Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления, задачи и формы влияния государства на экономические процессы




Анализ функций правительства относительно перераспределения доходов, ресурсов и стабилизации экономики на основе модели экономического обращения в государстве дает возможность определить направления, задачи, формы и методы влияния государства, которые предопределяют определенные экономические последствия.

Если в экономике наблюдается безработица, то увеличение правительственных расходов при условии сохранения неизменными налогов и трансфертных платежей приводит к увеличению совокупных расходов, а уменьшение налогов или увеличение трансфертных платежей способствует повышению доходов, которые можно использовать ради стимулирования увеличения личных расходов.

В случае инфляции политика правительства должна быть противоположной, а именно: нужно уменьшить правительственные расходы и трансфертные платежи, а увеличить налоги.

В Украине системная трансформация совпадает во времени с перестройкой государственности, потому приведенный перечень функций будет дополняться:

• определение целей и приоритетов макроэкономического развития — государство формирует стратегические цели развития экономики, определяет нужные ресурсы, их эффективность, а также социальные, экономические и мирохозяйственные последствия этих действий;

• реализация социальных ценностей — государство контролирует реализацию постановлений относительно минимальной заработной платы, выполнение законов о равном праве на труд и социальное обеспечение, общественные работы, установления минимальной и максимальной границ цен;

• регулирование экономической деятельности, направленное на выравнивание совокупного спроса и совокупного предложения;

• регулирование внешнеэкономических отношений и валютного рынка путем регулирования платежного баланса через влияние на внешнюю торговлю и вывоз капитала;

• регулирование макроэкономических пропорций, разработка и реализация научно-технической, инвестиционной и социальной политики;

• финансирование фундаментальных исследований в сфере общественных и технических наук за счет бюджетных средств и кредитов;

• организация инвестиционной деятельности, содействие образованию инвестиционного рынка и фондовых бирж;

• организация и управление внедрением земельной реформы;

• финансирование мероприятий социальной и культурной политики из общегосударственного и местных бюджетов;

• защита личности, предпринимательства, интересов государства, имущественных и других прав граждан.

В соответствии с этим основными задачами государственных органов управления является:

• создание условий для занятости работоспособного населения и обеспечения социальной защиты граждан;

• защита окружающей среды и обеспечение рационального природопользования;

• развитие местного самоуправления;

• внешнеэкономическая деятельность и организация межгосударственных отношений, создание государственного валютного фонда;

• формирование финансово-бюджетной политики и ее реализация через механизм налогообложения, распределение и перераспределение бюджетных ассигнований;

• кредитно-денежное регулирование, контроль за денежным обращением;

• осуществление ценовой политики;

• размещение государственных контрактов на производство продовольствия, товаров и услуг, распределение их в соответствии с потребностями и обязанностями государства;

• управление производством электроэнергии, развитием энергетической базы и обеспечение ею народнохозяйственных потребностей;

• организация внутренних коммуникаций, сетей и путей сообщения (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный транспорт), инженерных коммуникаций (трубопроводы, линии электропередач, кабельные сети) и их коммутация в международную систему соответствующих сетей;

• государственная поддержка предпринимательства;

• осуществление мероприятий по конверсии производства;

• выработка механизмов и эффективных структур относительно защиты украинского рынка, стимулирование конкуренции;

• стимулирование с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и тому подобное) модернизации технологий, инновационной деятельности, освоения новых видов продукции и услуг;

• разработка и реализация программ разгосударствления, приватизации собственности, антимонопольных мероприятий;

• обеспечение рационального использования земельных ресурсов, размещение на территории государства промышленных сооружений, объектов производственной инфраструктуры, инженерных сетей;

• обеспечение достаточного уровня профилактики и здравоохранения населения, определения обязательного необходимого объема медицинских услуг в пределах бесплатного лечения больных в государственных медицинских учреждениях;

• организация развития национальной культуры в государстве и культур других народов, которые ее населяют;

• информирование населения по вопросам экономической политики, духовной жизни через государственные средства массовой информации (прессу, радио, телевидение и др.);

• организация функционирования национальной почты, телеграфа и других видов связи.

С целью выполнения своих функций и задач государство использует разные формы и методы влияния на экономические процессы.

К основным формам государственного регулирования принадлежат комплексное (индикативного характера) планирование экономического и социального развития; прогнозирование развития народного хозяйства и конъюнктуры рынка; реализация национальных и целевых комплексных программ; управление хозяйственной деятельностью государственных предприятий; бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика; система социальной защиты населения.

Необходимость и границы использования отдельных форм государственного регулирования в хозяйственной практике определяются избранной концепцией государственного вмешательства в экономику, а также конкретными условиями и целями социально-экономического развития каждой страны.

В странах, где придерживаются концепции экономического либерализма (например, в США, Англии, Канаде), государство опирается по большей части на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную формы регулирования.

Больше всего средств государственного регулирования экономики применяется в странах, в которых придерживаются концепции экономического дирижизма. При этом бюджетно-налоговый, денежно-кредитный и ценовой механизмы государство использует очень активно, но наряду с этим важную роль играет индикативное планирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.