КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастание экономической мощи США
Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны
В результате Второй мировой войны экономика ряда стран, и прежде всего Японии и Западной Германии, была на длительное время дезорганизована. Значительно ослабли позиции Франции и Великобритании. Война деформировала или даже полностью вывела из строя рыночные механизмы регулирования капиталистического воспроизводства, наблюдался упадок хозяйственной жизни многих стран.
США — единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. Более того, за годы войны национальный доход страны возрос в два раза. После войны на долю США приходилось 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира. Известный бельгийский историк и экономист Герман Ван дер Bee отмечал: «Соединенные Штаты вышли из войны определенно усилившимися». Поэтому сразу после войны страна смогла быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. К середине 1947 г. этот переход был завершен. Основу его составили следующие факторы: хорошая организация государственного управления, программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта, быстрый рост частного потребления, столь же быстрое расширение инвестиций в запасы и оборудование, наконец, развитие под воздействием правительственной политики экспорта благ и услуг. Увеличился индекс валового национального продукта (ВНП) США. Технологическое превосходство и самая высокая производительность труда, обильные прибыли позволяли финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами. В послевоенной внешнеэкономической политике США особое место занимает Западная Европа. В своих связях с этим регионом США прошли за послевоенный период путь от патронирования до взаимоотношений относительного равенства. План Маршалла«Новые рубежи» На этом этапе США прилагали значительные усилия по социально-экономической стабилизации своих западноевропейских союзников. 5 июня 1947 г. в качестве «программы возрождения Европы» после Второй мировой войны был представлен план Маршалла, названный так по имени его разработчика — госсекретаря США Дж. Маршалла. Планом предусматривалось выделение на определенных условиях займов и кредитов. В плане Маршалла согласились участвовать 16 европейских стран. С апреля 1948 г. по февраль 1952 г. страны Западной Европы (Англия, Франция, Голландия, Испания, Западная Германия) получили 17 млрд. долл. по плану Маршалла. Одновременно с этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия. Для проведения в жизнь плана по укреплению позиций западноевропейского капитализма, утверждения в регионе американского влияния была создана специальная Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС)*, осуществлявшая контроль за распределением средств и условиями их использования. * С 1961 г. ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития.
Определенное влияние на американскую экономику оказала война в Корее (1950—1953): увеличился объем промышленности, работающей на военные нужды, возросла занятость населения. В промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долл., т. е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Это привело к поражению демократов на выборах 1952 г. Республиканская администрация опиралась в экономике на монетаристскую политику. С помощью финансовых очагов регулирования удалось преодолеть экономический спад 1953— 1954 гг. и третью послевоенную рецессию 1957—1958 гг. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом капиталистическом хозяйстве было бесспорно. Но экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение. Во второй половине 50-х гг. на экономику США оказала большое влияние научно-техническая революция. Составляющими НТР стали автоматизация производства, использование ЭВМ, интенсификация и концентрация производства. Как следствие этого — ускоренное развитие производства и улучшение качества жизни, с одной стороны, рост безработицы, снижение темпов экономического роста. Новые задачи, стоящие перед государством, нашли отражение в программе «Новые рубежи» Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. Программа была разработана группой неолиберальных экономистов. Они предусматривали последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и необходимости стабильности цен. В основе программы лежала кейнсианская идея дефицитного финансирования. В 1962—1963 гг. проводились мероприятия в области социальных программ. Были сделаны уступки представителям крупного бизнеса. В целом политика «Новые рубежи» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. превысил уровень 1961 г. на 20%. Доля США в валовом внутреннем продукте (ВВП)* снизилась с 44% в 1960 г. до 27% в 1980 г., в промышленном производстве — с 35,4 до 32,9%. Заметно снизилась доля США в мировом капиталистическом экспорте: с 18 до 12% за этот же период. Большинство ведущих капиталистических стран, отстававших по уровню производительности труда от США в 1950 г. в два-пять раз, к началу 80-х годов уже почти полностью ликвидировали этот разрыв. * ВВП представляет собой валовой национальный продукт (ВНП) за вычетом сальдо некоторых внешнеэкономических операций развитых капиталистических стран—членов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Угроза лидирующей роли США в мировом капиталистическом хозяйстве способствовала принятию комплекса мер, направленных на изменение отраслевой структуры производства, перестройки промышленности в пользу наукоемких отраслей, увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стимулирование научно-технического прогресса. Динамику производительности труда в послевоенный период отражают следующие данные*. * Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, и политика. В 2 т. Т. 1. -М., 1992. - С.38.
