Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сторона




Сторона.

Что первично материя или сознание, материя определяет сознание или сознание материю?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии в философских учениях сложились два противоположных направления – материализм и идеализм.

Материализм – первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым – сознание. «Основателем» материалистической линии в философии считается Демокрит (460 – 371 гг. до н. э.).

Идеализм – активная (первичная) роль в мире отводится сознанию (духовному началу). Материя же это низший род бытия – не творческое, а сотворенное (вторичное) начало. «Основателем» идеалистической линии в философии является Платон. Идеализм делится на объективный и субъективный.

Объективный идеализм – мир «творит» некое объективное сознание, извечный «мировой дух», «абсолютная идея».

Субъективный идеализм – мир «создается» субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир это комплекс человеческих ощущений). Крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм – отрицание объективного существования не только окружающих неодушевленных предметов, но и других людей.

Материализм и идеализм на протяжении всей истории философии вели (и продолжают) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя в жизни, в противоречивой действительности все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций. Когда этот спор удерживался в границах теории, от него выигрывали обе стороны, обогащалась философия в целом. Но нередко было иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в условиях идеологического и политического противостояния выдвигались отнюдь не доводы разума, а аргументы грубой силы – моральной, а то и физической расправы над ними.

Познаваем ли мир, и если познаваем, то в какой степени?

Материализм – мир познаваем и это познание безгранично.

Идеализм объективный – человек познает «абсолютную идею», «мировой дух».

Идеализм субъективный – человек познает собственные мысли и переживания.

Агностицизм, люди не могут знать каков мир на самом деле, так как человек познает только внешние проявления вещей и в их суть не проникнет никогда. Кроме того, в силу субъективности познающего не может быть объективного знания.


Разделы и функции философии.

 

В современной философии имеется много областей исследования и осмысления, в которых анализируются предельно общие знания о мире, человеке, о разных формах бытия.

Разделы философии.

Онтология - учение о бытие, учение о «природе». В античности онтология называлась физикой. Понятие Бытие ввел древнегреческий философ Парменид. Он отыскал основание за пределами естественного мира. Бытие - это истинно сущее, оно не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени, оно есть абсолютная мысль. Но бытие мысль не субъективная, человеческая, а Логос - космический разум.

Современное (естественно - научное) понимание Бытия. Всё существующее в мире (вещи, люди, состояния, идеи и т.д. как и мир в целом) является реальностью или действительностью. Существуют объективная реальность (действительность, которая существует вне человеческого сознания) и субъективная реальность (реальность, которая существует в сознании человека). Бытие есть единство объективной и субъективной реальности, то есть все то, что существует.

Гносеология,как и логика – учение о познании. Но она шире логики, так как рассматривает не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятие, представления).

Этика – учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни.

Социальная философия - учение об обществе.

Философская антропология - учение о человеке.

Аксиология - учение о духовных ценностях.

Праксиология - учение о человеческой деятельности.

Футурология - учение о будущем…

Функции философии.

1. Познавательная (Интегративная).

Философия соединяет полученные от конкретных наук знания и «рисует» универсальную теоретическую картину мира.

2. Культурно - воспитательная.

Философия является явлением общественной культуры, следовательно, изучая ее люди, приобщаются к основополагающей стороне культуры. Изучение философии воспитывает разумное мышление (признаки разумного мышления - аргументированное, дисциплинированное, свободное, самостоятельное, дискуссионное).

3. Мировоззренческая.

Изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.

4. Гуманистическая.

Проявляется в предельно внимательном отношении к человеку, в моральности философии, ее заботе о благе людей.

5. Методологическая.

Философия разрабатывает универсальные мыслительные инструменты (категории, методы познания) для конкретных наук. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких категориях и методах, которые обладают фундаментальным значением. Например: категории - материя, сознание; методы - исторический, диалектический.


Диалектика.

 

Диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии мира. Центральная проблема диалектики - процесс развития, его движущие силы и закономерности.

Законы диалектики.

Закон – это существенная, необходимая связь между явлениями, которая вызывает в действительности определенное течение событий.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Для всех предметов, процессов, явлений действительности характерно разделение на противоположности. Например: плюс – минус, правое - левое, верх-низ. Противоположности определенного предмета, процесса, явления являются диалектическими, т.е. с одной стороны они существуют в единстве, с другой существуют в состоянии борьбы. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития - это внутренние противоречия объекта. Развитие это процесс возникновения, роста, обострения и разрешения противоречий.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Любой объект имеет предметную определенность (вода, общество, химическая реакция) и измерительную определенность (объем, температура, длительность), т.е. каждый объект облачает качеством и количеством.

