КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие науки и культуры в первой половине XX в
В начале XX в. значительно ускоряются культурные процессы. Возникают новые научные теории, художественные направления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний и практической деятельности подверглись пересмотру. В сфере науки значительно расширилась способность человека понимать и контролировать окружающий мир. На рубеже XIX-XX веков начался революционный переворот в сознании, который в первой половине XX в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В 1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира. В области химии на основе периодической системы Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому развитию химической промышленности. В биологии были заложены основы генетики, которая сыграла огромную роль в развитии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследованиям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии. Развивалась тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Научная система организации труда привела к применению конвейера. Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинематограф прошел путь от немого до звукового кино. Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» - кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода. Открытия в области естественных наук и социальные потрясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии общественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти закономерности в развитии природы и общества. Философы-материалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы. Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла отражение в общественных науках. После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенг-лер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате западной цивилизации в соответствии с действующим законом круговорота в развитии цивилизаций - от катастрофы к катастрофе. В 20 - 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Человека он связывал с господством машин и призывал прислушаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некоторые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии. Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники - немецкие философы М.Хайдеггер, К.Яс-перс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существования) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить односторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской концепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек - это не тот, который формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам. Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая по- зитивистскую философию XIX в. - учения о пользе, успехе как проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивисты отвергали возможность философии как теоретического познания, противопоставляли специальные науки философии. Второе получило распространение в Италии и других католических странах. Неотомизм как официальная идеология католической церкви был призван дать философско-религиозное объяснение реальным процессам. Многие западные философы, историки, политологи откликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяснить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преобладали негативные, критические, но сочувственные ее оценки. Революция в России усилила интерес к изучению общественных движений, роли народных масс в истории. Этот круг вопросов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в исторической науке на Западе. Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы первой мировой войны, нашел свое отражение и в художественной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмысления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна оптимистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс) осваивалась тема «войны миров». Демократическое направление в литературе представлено такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми деятелями искусства - Чарли Чаплиным (кино). В 20-е годы заявила о себе группа молодых писателей, которые пережили первую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни. Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдинг-тон. Они противопоставляют простые духовные человеческие ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Многие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид Сикейрос) пытались понять революцию в России и происходившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели (А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской действительности признаки тоталитаризма. Многие литераторы проявляли интерес к скрытым мотивам деятельности человека. На развитие литературы оказали влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст. Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда». В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деятелей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с оружием в руках выступили против него во время гражданской войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Талантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстрелян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пикассо «Герника» - город в Испании, уничтоженный фашистской авиацией за одну ночь. В сфере художественной культуры авангардистские движения XX в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники решительно сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы наглядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, рядом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» принято называть модернизмом. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группы художников с общими программами. Искусство модернизма отбросило старые, привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполнение, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его безразличие к острым общественным проблемам или изображение темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им что-либо положительное. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски новых изобразительных средств. Основные направления модернизма: фовизм (Анри Матисс); укспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дике); кубизм (Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандинский, Пит Мондриан). Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая действительность, но выход из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады. Для выражения порывов чувств они использовали яркие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и упрощенные формы. После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами, напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, притоны большого города и т.п. изображал Отто Дике. С экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм «дегенеративным искусством», которое следует уничтожить. Главным принципом кубистов было не следование видимой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется особым законам - не жизни, а искусства. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пикассо создал огромное полотно «Герника», которое изображает этот город во время бомбежки; убитые, раненые - все это сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают страшное впечатление. Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуальность их создателя, что их всегда можно узнать - независимо от того, в каком стиле они исполнены. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода произведения получили название коллажей. В работах сюрреалистов реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди, козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно набросанные существа и вещи. Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов художника - огромные карманные часы из мягкого материала, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчувствие гражданской войны» и вслед за ней - «Осеннее каннибальство». На последней, в соответствии с пояснениями автора, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают друг друга. Таким образом художник свойственными ему средствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. В первой половине XX в. зародилось и получило развитие, прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из сложных и самых спорных направлений искусства - абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-нибудь реально существующее, она пытается придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отношение к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма является знаменитый образец живописи К.Малевича - «Черный квадрат на белом фоне». Чтобы понять и оценить современное искусство, недостаточно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все усилия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым. В архитектуре первой половины XX в. используются совершенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конструкции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда и название такой архитектуры - функционализм. Даже внешний вид здания должен выражать его назначение, содержание. Основную идею функционализма можно изложить так: что целесообразно, то красиво. В первой половине XX в. получило развитие такое сложное и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была вызвана ростом городов и численности городского населения, развитием средств массовой коммуникации - радио, периоди- ческой печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении отражался и процесс демократизации культуры, ее доступность. Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помощью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной музыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было возможно благодаря росту общеобразовательного и культурного уровня населения. § 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в. Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется трансплантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца). Развитие научно-технической революции привело к невиданному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой цивилизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, робототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. Наука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производство новых материалов, информатика. В настоящее время микропроцессоры нашли универсальное и повсеместное применение, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР называют информационной или микропроцессорной революцией. Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи ин- формации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуального труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную передачу информации во все уголки земного шара, создают ощущение одновременности и вездесущия. С развертыванием технологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции второй половины XX в. началось и интенсифицировалось беспрецедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологического прогресса. Например, если в 70-е годы было принято говорить о том, что объем научной информации удваивается каждые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно. Смыслом научно-технологического и социального прогресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Телекоммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновременно в разных местах и быть участником событий, происходящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия. Неконтролируемый рост экономики вступает в противоречие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бедствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, территории атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимодействие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой экологический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисбаланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Прота-гора, что «именно человек является мерой всех вещей». Информационная революция ведет и к социальным последствиям - росту безработицы. Но высокий уровень национального дохода позволяет в развитых странах обеспечить безработным гарантию прожиточного «социального минимума». Новейшая технология требует качественно нового работника - с солидным уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообразие творческих специальностей и видов деятельности. Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух культур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искусство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла. Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства. В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки. Во второй половине XX века возникла разновидность критического реализма - неореализм. Неореалисты поставили целью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя». Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы получил распространение так называемый «социалистический реализм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксистско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отрицают существование соцреализма как самостоятельного художественного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) показывает, что соцреализм существовал как самостоятельное направление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в. В 50-60 годы была развернута кампания против авангардных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписывавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы. Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и развлекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шлягер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популярности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов. Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отрицание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных идеалов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни даль- нейшее развитие получили основные направления модернизма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм. Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Молодые художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рекламного плаката. Развитие инженерных знаний сделало возможным использование новейших строительных и отделочных материалов, таких смелых решений, как подвешенные на стальных тросах или бетонных решетках перекрытия или бетонные купола над огромными выставочными и спортивными залами, стадионами и т.п. Примером может служить бетонный купол Олимпийского дворца спорта в Риме. Во второй половине XX в. обновились принципы планирования городов. Новым было более свободное расположение жилых домов, сохранение природного окружения, сосредоточение в микрорайонах всего, что необходимо для повседневной жизни, улицы только для пешеходов, скоростные автомагистрали, размещение промышленных районов вдали от жилья и т.д. Площади и другие открытые пространства демонстрируют свою современность памятниками нынешних художников. Но понимание качества их нередко остается монополией элиты. Ярким феноменом художественной жизни второй половины XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока -Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, музыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали неофициальными международными молодежными гимнами. Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьетнаме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, милитаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благотворительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями классической оперы. В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной культуре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством. Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, коммерциализация средств массовой коммуникации способствовала экспансии американской массовой культуры, вытесняющей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отрицание достижений искусства соцреализма, что наглядно проявилось в уничтожении памятников, символизирующих «социалистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе оставались рабами. Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиозного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия. СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. СССР в середине 1940 - середине 1980-х г............ 3 § 1. Советское общество в середине 1940 - середине 1950-х г......................................................... 3 § 2. Общественно-политическая жизнь в середине 1950 - середине 1960-х г......................... 10 § 3. Экономическое и социальное развитие СССР в середине 1950 - середине 1960-х г......................... 15 § 4. Тенденции и противоречия социально-экономической жизни во второй половине 1960 - начале 1980-х г............. 19 § 5. Особенности политической и духовной жизни во второй половине 1960 - начале 1980-х г............. 24 Глава 2. СССР в середине 1980-х г. - 1991 г....................... 31 § 1. Перестройка в СССР.................................................. 31 § 2. Социально-экономическое развитие........................ 33 § 3. Международная деятельность СССР........................ 38 § 4. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств................... 41 Глава 3. Российская Федерация в 1991 - 2002 г.................. 49 § 1. Государственно-политическое развитие.................. 49 § 2. Социально-экономические преобразования............ 58 Глава 4. США и страны Западной Европы во второй половине XX в....................................... 65 § 1. Общие тенденции экономического и социально- § 2. Соединенные Штаты Америки в 1945 - 1990-е г.... 70 § 3. Экономические и политические результаты второй мировой войны для западноевропейских стран..... 81 § 4. Великобритания в 50 - 90-е годы.............................. 85 § 5. Франция в 50 - 90-е годы............................................ 90 § 6. Федеративная Республика Германия в 1949 - 1990-е г.......................................................... 97 § 7. Италия в 50 - 90-е годы............................................ 102 § 8. Развитие западноевропейской интеграции........... 106 Глава 5. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х-90-е г............. 109 § 1. Проблемы выбора путей развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы.............. 109 § 2. Кризис советской модели социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.... 121 § 3. Социально-политическое положение стран § 4. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в середине 80-х - 90-е г............................. 135 Глава 6. Страны Востока в 1945 г. - 1990-е г................... 148 § 1. Китайская Народная Республика в 1949-1990-е г. 148 § 2. Япония в 1945-1990-е г............................................ 158 § 3. Индия в 1947 - 1990-е г............................................ 165 Глава 7. Международные отношения и международные общественные движения во второй половине XX в..................................... 173 § 1. Международные отношения во второй половине XX в....................................... 173 § 2. Международные общественные движения во второй половине XX в....................................... 180 Глава 8. Развитие науки и культуры в новейшее время.. 191 § 1. Развитие науки и культуры в первой половине XX в 191 § 2. Развитие науки и культуры во второй половине XX в... 197 Учебное издание Змитрович Игорь Олегович Кривощекий Геннадий Мартынович Колоцей Марина Яцековна и др.
Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи В 2 частях Часть 2 - 1945 - начало XXI в. Редактор Н.П.Дудко Компьютерная верстка: В.Р.Закревский Сдано в набор 18.03.2002. Подписано в печать 20.04.2002. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл.печ.л. 13,1. Уч.-изд.л. 12,4. Тираж 500 экз. Заказ Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ЛВ №96 от 02.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно. Отпечатано на технике издательского отдела Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ЛП №111 от 29.12.97. Ул. Пушкина, 39, 230012, Гродно.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 13336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |