Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия

 

Важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений безличной функциональной зависимости, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Разделение производственных ролей приводит к СОЛИДАРНОСТИ людей. Происходит осознание зависимости друг от друга, осознание своей неразрывной связи с обществом. (В реальной жизни мы редко об этом задумываемся, но попробуйте найти хоть какой-либо предмет, который был сделан одним человеком и больше никто в мире прямо или косвенно не приложил бы к этому ни ума, ни рук.)

 

Проблема нормального и патологического в развитии общества и личности. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, являются вполне нормальными, т.к. коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. (Уход от налогов в России – уголовное преступление, но оно совершенно нормально и естественно в условиях сложившейся грабительской системы налогообложения)

Но факт может быть назван нормальным или патологическим лишь по отношению к данному конкретному обществу.

Пока общество справляется с болезнью, она есть норма. Когда же болезнь нарушает функционирование организма общества, она становится патологией.

 

"АНОМИЯ" - состояние ценностно-нормативного вакуума в кризисные и переходные периоды развития общества, когда старые ценности уже не работают, а новые отсутствуют или полностью не установились. Отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида. Разрушение старого, привычного намного опережает созидание. (По сути, Дюркгейм в точности охарактеризовал ситуацию переживаемого сейчас в России переходного периода).

 

СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА (1864-1920)

 

Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа.

Социология, по Веберу, является "понимающей", поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Понимание мотивации, "субъективно подразумеваемого смысла" и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты собственно социологического исследования.

Действие же человека приобретает характер СОЦИАЛЬНОГО действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида – СМ - (когда человек понимает, что и зачем он делает: зачем учится, женится и т.д.) и ориентация на другого (других) людей и предметы внешнего мира – ОД - (почему поступил именно в этот вуз, где будет работать, как он будет продвигаться по служебной лестнице с дипломом о высшем образовании, насколько он конкурентоспособен по сравнению с другими людьми, коллегами по работе и т.п.). Если одного из этих слагаемых нет – нет и социального действия. Формула: СД=МС+ОД.

Всего Вебер выделяет четыре идеально-типических вида деятельности:

целерациональная - когда ожидается определенное поведение предметов внешнего мира и других людей при использовании этого ожидания как условия или средства достижения цели (критерием рациональности является успех), т.е. когда человек ставит перед собой цель и рационально, сознательно, шаг за шагом добивается ее, не отвлекаясь на другие мелочи и соблазны жизни.

ценностностно-рациональная - основанная на сознательную веру в этическую, религиозную или другую ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха. Классический пример – поведение монаха, смысл жизни которого – «молитва, хлеб, вода, работа».

аффективная - чрезмерно эмоциональная, чувственная (поведение людей в ситуации паники, поведение возбужденной толпы, фанатов на концерте любимой рок-группы)

- традиционная - через привычку, «автопилот».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Три кита» (основные теоретические направления) социологической теории | Вопросы к лекциям по Анатомии за 3 семестр
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.