КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные буржуазные реформы Александра II и их значение
В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы: • Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Крестьянская реформа проводилась в несколько этапов: 1-й этап - 1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба помещичьих крестьян. 2-й этап — начался в июне 1863 года. Была решена участь удельных крестьян. Царская земля передавалась в собственность общины. 3-й этап — реформа гос. крестьян. Гос. крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохраняла общину. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и законодательные акты об отмене крепостного права. Суть реформы: крестьяне стали лично свободны, перестали быть собственностью помещика. Теперь крестьяне могли покупать землю, заключать сделки. Крестьяне получили личную свободу с маленьким участком земли за выкуп. До тех пор, пока крестьянин не выкупит свой надел, он оставался «временнообязанным» - отбывал барщину и платил оброк. Через 20 лет после отмены крепостного права выкупить землю у помещиков. Но прав-во заплатило помещикам только 80% выкупной суммы. 20% от выкупной суммы крестьяне должны были выплачивать помещикам сами. Теперь крестьяне должны были выплачивать «выкупные платежи» государству в течение 49 лет. Выкупные платежи были отменены в 1907 году (в ходе революции). • Финансовая реформа. Она упрочила экономику страны. • Земская реформа. Это был шаг к европеизации страны. Земства занимались решением социальных вопросов. Существовали за счет налогов. • Городская реформа создала городское самоуправление: городскую Думу и управу, решавшие коммунальные вопросы. • Судебная реформа. создавались суд мировой и суд коронный - они подчинялись Сенату. Мировой суд разбирал мелкие дела. Более серьезные дела разбирались в Коронном суде. Решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате. Новые суды были гласными. Появились прокурор и адвокат. • Военная реформа (1874 г.). На службу призывались с 20 лет без различия сословий. В сухопутных войсках стали служить 6 лет, на флоте - 7 лет. Россия была разделена на 15 военных округов. Было проведено перевооружение армии. • Реформы просвещения. Был введен демократический университетский устав, провозгласивший автономию университетов. Расширялась сеть школ. Начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы. • Реформа печати, ослаблена цензура. Общество ждало Конституцию, но царь медлил. 1 марта 1881 года Конституция Лорис-Меликова была подписана Александром II. Александр II погиб в результате тер-кого акта. Александр III, очень огорченный смертью отца, не разрешил печатать конституцию и не разрешил создать парламент. Внутреннюю политику Александра I можно разделить на два периода: Iпериод -1801-1812 гг. - период реформ. IIпериод - 1812-1825 гг. - период реакции, получивший название «аракчеевщина». I период. Появилась серия указов: восстановлена Жалованная грамота дворянству и подтверждены Из молодых друзей императора был создан «негласный комитет»: В него вошли князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей. Они помогали проводить реформы. Комитет просуществовал до 1805 г. О его заседаниях известно из дневников, которые вел Строганов. М. М. Сперанский назначен статс-секретарем («правая рука» царя). Он подготовил проект конституционных преобразований самодержавного строя. Сперанский был против крепостного права. Он предлагал ввести в закон понятие гражданских и политических прав. Гражданскими правами (свобода личности) должны обладать все категории населения: дворяне, средние слои, народ рабочий (крепостные крестьяне, слуги и др.). Политическими правами, т.е.возможностью участия в управлении должны обладать дворяне и средние слои; предлагал разделить власть: на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная - в Государственной Думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате. Реформы затронули вопросы образования. Создано Министерство просвещения, страну разделили на учебные округа. Помимо Московского университета появилось еще 5 (в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Дерите). Был открыт Царско-сельский лицей - привилегированное учебное заведение. Он приравнивался к университету. Центральной проблемой было крепостное право. По решению данной проблемы были сделаны некоторые шаги: в газетах запретили публиковать объявления о продаже крестьян; была ограничена продажа крестьян на ярмарках; в 1803 году вышел Указ о вольных хлебопашцах, о выходе на свободу крестьян по обоюдному согласию с помещиком (за выкуп). Всего выкупилось 0,5 процента крепостных (50 тысяч душ мужского пола с семьями);было отменено крепостное право в Прибалтике.Для чиновников царя Сперанский оказался неугоден и, в 1812 году был сослан в ссылку. II пер и о д Место Сперанского занял А. А. Аракчеев. После войны с Наполеоном начинается реакционный период внутренней политики, получивший название «аракчеевщина». Сам Александр I был религиозным человеком, и все больше отдалялся от государственных дел. Аракчеевщина - система мер по сохранению феодализма, которая характеризуется палочной дисциплиной в армии, подавле-рократического недовольства, значительным увеличением бю-бюрократического аппарата. В 1821 году подверглись разгрому Казанский Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и недовольных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. В 1822 году последовал указ о запрещении тай-ных организаций и масонских лож. Была проведена военная реформа. С 1816 г. треть армии была переведена на военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты — на северо-западе. В поселениях все взрослые мужчины несли воен. службу и одновременно исполняли с/х работы. Поселяне-хозяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали продовольствием армию. В поселениях работали госпитали и школы. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение. Служба, работа и быт - все происходило в казарменном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы. Браки заключались тоже с разрешения начальства. Военной дисциплине были подчинены не только мужчины, но и женщины. Дети с 7 лет зачислялись в школу кантонистов, где воспитывались унтер-офицером и обучались грамоте, закону Божию, началам арифметики и ремеслам. Военные поселенцы относились к системе с ненавистью, так как это была неволя - хуже крепостного права. В военных поселениях бывали восстания.Система военных поселений просуществовала до 1857 года и была отменена Александром II. У Александра I не было детей и, завещание оставил на своего предпоследнего брата - Николая I.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |