Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы анализа опасностей и предупреждения аварий

Любая авария есть результат системного взаимодействия нескольких причин, которые образуют некоторую иерархи­ческую структуру. Непосредственная причина, вызвавшая аварию, является следствием одной или нескольких причин другого уровня, которые в свою очередь вызваны причинами более низкого уровня и т.д.

Таким образом, каждая авария является многопричинной.

Количество причин теоретически может быть сколько угодно большим, однако практически анализ по логическим соображениям ограничивается выявлением только таких при­чин, устранение которых направлено на повышение безопас­ности,

Анализ опасностей невозможен без процедуры декомпо­зиции, т.е. разложения сложных систем на более простые, вплоть до элементарных.

Анализ опасностей может быть априорный, т.е. профилак­тический, до возникновения аварии, и апостериорный, т.е. после возникновения аварии. Порядок анализа в обоих слу­чаях может быть прямым (от аварии к причинам) и обратным (от причин к аварии).

Принципы системности, многопричинности, иерархично­сти и декомпозиции составляют методологическую основу анализа опасностей. Главной целью анализа опасностей яв­ляется установление причинных взаимосвязей, приводящих к аварии, и отыскание профилактических мероприятий.

Причинные взаимосвязи могут быть представлены графи­чески в форме т.н. "деревьев причин". Графический метод разработан в начале 1960-х годов Уотсоном (США) для ана­лиза процесса запуска ракет. При построении "деревьев" ис­пользуются специальные логические символы. Метод опи­сан в книге Хенли Дж.Э., Кумамото X. "Надежность техни­ческих систем и оценка риска".

Метод построения "дерева" причин трудно формализуем и требует больших затрат времени высококвалифицирован­ных экспертов.

Более простой способ построения "деревьев" причин ис­пользован в отечественной космонавтике и описан в книге Г.Т. Берегового "Безопасность космических полетов".

Методики анализа с помощью "деревьев" причин пригод­ных для широкого применения пока нет. Анализ опасностей может носить не только качественный, но и количественный характер. В последнем случае на основе статистических дан­ных определяется риск, количественная оценка опасности.

По результатам анализа разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение аварий или уменьшения их вероятности. Профилактические мероприятия делятся на 2 группы: повышающие безопасность технических систем и снижающие вероятность ошибочных действий персонала.

При разработке мероприятий ориентируются на извест­ные методы, принципы и средства обеспечения безопасно­сти.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расследование причин аварий на ОПО | Электрический ток. По определению ГОСТ 12.1.009-76: Электробезопасность − система организационных и технических мероприятий и средств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.