КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древний период
ЛЕКЦИЯ 1 Этапы Развития менеджмента Волгодонск 2012 Пономарев Р. Н. Полная/сокращенная программа По дисциплине «Теория менеджмента»1 семестр КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Список літератури 1. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. / З.Н. Курлянд, Р.І. Хмелюк, А.В. Семенова та ін..; За ред.. З.Н. Курлянд. - з-тє вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с. 2. Подоляк Л.Г., Юрченко В.І. Психологія вищої школи: Підручник. 2-е вид. – К.: Каравела, 2008. – 352 с. 3. Фіцула М.М. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. – К.: «Академвидав», 2006. – 352 с. (Альма-матер). 4. Волкова Н.П. Професійно-педагогічна комунікація: Навч. посібник. – К.: ВЦ «Академія», 2006. – 256 с. (Альма-матер). 5. Лозниця В.С. Психологія і педагогіка: основні положення. Навчальний посібник для самостійного вивчення дисципліни. – К.: «ЕксОб», 1999. – 304 с. 6. Макарова Л.І., Гах Й.М. Основи психології і педагогіки: Навчальний посібник. – Київ: Центр навачльної літератури, 2005. – 116 с. 7. Максименко С.Д. Загальна психологія: Навчальний посібник. – К.: «Центр навчальної літератури», 2008. – 272 c. 8. М’ясоїд П.А. Загальна психологія: Навч. посіб. – 3-тє вид., випр. – К.: Вища шк., 2004. – 487 с. 9. Орбан-Лембрик Л.Е. Соціальна психологія: Навчальний посібник._ К.: Академвидав, 2005. – 448 с. (Альма-матер). 10. Психологія: Підручник/ Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. – 4-те вид., стереотип. – К.: Либідь, 2003. – 560 с. 11. Савчин М.В. Педагогічна психологія: Навч. посіб. – К.: Академвидав, 2007. – 424 с. (Альма-матер). 12. Філоненко М.М. Психологія спілкування. Підручник. – К.: Центр учбової літератури, 2008. – 224 с.
Підписано до друку ____ _____________ 20 ___ р. Формат 60Х84 1/16 Обсяг_________ ум. др. арк. Замовлення: № ______ Тираж ______ прим. Рівне, НУВГП, Соборна, 11
для студентов заочной формы обучения по направлению (специальности) 080200.62 «Менеджмент» Составители:
Содержание Лекция 1.(тема лекции)………….………………………………………………...……3-7 Лекция2. (тема лекции)………...…………………………………………………...…..8-10 Лекция3. (тема лекции)…………………………………………………………………11-14 Лекция4. (тема лекции)…………………………..…………………..…………………15-18 Лекция5. (тема лекции)………………………………………………..………………..19-23 Лекция 6………………………………………………………………………………….24-27 Лекция 7………………………………………………………………………………….28-34 Лекция 8………………………………………………………………………………….35-41 Лекция 9…………………………………………………………………………………...42-48 Список литературы……………………………………………………………………….56-57
Цель лекции: познакомить слушателей с основными этапами становления практики управления с позиции исторического анализа. Всю историю развития теории и практики управления можно представить с позиции четырёх этапов: Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления. Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции. Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ. Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления. В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления. Такой опыт был связан с упорядочением и организацией совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины. Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов. Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумерами была изобретена письменность и стали заниматься регистрацией фактов. В древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период:
В этот же период прорабатывались идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата. В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления. Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:
В качестве основных элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов. В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль. В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация. Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производствам и стимулирования работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация. 400 год до н.э. был связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым. В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации. Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время в которое решались вопросы иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений. С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру. В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов. В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |