КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления, задачи и формы влияния государства на экономические процессы
Анализ функций правительства относительно перераспределения доходов, ресурсов и стабилизации экономики на основе модели экономического обращения в государстве дает возможность определить направления, задачи, формы и методы влияния государства, которые предопределяют определенные экономические последствия. Если в экономике наблюдается безработица, то увеличение правительственных расходов при условии сохранения неизменными налогов и трансфертных платежей приводит к увеличению совокупных расходов, а уменьшение налогов или увеличение трансфертных платежей способствует повышению доходов, которые можно использовать ради стимулирования увеличения личных расходов. В случае инфляции политика правительства должна быть противоположной, а именно: нужно уменьшить правительственные расходы и трансфертные платежи, а увеличить налоги. В Украине системная трансформация совпадает во времени с перестройкой государственности, потому приведенный перечень функций будет дополняться: • определение целей и приоритетов макроэкономического развития — государство формирует стратегические цели развития экономики, определяет нужные ресурсы, их эффективность, а также социальные, экономические и мирохозяйственные последствия этих действий; • реализация социальных ценностей — государство контролирует реализацию постановлений относительно минимальной заработной платы, выполнение законов о равном праве на труд и социальное обеспечение, общественные работы, установления минимальной и максимальной границ цен; • регулирование экономической деятельности, направленное на выравнивание совокупного спроса и совокупного предложения; • регулирование внешнеэкономических отношений и валютного рынка путем регулирования платежного баланса через влияние на внешнюю торговлю и вывоз капитала; • регулирование макроэкономических пропорций, разработка и реализация научно-технической, инвестиционной и социальной политики; • финансирование фундаментальных исследований в сфере общественных и технических наук за счет бюджетных средств и кредитов; • организация инвестиционной деятельности, содействие образованию инвестиционного рынка и фондовых бирж; • организация и управление внедрением земельной реформы; • финансирование мероприятий социальной и культурной политики из общегосударственного и местных бюджетов; • защита личности, предпринимательства, интересов государства, имущественных и других прав граждан. В соответствии с этим основными задачами государственных органов управления является: • создание условий для занятости работоспособного населения и обеспечения социальной защиты граждан; • защита окружающей среды и обеспечение рационального природопользования; • развитие местного самоуправления; • внешнеэкономическая деятельность и организация межгосударственных отношений, создание государственного валютного фонда; • формирование финансово-бюджетной политики и ее реализация через механизм налогообложения, распределение и перераспределение бюджетных ассигнований; • кредитно-денежное регулирование, контроль за денежным обращением; • осуществление ценовой политики; • размещение государственных контрактов на производство продовольствия, товаров и услуг, распределение их в соответствии с потребностями и обязанностями государства; • управление производством электроэнергии, развитием энергетической базы и обеспечение ею народнохозяйственных потребностей; • организация внутренних коммуникаций, сетей и путей сообщения (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный транспорт), инженерных коммуникаций (трубопроводы, линии электропередач, кабельные сети) и их коммутация в международную систему соответствующих сетей; • государственная поддержка предпринимательства; • осуществление мероприятий по конверсии производства; • выработка механизмов и эффективных структур относительно защиты украинского рынка, стимулирование конкуренции; • стимулирование с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и тому подобное) модернизации технологий, инновационной деятельности, освоения новых видов продукции и услуг; • разработка и реализация программ разгосударствления, приватизации собственности, антимонопольных мероприятий; • обеспечение рационального использования земельных ресурсов, размещение на территории государства промышленных сооружений, объектов производственной инфраструктуры, инженерных сетей; • обеспечение достаточного уровня профилактики и здравоохранения населения, определения обязательного необходимого объема медицинских услуг в пределах бесплатного лечения больных в государственных медицинских учреждениях; • организация развития национальной культуры в государстве и культур других народов, которые ее населяют; • информирование населения по вопросам экономической политики, духовной жизни через государственные средства массовой информации (прессу, радио, телевидение и др.); • организация функционирования национальной почты, телеграфа и других видов связи. С целью выполнения своих функций и задач государство использует разные формы и методы влияния на экономические процессы. К основным формам государственного регулирования принадлежат комплексное (индикативного характера) планирование экономического и социального развития; прогнозирование развития народного хозяйства и конъюнктуры рынка; реализация национальных и целевых комплексных программ; управление хозяйственной деятельностью государственных предприятий; бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика; система социальной защиты населения. Необходимость и границы использования отдельных форм государственного регулирования в хозяйственной практике определяются избранной концепцией государственного вмешательства в экономику, а также конкретными условиями и целями социально-экономического развития каждой страны. В странах, где придерживаются концепции экономического либерализма (например, в США, Англии, Канаде), государство опирается по большей части на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную формы регулирования. Больше всего средств государственного регулирования экономики применяется в странах, в которых придерживаются концепции экономического дирижизма. При этом бюджетно-налоговый, денежно-кредитный и ценовой механизмы государство использует очень активно, но наряду с этим важную роль играет индикативное планирование.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |