщики были арестованы 21 августа. Но в новых усло­виях республики не собирались подписывать союзный договор.

Неудачная попытка государственного переворота 19-21 августа 1991г. ускорила рас­пад СССР. 24 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета УССР приняла Акт провозглашения независимости Украины. В этом документе, в частности, говорилось:

"Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине; исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми докумен­тами; осуществляя Декларации о государственном суверенитете
Украины, Верховный Совет Украинской Социалистической Республики тор­жественно провозглашает независимость Украины и создание само­стоятельного Украинского государства - Украина. Территория Укра­ины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на террито­рии Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Ук­раины."

Таким образом, 24 августа 1991 г. Украинская Советская Социа­листическая Республика перестала существовать. На политической карте мира появилось новое государство - Украина. Акт провозгла­шения независимости стал важнейшим событием в истории украин­ского народа. Украина вступила в новый этап своей истории.

Референдум 1 декабря 1991 г. и выборы Президента Украины

После принятия Акта провозглашения независимости Украины на I декабря 199I г. был назначен всеукраинский референдум. В бюл­летень по голосованию был помещен текст Акта и вопрос: "Подтвер­ждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?" Из граж­дан, участвовавших в референдуме, 90,3% дали утвердительный от­вет. Независимость Украины подтвердили жители всех ее регионов, независимо от их национальности. Народ Украины продемонстри­ровал свое желание жить в независимой стране и создать собствен­ное государство. В тот же день состоялись выборы Президента Укра­ины. Президентом был избран Л.Кравчук, за которого проголосовало 61,6% избирателей. 8 декабря 1991г. произошла встреча лидеров Россия, Украины и Белоруссии, на которой было объявлено о создании СНГ – Содружество Независимых Государств и прекращении существовании СССР как государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.