Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный долг и экономический рост

Государственный долг

Государственный долг – это размер общей задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых дефицитов госбюджета за вычетом профицитов, которые были в стране.

Причины образования и роста государственного долга:

1. войны, во время которых значительные ресурсы переориентируются на военные нужды;

2. системные трансформации экономики, требующие значительных государственных расходов и сопровождающиеся падением налоговой дисциплины;

3. спады в экономике, которые приводят к циклическим дефицитам.

Виды государственного долга:

1. внутренний государственный долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг (резидентам своей страны),

2. внешний государственный долг – это задолженность правительства другим странам и международным финансовым организациям.

Одним из факторов экономического роста является соотношение долг / ВВП. В настоящее время растет как внутренний, так и внешний долг. Однако рост государственного долга не беспределен. Если государственный долг более чем в 2,5 раза превышает ВВП, то возникают серьезные социально-экономические последствия.

Существование большого государственного долга ограничивает возможности экономического роста. В целях избежания этих ограничений правительство может рефинансировать долг. Рефинансирование – это выпуск нового государственного займа и использование выручки от его размещения для выплаты процентов по «старым» долгам.

Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует.

Реструктуризация долга – это пересмотр условий обслуживания долга (процент, сумма, сроки начала возврата). Реструктуризация имеет место тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа. Россия, принявшая на себя задолженность бывшего СССР, прибегла к реструктуризации своего долга согласно договоренности с официальными кредиторами (членами Парижского клуба).

Последствия государственного долга:

1. внешний долг приводит к перемещению материальных ценностей за рубеж;

2. обслуживание внутреннего долга увеличивает бюджетный дефицит и вынуждает правительство повышать налоги.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику современной налоговой системы России.

2. Какие функции выполняют налоги?

3. Какие виды налогов Вы знаете?

4. Каковы причины частого изменения налогового законодательства в России? Каковы последствия такой нестабильности?

5. Оправдало ли себя введение 13%-го налога на доходы в России?

6. Какова зависимость налоговых поступлений от налоговой ставки?

7. Представьте графическую интерпретацию кривой Лаффера.

8. Расскажите о способах взимания налогов.

9. Приведите примеры прямых и косвенных налогов.

10. Что такое государственный бюджет? Приведите его структуру.

11. От чего зависит структура бюджета страны? Что такое бюджетно-налоговое устройство? Какие модели бюджетно-налогового устройства Вы знаете?

12. Какие состояния государственного бюджета Вам известны? Чем характеризуется каждое из них?

13. Что такое сальдо госбюджета? Как его рассчитать? Что оно характеризует?

14. Какова главная особенность основного финансового закона России на среднесрочную перспективу?

15. Охарактеризуйте причины дефицита госбюджета.

16. Как решаются проблемы дефицита госбюджета?

17. Из-за чего возникает сеньораж и к чему он приводит? Что Вы знаете об инфляционном налоге? Как можно рассчитать инфляционный налог?

18. Расскажите о сущности сознательной БНП.

19. Раскройте смысл автоматической БНП.

20. Рассмотрите механизм действия мультипликатора государственных расходов.

21. Рассмотрите механизм действия налогового мультипликатора.

22. В чем смысл сопоставления мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора?

23. Что такое встроенные стабилизаторы? Как они работают на различных фазах экономического цикла?

24. Опишите методику расчета равновесного объема ВВП с учетом бюджетно-налоговой политики.

25. Что такое государственный долг? Каковы причины образования государственного долга?

26. Что характеризует соотношение долг / ВВП?

27. Что Вы понимаете под рефинансированием государственного долга? Когда имеет место реструктуризация государственного долга?

28. Предположим, что правительство хочет одновременно сократить совокупный спрос и увеличить инвестиции. Может ли оно сделать это средствами бюджетно-налоговой политики?

29. Предположим, рассматривается предложение сократить налоги, чтобы стимулировать экономику и способствовать ее выходу из кризиса. Имеет ли значение, какие налоги сократить: с населения или с предприятий? Обоснуйте свой ответ.

30. В чем смысл перераспределения ВВП через госбюджет?

31. Кто больше платит косвенных налогов: богатые или бедные?

32. Расскажите об использовании теории эластичности в налогообложении.

33. Кто должен подавать декларацию о доходах?

34. К каким последствиям приводит резкое повышение или понижение налогов?

35. Правительство проводит сдержи­вающую бюджетно-налоговую политику в целях снижения уровня инфляции. Покажите ее краткосрочные и долгосрочные результаты, используя модели AD – AS, крест Кейнса, I – S и кривую Филипса.

36. Почему фирма-монополист не может полностью переложить свое налоговое бремя на потребителей за счет роста цен? Какие существуют ограничения?

37. В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Какой способ финансирования бюджетного дефицита будет более стимулирующим: создание новых денег (эмиссия) или займы у населения? Почему?

38. Напишите экономическое эссе на любую из предложенных тем:

  • «Налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы» (А. Смит).
  • «…Главной заботой министерства финансов было и остается одно: собрать как можно больше средств при минимальном сопротивлении налогоплательщиков» (Ф. Хайек).
  • «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс).
  • Резервный фонд и Фонд будущих поколений в РФ.
  • Основные направления развития бюджетного процесса в РФ.
  • Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры.
  • Изменение государственной фискальной политики в период экономического кризиса.

39. Проведите статистическое исследование по теме: «Социальный эффект экономического кризиса 2008 года в России». Охарактеризуйте динамику реальной заработной платы, розничного товарооборота и ИПЦ (упор сделайте на удорожание «корзины бедных») за 2008-2009 годы. Выводы по работе представьте в графической и теоретической интерпретации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетно-налоговая политика | Типы и факторы экономического роста. 1. Экономический рост: понятие, показатели, графическая интерпретация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.