Качество - это такая определенность объекта, которая указывает на его принадлежность к определенному типу вещей, отличая его от других объектов, т. е. качество это совокупность существенных, специфических свойств предмета.

Количество - это характеристика объектов по величине проявления того или иного свойства.

Диалектика количественных и качественных изменений.

Качество и количество взаимосвязаны и в пределах меры существуют в единстве. Мера – это тот интервал количественных изменений в предмете, в рамках которого предмет остается самим собой.

В процессе движения предмета в нем постоянно происходят изменения и при переходе меры они вызывают качественные изменения, происходит скачок. Скачок это переход объекта из одного состояния в другое. Например, превращение воды в пар. Новое качество предмета закрепляет в нем новые количественные характеристики, устанавливает новую меру для единства качества и количества.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания означает, что развитие природы, общества, познания происходит как бесконечная цепь диалектического отрицания старого новым. Раскрывая механизм действия этого закона, Гегель сформулировал триаду развития: тезис – антитезис – синтез. Например, почка – цветок – плод.

Диалектическое отрицание предполагает избирательный подход старому. Ошибочное, негативное, изжившее себя отбрасывается, разумное, ценное удерживается и в преобразованном виде присоединяется к новому, тем самым обеспечивается преемственность старого и нового.

Закон отрицания отрицания раскрывает:

- характер развития - циклический с относительным повторением пройденного;

- форму - спиралевидную с общим шпиком движения вверх и вширь;

- направление – в целом поступательное, с тенденцией к прогрессу;

- результат - выше уровень развития, новое качественное состояние объекта;

- масштабы и темпы - возрастающие с усложнением развивающихся систем.


Категории диалектики.

Категории диалектики - это парные понятия, выражающие противоположные, но взаимосвязанные стороны целостных объектов.

Причина и следствие.

Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление. Следствие - это явление, порожденное другим явлением.

Связи между причинами и следствиями называются причинно - следственными связями или связями детерминации.

Принцип детерминизма означает, что все процессы и явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин.

Сущность и явление.

Сущность - это внутренняя основа вещи, определяющая ее природу и содержание, это глубинный слой, часто скрытый от человека; сущность достаточно устойчива и выражает общий смысл объекта в целом.

Явление - это внешнее отражение сущности веши, то чем она представляется, то что лежит на поверхности, наблюдаемо и даже бросается в глаза. Явление подвижно, изменчиво.

Сущность и явление диалектически взаимосвязанные противоположности. С одной стороны они едины: сущность обнаруживает себя и познается через явления, а явление есть отражение сущности; с другой стороны они не совпадаю друг с другом. Более того явление может как бы искажать сущность. Например, движение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли.

Содержание и форма.

Содержание - это те основные элементы и их взаимосвязи, которые образует данный объект.

Форма - это структура, устройство, способ существования содержания. Содержание и форма существуют в единстве, поскольку они представляют собой обязательные, неотделимые и взаимосвязанные стороны одного и того же объекта: не может быть неоформленного содержания, так же как не существует бессодержательной формы. Содержание в принципе определяет форму, но в то же время форма воздействует на содержание. При воздействии формы на содержание возникает опасность превращения ее из средства организации содержания в самоцель, что ведет к формализму и застою в содержании.

 


Философия Древнего Китая.

 

Начала китайской философии были заложены в «Книге перемен» («И цзин»). Основной метод познания изложенный в этой книге - гадание. Целью гадания стало познание всеобщей связи вещей и символа всякого действия.

Важнейшая тема китайской философской мысли - присутствие в одном чего - либо другого, даже противоположного (инь - янь), т.е. связь всего сущего.

Конфуций (551 -479).

Рассматривал человеческую жизнь как постоянный и вечно незавершенный процесс учения и воспитания. Традиции должны быть образцом на который следует опираться в учении. Конфуций считал, что человек должен овладеть «человечностью» т. е. быть самодостаточным и иметь сочувствие к окружающим, «не делать другому того, чего себе не желаешь». Нравственный идеал конфуцианства - личное совершенствование, неустанное «превозмогание» себя.

Мэн-цзы (327 - 289 г.д.н.э).

В человеке «Нравственный императив» закладывается от рождения, т. е. самосовершенствование это развитие врожденных добродетелей.

Сюнь-цзы (313 - 238 г.д.э)

Считал, что человек от природы зол, а его доброта создается им самим.

Даосизм.

