Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская культура и быт в XVII веке




Развитие новых торговых и дипломатических отношений с различными странами, расширение и увеличение центрального и местного аппаратов управления, встал вопрос о необходимости широкого распространения грамотности. К концу века в Москве насчитывалось 24% грамотного мужского населения. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Но и на селе были люди, стремившиеся к освоению грамоты и обучению своих односельчан. Но женщины и крепостные люди были повсеместно неграмотны.

В XVII в. распространенной формой обучения было домашнее образование. Посадских детей учили чтению, письму и счету. Учителями были либо священники, дьяки, либо грамотные члены семьи, либо приглашали учителей из-за границы. Началось обучение иностранным языкам, в основном латыни и польскому.

Интерес к образованию послужил толчком для открытия школ при монастырях и церквях, куда приглашались ученые монахи из Речи Посполитой. Ориентировались тогда на школы Украины и Белоруссии, которые долгое время были под ее властью и там была развита система школьных учреждений. В 1664 г. для обучения детей Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не только образован, но был и переводчиком, писателем. Он внес очень важный вклад в развитие нашего просвещения. По его предложению в 1665 г. при Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подъячих для приказов.

В 1667 г. братьями Лихудами было открыто Славяно-греко-латинское училище, позднее ставшее академией. Туда принимались дети любых сословий. Михайло Ломоносов туда и отправился учиться.

Научные знания находились на начальной стадии своего развития, главным источником были книги, привозимые из-за границы, которые переводились на русский язык. Стали собирать отчеты послов о тех странах, где они были, что привело к развитию географии и картографии. Великие географические открытия русских мореплавателей Семена Ивановича Дежнева, Василия Даниловича Пояркова, Ерофея Павловича Хабарова и многих других составлялись списки Дальнего Востока и Севера.

В литературе кроме Библии появились произведения разных жанров: сатирические повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»; жизнеописания святых – Жития святых или бытовые повести («Об Ульянии Осоргиной»), появилась и переводная зарубежная литература – рыцарские романы и т.д.

Большое развитие в ХУП в. получила архитектура: Теремной дворец в Кремле, дворец в Коломенском, появилось даже название стиля «нарышкинское барокко». В живописном искусстве стал славен Симон Ушаков (Спас Нерукотворный), появились первые портреты (парсуны). В 1672 г. был открыт первый в России театр при дворе Алексея Михайловича, но просуществовал он недолго, после смерти Ал.Мих. в 1676 г. театр был закрыт.

Анализируя развития культуры России в XVII веке, можно сказать, что началось ее «обмирщение», т.е. переход к светской, гражданской культуре.

Быт различных слоев населения России был подчинен церковным законам. Отличие было в количестве одежд, слоев на них, бояре отличались высотою своих шапок, длинною рукавов, да качеством платья. Народ попроще и одевался попроще, в тулупчики, тканые штаны и рубахи, девушки носили сарафаны с кофтами, женщины еще прикрывались платками и на голове обязательно кокошник, или повязанный витиевато платок. Приезжавшие в Москву иностранцы в своих нарядах вызывали удивление и даже осуждение. И все же на окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где проживали военные специалисты, приглашенные для обучения армии, и их семьи. В середине XVII века там насчитывалось 200 дворов, в которых проживало 1500 чел. Они постепенно прививали знатным и богатым людям Руси вкус к модным танцам, европейской одежде, иностранным языкам.

Многие события в Европе способствовали появлению в среде русских бояр людей, понимавших необходимость реформ, изменений в экономике и политике самодержавия. Таковым был боярин Ордын-Нащокин при Ал.Мих., при царевне Софье князь В.В. Голицын, но их идеям не суждено было воплотиться в жизнь. Однако, думается, что они своими помыслами подготовили реформы Петра Первого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.