КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и этапы развития науки
Время. Пространство. Движение. Любой материальный объект существует во взаимодействиях: внутренних (между элементами внутри системы, например: обмен веществ в организме), и внешних (между данным и другими объектами, например: студент с одногруппниками). Эти взаимодействия приводят к изменениям. Движение - это любые изменения материальных систем. Движение абсолютно, оно всегда и везде, покой может быть только относительным. Формы движения материи: 1. механическая (перемещение тел в пространстве). 2. физическая (электрические, магнитные, тепловые и другие процессы). 3. химическая (химические реакции и превращения одних веществ в другие). 4. биологическая (обмен веществ, воспроизводство на основе наследственности). 5. социальная (деятельность людей). Развитие - это движение с изменением качественного состояния материальной системы. Существует две тенденции в развитии: прогресс и регресс. Прогресс - это развитие с восходящей тенденцией когда у системы идёт рост степени целостности и уровня организации, устойчивости и жизнеспособности, функциональной эффективности и.т.д. Регресс - это развитие с нисходящей тенденцией, когда у системы распадаются существовавшие ранее структуры, снижаются устойчивость и жизнедеятельность, уменьшается набор полезных функций и.т.д. Пространство – это форма существования материи, характеризующая: протяженность материальных объектов, их размеры, объем, взаиморасположение в материальном мире. Пространство трехмерно, т.к. имеет три измерения - длину, ширину, высоту. Лобачевский выдвинул теорию о том, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными (Теория о вогнутом пространстве). Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя Евклидову как частный случай для воспринимаемого нами в повседневном опыте пространства. Время – это форма существования материи, выражающая длительность ее бытия, определенные этапы, стадии этого бытия, последовательность смены материальных состояний. Время одномерно, оно необратимо, направлено от прошлого к будущему. Общие свойства пространства и времени: объективность, бесконечность, неразрывная связь друг с другом. Открытие А. Энштейном теории относительности вскрыло «новые» связи пространства и времени с движущейся материей. С возрастанием скорости длина тела сокращается. В мире нет единственной длины тела, она меняется в зависимости от системы отсчета. Подобно этому промежуток времени между какими-либо событиями различен в различных движущихся материальных системах, с возрастанием скорости он уменьшается.
Наука.
Понятие наука употребляется в двух смыслах: Во-первых, наука - это система развивающихся знаний, получаемых посредством специальных методов познания, выраженная в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Во-вторых, наука - это особая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний. Возникновение науки закономерно. Она возникает на определенном этапе развития общества при наличии соответствующих потребностей. Возникновению науки предшествовал этап накопления знаний практического характера. Переработка их на основе принципов рационального мышления, логики позволили создать теоретическое знание, основанное на доказательстве и системе абстрактных понятий. Это произошло в Древней Греции. Особенности науки в Древней Греции: - слабое развитие прикладного характера; - универсальной формой существования науки являлась философия - опора на интуицию и авторитет предшественников. Развитие науки в эпоху средневековья подчинялось общим тенденциям, свойственным культуре того времени (знание подчинялось вере). Начало формирования современной науки относится к 16 веку. В это время начинает происходить дифференциация наук, каждая из которых имеет свой предмет. Основным методом науки становится эксперимент. В настоящее время устанавливается тесная взаимосвязь между наукой и техникой. Технические усовершенствования становятся прямым результатом научных исследований, в результате чего наука становится непосредственной производительной силой. Цель науки. Главная цель и смысл существования науки заключается в получении нового знания, стремление в максимально возможной степени приблизиться к истине. Научное знание имеет ряд признаков: обобщенность, выделение закономерностей, прогностический характер, системность. Классификация наук. - философские науки (логика, этика, гносеология); - науки, занимающиеся изучением неживой природы (геология, физика, химия); - науки о живой природе (физиология, ботаника, зоология); - социальные науки (история, экономика, политология); - технические науки (металлургия, механика, микроэлектроника).
Религия.
Религия - это мировоззрение, которое основано на вере и поклонении сверхъестественным «высшим силам», господствующим над людьми. Религия удваивает мир, указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы могучи, таинственны, чудодейственны, их власть над земным бытием огромна. Современная религия не отрицает достижений естествознания, но подчеркивает, что дело науки изучать только физический мир, а над ним существует мир божественного. С ним связывает человека религия. Функции религии: Мировоззренческая - объясняет мир в целом и отдельные его явления, дает оценку бытия. Поддерживает надежду у верующих в достижение «светлого будущего», на избавление от несчастий, одиночества, морального падения. Компенсаторская - восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности. Коммуникативная - предполагает два плана общения: верующих друг с другом, верующих с Богом и ангелами. Регулятивная - с помощью определенных идей, ценностей, традиций осуществляется управление деятельностью, отношениями, поведением людей. Культурно-транслирующая - развитие определенных слоев культуры (письменность, искусство...) и передача накопленного наследия от поколения к поколению. Существуют три мировых религии: христианство, буддизм, ислам. Буддизм возник в 1 тысячелетии до н.э. в Индии. Последователей буддизма около 700 млн. человек. Предполагается, что Будда (просветленный) это реально существовавший человек (его имя Гаутана).К нему пришло озарение, которое открыло ему путь к спасению. Принципы Буддизма: перерождения, воздаяния, праведного пути. «Четыре великих истины», которые открылись Гаутане: 1. Жизнь есть страдание; 2. Причины всех страданий – желания; 3. Страдания можно прекратить путем избавления от желаний; 4. Необходимо вести добродетельную жизнь. Христианство возникло в 1 веке н.э. в Палестине. Число христиан в мире превышает миллиард человек. Христианское учение изложено в Библии. Ветхий завет Библии является источником христианских представлений о творении мира и человека, о нравственности человека, которая изложена в десяти заповедях Моисея. Краткий вариант текста заповедей: 1.Я, господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицом моим. 2.Не создавай себе кумира. З.Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно. 4. Шесть дней работай, а день седьмой Господу, Богу твоему. 5. Почитай отца своего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не завидуй. Основные идеи христианства Иисус Христос изложил в Нагорной проповеди. Это моральный закон христианства «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними» и учение о христианской любви «Христианская любовь это дар Бога она не знает исключений «любите врагов своих». Ислам проповедуют более 800 млн.человек. Возникновение мусульманской религии связано с пророком Мухаммедом (570 - 632 гг.). Он призывал к новой вере в одного Бога Аллаха. Вероучение Ислама изложено в Коране. Основные догматы Корана: Вера в Аллаха, вера в ангелов и демонов, вера в святость Корана, вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. Важнейшие обязанности мусульманина: 1. Исповедание веры. 2. Ежедневная пятикратная молитва. 3. Соблюдение поста. 4. Обязательная уплата налога 5. Паломничество в Мекку (если позволяют физические и материальные возможности). Искусство.
Искусство - это вид человеческой деятельности, объединяющий художественно-образные формы отражения действительности, т. е. искусство - это художественное Искусство является формой общественного сознания. Предметом отражения искусства является человеческая жизнь. Художественные образы обращены к человеческому переживанию, а потому они плохо поддаются рациональному научному анализу. Искусство воссоздает жизнь человека в мире в художественных образах. Функции искусства: - Компенсаторская. Искусство дает человеку дополнительный жизненный опыт, служит воображаемым дополнением жизни, её продолжением а иногда и заменой. В этой функции искусство соединяется с религией, но в отличии от религии искусство дополняет художественные образы, которые имеют земное происхождение. - Воспитательная. Искусство обращено не столько к уму человека, сколько к его способности переживать, поэтому оно формирует культуру человеческих чувств, воспитывает людей. Художественные образы искусства дают человеку образцы человеческой жизни. Человек, входя в мир этих образов, эстетически наслаждаясь тем или иным произведением искусства, одновременно творит свое «Я», свою личность, развивает свои душевно-эмоциональные и интеллектуальные способности. - Этическая. Произведения искусства раздвигают рамки реального житейского опыта человека, приобщают его к вековой мудрости, общечеловеческим идеалам. В искусстве даются образцы возвышенной любви, дружбы, сострадания, совести и других способностей человека.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |