Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространенность культуры

Законы функционирования культуры

Единство и различие материальной и духовной культуры. Материальная культура - это предметно-практическая деятельность людей и ее результаты (здания, станки, самолеты).

Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений... Элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой,

Двукачественность предметов культуры.

В предмете культуры есть и природные качества и качества, вложенные в него человеком, т.е. в нем опредмечена мысль человека. В этой двойственности - суть культуры, как общественно - исторического способа адаптации человека к миру.

Национальное и общечеловеческое в культуре.

Каждый народ создает свою уникальную культуру. Национальное своеобразие присутствует во всем (быт, одежда, методы воспитания). Но в каждой культуре есть элементы общечеловеческих ценностей, которые также охватывают все стороны человеческой деятельности (защита природы, спорт, телефон). Крупнейшие историко -культурные памятники считаются достоянием всего человечества.

Преемственность культуры.

Культура может существовать только будучи освоенной младшими поколениями. Существует три типа преемственности:

1). Традиционый (младшие учатся у старших);

2). Динамичный (старшие учат младших и учатся у младших);

3). Растворяющийся (старшие не могут передать культуру младшим и не учатся у них).

Решающую роль в преемственности культуры занимает система образования.

Массовая культура - это культура воспринимаемая и воспроизводимая большими массами людей. Элитарная культура - это культура для привилегированных слоев общества.

В рамках каждого культурного движения существуют социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам традиционного культурного процесса, т. е. контркультура. Если у какого-либо культурного движения различия с традиционной культурой незначительны, то это называется субкультурой.

Например: политическая культура России начала 20 века. Основная (традиционная) культура – монархическая; субкультура - октябристы, кадеты, контркультура - РСДРП, эсеры.

Культура присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Каждая сфера в
соответствии со своей спецификой формирует соотвествующие культурные нормы.

Например, политическая культура включает в себя способы политического действия,
идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных
взаимоотношений людей; экологическая культура содержит в себе ценности и способы
производственной деятельности, направленной на сохранение Земли как уникальной
экосистемы.


Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

 

Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле, важное значение для нас имеет решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур, а также месте России в диалоге этих культур. Запад и Восток это геосоциокультурные понятия.

Запад - особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Это техногенная цивилизация. Для нее характерно быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основные вехи в ее истории: опыт демократии, становление теоретических наук, формирование христианских традиций, с ее представлениями о человеческой индивидуальности, с концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию бога, и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно- демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое. М. Вебер отметил следующие ценности западной культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков - высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос отностельно Росси, возникали вопросы, как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в XIX веке сформировались идеологии западничества и славянофильства. Западники считали, что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа к православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т. д. Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для философов эмигрантов после революции. Бердяев считает, что невозможно дать определение национальному типу, народной индивидуальности. Тайна индивидуальности познается любовью и в ней всегда есть, что-то не постижимое для ума. Главный вопрос по Бердяеву, что же представляет собой умопостижимый образ русского народа. По Тютчеву «Умом Россию не понять...» Поэтому говорит Бердяев для постижения России надо применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает, что Россия соединяет в себе и Запад и Восток. Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского движения. Они рассматривает Россию как Евразию - особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Россия имеет самобытную культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлежит России и православию.


Глобальные проблемы современности.

 

Это наиболее важные проблемы человечества, которые затрагивают жизненные интересы всех народов мира и для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические отношения. Семья - это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство | Проблемы международного терроризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.