Основатель этого учения Лао-цзы, написал книгу «Дао де цзин» (Путь благодати). По мнению Лао-цзы идеальный человек подобен «еще не родившемуся ребенку», который безотчетно питается от матери «Неба и Земли», т. е. Великого Пути мироздания. Условием неисчерпаемого разнообразия Бытия является пустота, она является семенем всех вещей.

Легизм (Хань Фэй - Цзы)

Закон это средство укрепления самодержавной власти, он должен быть обязателен для всех подданных государства. В то же время правитель стоит над законом и изменяет его по своему усмотрению.

Основные категории китайской философии:

Небо (Тянь) - деятельное начало.

Земля (Ди) - инертное начата.

Ци - мировая энергия.

Дао – путь.

 


Древнегреческая философия.

 

Философия возникла в IIV - IV вв. до н. э. в Древней Греции. В это время традиционные представления, основанные на фантазиях и вере в сверхъестественное, обнаружили свою неспособность удовлетворять мировоззренческие запросы людей. Философия унаследовала весь объем позитивного знания, накопленного человечеством, но решать мировоззренческие проблемы стала с позиций разума.

Первым философом, по мнению Аристотеля, был Фалес (625 – 543 гг. до н.э.). Фалес считал, что все существующее возникло из воды. Вода сгущаясь превращается в землю, разжижаясь в воздух, воздух сгущаясь превращается в огонь. Анаксимен считал началом всего воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - апейрон (особое вещество, недоступное чувственному восприятию).

Учение о первооснове, о том, из чего все состоит - это и есть начало философии.

Демокрит (460 - 371 гг.до н.э.).

Создал учение об атомах: все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц, атомов, и пустоты. Демокрит считается «основателем» материалистической линии в философии.

Сократ (470 - 399 гг.до н.э.).

Совершил поворот философии от природы к человеку. Философия человека (Философская антропология) должна стать ключом к философии всего существующего. Сократ ставил на первое место этику. Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней. По мнению Сократа, рождению человеческого знания помогает ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему миру Сократ пробуждал у людей сомнения в общепринятых истинах и тем самым подталкивал их к выработке собственной позиции. При этом Сократ считал, что все знания уже имеются у человека и задача философии заключается в том, чтобы помочь человеку обрести это знание, обрести истинные моральные ценности.

Платон (427 - 347 гг. до н. э.).

Создал учение об Абсолютной идее. Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия, его общее. Идеи находятся не в материальных вещах, не в уме человека, а в некоем третьем мире (за пределами естественного). Платон является «основателем» идеалистической линии в философии. Развивая гносеологию Платон пришел к выводу, что познание есть воспоминание, т. к. душа человека, до его рождения жила среди богов. В социальной философии Платон считал главной идею справедливости.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.).

В отличии от Платона, Аристотель считал, что вещи и идеи вещей существуют одновременно. Аристотель создал систему научного знания своего времени. Она состояла из трех частей: метафизика, естественные науки, обществознание.

Аристотель создал логику — науку о законах мышления. Законы логики – исключенного противоречия, исключенного третьего, тождества. Аристотель создал телеологию, учение о цели. В социальной философии Аристотель делил формы государства на правильные (монархия, аристократия, политая) и неправильные (тирания, олигархия демократия).

 


Средневековая философия.

 

Средневековая философия носила теологический характер. Основным источником религиозной философии является Библия.

Идеи Библии имеющие наибольшее значение для философии:

1. Монотеизм. Бог един и уникален.

2. Теоцентризм. Бог источник всякого бытия, блага и красоты.

3. Креационизм. Бог сотворил мир из ничего.

4. Вера. Вера сильнее и важнее разума.

5. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские заветы, кто способен за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог.

6. Моральный закон. «И так во всем как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, поступай и ты с ними».

7. Совесть. Осознание греховности и поиск путей ее преодоления.

8. Любовь. Христианская любовь - это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений «любите врагов своих».

9. Надежда. Упование на будущее, понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

10. Символизм. Скрытый смысл библейских сюжетов.

Августин (354 - 430 гг н.э.)

Августин, один из создателей патристики - религиозно-философского учения, обосновывающего необходимость создания церкви как посредника между Богом и людьми. Августин считал, что человек - это главным образом душа. Душа - это творение Бога, она есть только у людей. Души творятся Богом заново из ничего всякий раз, когда предстоит родиться человеку. Сотворенная душа вечна. История определяется божественным провидением. Движение истории течёт от «земного града» к «граду Божьему». Она закончится вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека отдельно за грехи. Вера, самостоятельный источник истины, она не вытекает из познания. Истину надо искать в Боге, а не в науках.

Фома Аквинский (1221 - 1274 гг)

Аквинский создатель томизма - официальной философской доктрины католической, церкви. Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек узнает то, что недоступно его разуму. В то же время Ф. Аквинский ставил задачу постижения христианского учения не только верой, но и разумом. «Истина безусловно одна - это Христос и его учение. Но к Богу можно прийти двумя путями - путем веры и путем разума (но это более длительный путь)».

Философия XI - XV веков получила название схоластика (школа), за особый интерес к формально - логической проблематике, но в целом схоласты признавали примат теологии. В эпоху схоластики велись философские споры между реалистами и номиналистами. Реалисты считали, что подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, универсалии, которые существуют до вещей, представляя собой мысли в божественном разуме. Номиналисты считали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия это только имена, которые образуются нашим умом путем абстрагирования.


 

Философские идеи эпохи Возрождения.

 

В философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Философию Возрождения отличает ее, ярко выраженный, антропоцентризм Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а сточки зрения его земного предназначения. В гуманистической философии центр философского исследования переносился с проблем метафизики на земные интересы. Мир для гуманистов: область человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому главная задача человека.

Родоначальник культуры Возрождения Данте Алигьери (1265-1321), в произведении "Божественная комедия" воспевает как божественный мир, так и творение Бога, человека, делая, однако, акцент уже не на Боге, но на его творении.

Франческо Петрарка (1304-1374) принимал христианство, но осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия "небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое". В философском диалоге он вызывает в собеседники Августина, который "учит" его не столько изнурять плоть, сколько обуздывать свое естество. Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти.

Джованни Бокаччо (1313-1375), продолжил гуманистическую линию, доведя ее в "Декамероне" до телесной чувственности.

Николай Кузанский (1401-1464). Центральной темой его философии является проблема соотношения Бога и мира. Однако его теоцентризм теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) мироздание представлял в виде иерархии "трех миров": ангельского, небесного и элементарного. Мир вещей возник из хаоса. Человек есть особый, "четвертый" мир, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Человек поставлен в центр мира и он не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), он должен сформировать себя сам. Человеку дано право, а значит, и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет".

Леонардо да Винчи (1452-1519) обладал поразительной разносторонностью своих талантов и дарований. Будучи одним из величайших мастеров живописи, он занимался также градостроительством и математикой... Он обращается к опыту как источнику познания: "мыслимые вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, разве только обманчивую". "Наука полководец, практика солдаты”. О Боге он говорит как мастере, "верховном художнике". Мир в философии Леонардо представлен в живых и ярких художественных образах. Образ для него есть способ рационального познания мира. Прекрасный космос у Леонардо лишен теологической направленности, а гармония мира соседствует с мрачностью и трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть "величайшее орудие природы", "земной бог" и, одновременно "проход для пищи". Человек, исходя из своей свободы, способен как подняться до ангела, так и опустится до беса.

Николай Коперник (1473-1543) явился создателем гелиоцентрической картины мира. Коперниканская революция не сводилась к простой перестановке центра мира. Гелиоцентризм Коперника вел к десакрализации космоса, рушилась традиционная, иерархическая структура мироздания. Бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Началось освобождение естествознания от теологии.

Нидерландский мыслитель Томас Мор (1478 - 1535) и его «Утопия». Утопия это остров, где все вершится наилучшим способом, какой только возможен. В Утопии все находится в общей собственности. Высшие должностные лица избираются из числа ученых. Во главе стоит князь, который избирается пожизненно, но может быть низложен за стремление к тирании.


Философия Нового времени.

В 16-17 веках в развитии общества происходят глобальные перемены в политике, экономике, социальных отношениях. Это в свою очередь оказывает влияние на общественное сознание людей, на философию. Философия стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии выходят проблемы гносеологии.

Френсис Бэкон (1561 - 1626)

Классик эмпиризма, учения признающего чувственный опыт источником знания. Бэкон открыл метод индукции, метод познания от частного к общему.

Бэкон считал, что философия для своего развития должна освободиться от «идолов» (препятствий).Он различал четыре вида идолов, которые обусловлены:

1. Несовершеством человеческой природы (идолы рода)

2. Несовершенством образования (идолы пещеры)

3. Господствующими предрассудками (идолы площади)

4. Преклонениеми перед авторитетами (идолы театра)

Рене Декарт (1596 - 1650)

Представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы, считающий что основой познания является разум. Методом познания в системе Декарта является дедукция. Дедукция это метод познания при котором движение мысли происходит от общего к частному.

В познании следует отталкиваться от фундаментальных истин, индуктивно ясных, не вызывающих никаких сомнений. Первичным положением из которого выводятся все знания о мире является следующее «Я мыслю, следовательно существую». Декарт создал аналитическую геометрию, открыл закон преломления света, ввел понятие количества движения в механике.

Джон Локк (1632 - 1704)

Утверждал, что не существует врожденных идей, все идеи возникают из опыта. Сознание новорожденного представляет из себя «чистую доску». В вопросах социальной философии Локк был либералом, он предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Бенедикт Спиноза (1632 - 1677)

Разработал учение о единой субстанции, имеющие пантеистический характер, т.е. он отождествлял Бога с природой. По мнению Спинозы Бог - это бесконечная, безличная сущность, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Эта субстанция обладает двумя атрибутами - протяжением и мышлением, т.е. материя, начиная от камня и заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, но в разной степени.

 


Немецкая классическая философия

 

Иммануил Кант (1724 -1804)

«Вещь в себе»

Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - «вещи в себе», познание их невозможно. Они для нас ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

«Априорное знание»

Наши знания не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами.

«Категорический императив»

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)

«Учение об абсолютной идее»

Существование природы и человека это проявление имманентной силы абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем. Абсолютная идея это деятельное начала, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа.

1. Пребывание самопознающей идеи в стихии чистого мышления (как бы сама в себе);

2. Развитие идеи в форме «инобытия», в виде явлений природы;

3. развитие идеи в мышлении и в истории человечества;

Людвиг Фейербах (1804 - 1872)

Выступил с критикой объективного идеализма Гегеля и сделал вывод о его родстве с теологией.

«Бог - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в сознании людей. Подлинный творец Бога - человек, попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек. Возродить у человека чувство самоутверждения можно только на основе материалистического мировоззрения. В центре философии должен находиться человек, как высшее существо природы».


Зарубежная философия XIX – XX веков.

 

Марксизм. Историческими условиями возникновения марксисткой философии явились: развитие капитализма, рост промышленного пролетариата обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали эту теорию. Исторический материализм - Философскую основу этого учения составляет идея материалистического понимания истории. Определяющую роль в развитии общества играет материальное производство. В связи с этим решающая роль в развитии общества принадлежит производителям материальных благ - народным массам. Наиболее революционной частью народных масс в середине 19 века стал рабочий класс, как не имеющий ничего кроме своей рабочей силы. Для достижения справедливости, по мнению Маркса необходима социальная революция, в результате которой к власти придет пролетариат. Пролетариат установит общественную собственность на средства производства и тем самым ликвидирует экономическую основу эксплуатации человека человеком.

Значение Марксизма.

Ленин использовал социальную философию марксизма для обоснования социалистической революции в России, в результате которой была ликвидирована частная собственность и установлена диктатура пролетариата в России. Марксизм был господствующей идеологий в СССР в 20 - 80 годы XX века. Принципиальная слабость Марксизма в недооценке субъективного фактора в развитии общества.

Экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Николай Бердяев).

Единственной подлинной действительностью является бытие человеческой личности. Личность не может преследовать какие-то «всеобщие цели», хотя в реальной жизни человек, нередко отождествляет себя со «всеобщими целями», снимая тем самым ответственность с себя за свои поступки.

Подлинный человек понимает, что полностью ответственен за свои поступки и их последствия. Сознание человека свободно, его воля определяет его жизненный путь. Человек не свободен абсолютно от мира, но существующий объективный мир в сознании каждого человека свой. Мир меняется когда в его хаотичность человек вносит свои действия. Задача философии дать человеку жизненные ориентиры. Истинное бытие познается не наукой, а осознается душой при помощи философии.

Герменевтика - учение о понимании. Понимание объекта познания должно осуществляться путем движения от части к целому, от предварительного понимания через интерпретацию к адекватному восприятию. Основой интерпретации служат жизненные проявления, зафиксированные в тексте. Чтобы их понять необходима психологическая реконструкция, она возможна при условии соединения интерпретатора и интерпретируемо текста через культурно-историческую реальность.

Феноменология - учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Жизненный мир человека очень богат, но проходя через сознание человека он обедняется и формализуется. Более полному восприятию реальности способствует феноменологический метод т.е приписывание предмету свойств присущих таким же предметам, что дает более богатое отражение внешнего мира.

Ф. Ницше - воля к власти.

З. Фрейд – психоанализ.

Пьер Леру (1797 - 1871) - понятие социализм.

 


Русская философия.

 

Основные черты:

- космическое осмысление человека, ответственность за мировые вселенские процессы;

- анализ смысла жизненных ценностей человека, его судьбы, смерти или бессмертия;

- развитие мировой цивилизации, взаимодействие западных и восточных культур;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.