Как видно из данных во втором столбце, в течение примерно 20 лет после Второй мировой войны (1948—1966) производительность труда увеличивалась довольно высокими темпами — в среднем на 3,2% в год. Однако в период 1966—1973 гг. эти темпы резко снизились. Далее в динамике производительности труда наступает наиболее неблагоприятный период (1973— 1981), после чего последовало некоторое оживление темпов роста производительности труда в 80-е годы. Переход к «рейганомике» В январе 1981 г. президентом США стал Р. Рейган. Проводившаяся им экономическая политика, получившая название «рейганомика», явилась вариантом неоконсервативной политики, которая на протяжении 80—90-х годов применялась во всех развитых капиталистических странах. Она включала в себя: сокращение социальных программ и всех видов налогов, борьбу с инфляцией с помощью жесткой кредитно-денежной политики, дерегулирование предпринимательской деятельности. Сфера деятельности федерального правительства, особенно в социальной области, была сокращена — из 46 социальных программ 44 были отданы в ведение штатов. В 1986 г. был принят закон о подоходном налоге, предусматривающий сокращение подоходных налогов граждан с 50 до 28%, налога на прибыли с корпораций — с 46 до 34%. Принятие этого закона способствовало стимулированию инвестиционной активности. В стране проводилась глубокая структурная перестройка экономики, связанная с новым этапом НТР, наблюдался рост реального объема личного потребления и рост государственного долга другим странам. В 80-х годах позиции США в мировом капиталистическом хозяйстве вновь упрочились: в 1986 г. на долю США приходилось около 34% промышленного производства развитых капиталистических стран (по сравнению с 32% в 1970 г.) и 20% их внешнеторгового оборота (1970 г. — 18%). В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Среди американских экспертов нет единого мнения о причинах снижения темпов роста производительности труда и отставания по этому показателю от Японии и стран Западной Европы. США уступают Японии и почти всем странам Западной Европы и по ВНП на душу населения*: * Герман Ван дер Bee. История мировой экономики. — М.: Наука. — 1994. — С. 344.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд. долл., растущий государственный долг — около 4 млрд. долл. Экономическая стратегия администрации Б. Клинтона Выход из сложившейся ситуации правительство нового президента США Б. Клинтона, заступившего на этот пост в ноябре 1992 г., увидело в умеренной по масштабам бюджетно-финансовой программе стимулирования экономического роста. План стабилизации экономики включал три программы: 1) программу стимулирования экономики через увеличение числа рабочих мест, на которую предусматривалось 30 млрд. долл.; 2) инвестиционную программу, которая предлагала льготное финансирование для частных инвесторов и целевые капиталовложения. На это выделялась 140 млрд. долл.; 3) программу сокращения бюджетного дефицита. Для выполнения этой программы администрация Клинтона намечала одновременное сокращение правительственных расходов и повышение налогов. Программа правительства включала 150 конкретных предложений по бюджету на 1993 г. С целью привлечения капиталов в производственную сферу наряду с налоговой реформой резко поднимались в случае необходимости учетные ставки на банковский кредит. Это отразилось на движении капиталов в международном масштабе, стимулировало интенсивный приток в американскую экономику капиталов из многих стран мира, что позволило США финансировать модернизацию своей экономики во многом за «чужой счет». Американский экономист М. Фридмен, основатель монетаризма как направления в экономической теории, отмечал, что высокий курс доллара способствовал притоку капитала и позволил модернизировать производство в США. В итоге неоконсервативная стратегия в целом содействовала США в осуществлении структурной перестройки и технологическом перевооружении экономики в значительной степени при помощи иностранных капитальных вложений, однако во многом за счет резкого снижения конкурентоспособности продукции. Затем наступила следующая фаза кредитной политики — снижение процентных ставок. В результате удалось обеспечить модернизацию экономики страны и довольно устойчивые темпы экономического роста.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |