Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фриц Перлз 12 страница




 

Итак, начните с гештальт-молитвы и посмотрите, что вы можете из этого извлечь. Ты скажи это ему, а ты - ей.

 

Пенни: Я ожидаю от тебя, чтобы ты работал. Ты ожидаешь от меня, чтобы я работала (смеется). Я ожидаю, чтобы ты интересовался моими интересами. Ты ожидаешь, чтобы я забыла о своих интересах.

 

Фриц: Замечаете, какая у нее возникла глупая, самодовольная улыбка? Раскройте только глаза и уши.

 

Расс (Пауза): Я жду от тебя, что ты будешь интересоваться моими интересами. (Пауза). Я пуст. (Пауза). Я жду, что ты будешь коммуницировать со мной, но я не жду от себя коммуникации с тобой. (Пауза). Что-то вроде этого (вздыхает).

 

Пенни: Я ожидаю от тебя, что у тебя есть некоторые ответы, а ты ожидаешь от меня, что у меня есть ответы на все, что угодно.

 

Расс: Я хочу, чтобы у тебя были дети. Я хочу, чтобы ты была хорошей матерью.

 

Фриц: Мне отсюда не видно, смотрел ли ты на нее. Скажи это еще раз, глядя на нее.

 

Расс: Я хочу, чтобы ты была хорошей матерью... для меня. (Смеется; смех в комнате). Я полагаю, что ты не хочешь.

 

Пенни: Я знаю, что ты этого ждешь.

 

Расс: Я жду, что иногда ты будешь устраивать мне ад по этому поводу. И жду, что так будет, пока я не перестану этого хотеть; я жду твоей поддержки в этом отношении.

 

Фриц: Давайте немного поработаем над этим. Посади эту мать, которую ты хочешь иметь - жену-мать - на пустой стул, и поговори с ней.

 

Расс: Я хочу твоей поддержки. Я хочу твоей любви. Я хочу твоего руководства.

 

Фриц: Хорошо, теперь побудь ею. Пересядь на ее стул и дай ему все, чего он хочет. Дай ему поддержку, руководство, любовь, понянчи его, дай ему грудь и прочее в этом роде.

 

Расс (смеется, качает головой): Это не моя роль.

 

Фриц: Скажи это ему.

 

Расс: Это... это не моя роль. От меня трудно этого ждать. Я...

 

Фриц: Подделай это (смех). Я думаю, что у тебя по крайней мере есть образ того, чего ты хочешь. Многие люди постоянно носят с собой своих родителей. Человеку нужна мама и прочее, даже если ему подчас пятьдесят или шестьдесят, и он многое делает, чтобы изображать ребенка. Так что побудь матерью. Дай ему то, чего он хочет. Он...

 

Расс: Я не знаю как.

 

Фриц: Хорошо, смени место. Скажи матери, как это сделать, скажи этой матери, жене, чего ты хочешь.

 

Расс (пауза, затем он пинает подушечку, так что она пролетает через комнату; затем идет поднять ее, возвращается, садится. Вздыхает, смотрит на пустой стул).

 

Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?

 

Расс: Злобу. Гнев.

 

Фриц: Это не звучит сердито. Ты не кажешься евреем (смех). Но скажи это матери.

 

Расс: Я зол на тебя. Я хочу твоей любви и внимания, но чувствую, что мне этого не получить.

 

Фриц: О'кей. Теперь еще раз. Займи тот стул и дай ему любовь и внимание. "Расс, я люблю тебя, я даю тебе всю любовь и все внимание, которого ты хочешь".

 

Расс: (Пауза) Ты... ты знаешь. Я люблю тебя, сын. Но ты должен быть мужчиной. Ты не можешь так себя вести. Ты должен стоять на собственных ногах. Ты должен быть мужчиной в семье.

 

(Меняет стул). Мамочка, я не мужчина. Я маленький мальчик. Я хочу того, чего хочет маленький мальчик.

 

Фриц: О! Вот здесь появляется прошлая работа с его сном. (Прим. перев. См. дальше, в разделе "Философия очевидного.) Он начал в своем сне с той же проблемы. Дорога, которая должна была его поддерживать. Это, м-м, можно назвать скорее индивидуальной терапией, здесь речь идет о личностном росте, здесь больше того, что он мог бы проработать с ней. 0'кей, давайте вернемся назад. Помните ли вы гештальт-молитву? Можете ли снова прочитать ее?

 

Пенни (вздыхает): Мне нужна твоя помощь.

 

Фриц: Нет, дорогая, тебе, наверное, нужна пара новых ушей. Это один из случаев нехватки ушей. Она, наверное, разговаривает. А люди, которые говорят, по большей части не имеют ушей. Они ждут, что у других людей есть уши, но сами они глухи. (Рассу) А ты помнишь гештальт-молитву?

 

Расс: Я помню начало.

 

Фриц: Скажи ей.

 

Расс: Я - это я. Ты - это ты. А больше я ничего не могу вспомнить.

 

Фриц: Можешь ли ты сказать, что не хочешь вспоминать?

 

Расс: Нет, я хочу вспомнить. Ну... (пауза)

 

Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?

 

Пенни: Я чувствую себя как бы немой.

 

Фриц (Рассу): Что ты чувствуешь по поводу того, что она не помнит?

 

Расс: Она не нема.

 

Фриц: Когда ты не помнишь, ты нем. Если она не помнит, она не нема.

 

Расс (смеется): Она слишком напряжена сейчас.

 

Фриц: М-м-м-м.

 

Расс: А это не способствует вспоминанию. (Вздыхает, длинная пауза).

 

Фриц: Может быть, дать ему это, угостить его куриным бульоном? (Смех).

 

Расс (прокашливается, пауза): М-м, я не могу, я не могу продвинуться.

 

Фриц (Пенни): Ты смотришь на меня. Чего ты хочешь от меня? Как только я спросил, твои глаза ушли от меня. Что происходит?

 

Пенни: Я... (смеется) все в порядке" я ничего не вижу.

 

Фриц: Итак, мы, по-видимому, попали в тупик.

 

Тупик - когда вы в замешательстве, немы, когда вы оказываетесь на карусели, повторяя все снова и снова, пытаясь выбраться из нее, но вы завязли. Эта пара действительно кажется завязшей в своих ожиданиях. Но раз сценарий установлен, он будет продолжаться и продолжаться, если вы не пройдете через тупик. Я горжусь тем, что в гештальт-терапии мы впервые научились проходить тупик. Если вы не пройдете тупик, то все, в чем вы заинтересованы - это сохранение статус-кво. В терапии, или в конфликте в своем браке, - все, чего вы достигаете, это повторение статус-кво. В лучшем случае вы меняете терапевта, меняете партнеров по браку, изменяете природу внутренних кофликтов, но природа самой разделенности остается неизменным жизненным сценарием - хотя бы актеры и заменяли друг друга. Благодарю вас. Пожалуйста, пара номер три.

 

(Обращается к Биллу) - Итак, скажи ей гештальт-молитву.

 

Билл: Я - это я. А ты - это ты. И я не буду иметь ожиданий относительно тебя. И не приму ожиданий от тебя относительно меня. (Пауза). Я - это я, а ты - это ты. Аминь.

 

Фриц: Теперь ты скажи это ему.

 

Энн: Я - это я. А ты - это ты. Я не буду ничего ждать от тебя. А ты не будешь ничего ждать от меня. Я - это я, а ты - это ты.

 

Билл: Это великолепно. (Вздыхает). Так и живет мир Это прекрасно работает.

 

Энн: Я не чувствую на самом деле, что это так для меня (Смеется). Я полагаю, что... что это будет, ты знаешь, как..

 

Билл. Сейчас это для тебя не так. (Пауза). А как это для тебя сейчас?

 

Энн: Я чувствую, м-м, я чувствую, что ты, м-м, у-м-м пришел ко мне, а я не пришла на самом деле к тебе. Так что я чувствую, в каком-то смысле, ожидание, что, ты знаешь...

 

Билл: Ты чувствуешь, что я чего-то требую. Как бы говорю "Повернись сюда".

 

Энн: Да. Когда ты говоришь, что это великолепно, это, м-м, это как бы требование, чтобы я тоже чувствовала, что это великолепно. (Начинает плакать).

 

Билл: Поверишь ли ты, если я тебе скажу, что если я так сказал, это касается только того, что я так чувствую? Энн: Скажи, скажи это еще раз.

 

Билл (вздыхает): Я - это я. А ты - это ты. (Пауза). Но сейчас я не могу сказать, что это великолепно, потому что в этом появилось какое-то напряжение.

 

Фриц: Видите ли, легко повторить фразу. И гипнотизировать себя, что веришь, что эта фраза - реальность.

 

Энн: Я, я чувствую, м-м (плачет), о, это не то чувство, когда... знаешь, ты чувствовал, что-то было для тебя действительно хорошо, а я этому вроде помешала, я вроде не дала тебе того, чего ты хотел, то есть... не дала тебе уйти с этим. Как ты себя чувствуешь, когда Фриц...

 

Билл: Я тоже, м-м, почувствовал в этом какое-то напряжение. Это, наверное, когда ты попросила меня сказать это еще раз, я почувствовал какое-то принуждение в том, чтобы говорить это. И это, м-м, не было реальным. Энн: Что ты тогда почувствовал ко мне? Билл (пауза): Я в это время... Я пытаюсь вспомнить... Я чувствовал, я чувствовал себя спокойным.

 

Энн: Снисходительным. Спокойным. Что ты имеешь в виду под "спокойным"?

 

Билл: Я не считал, что ты должна что-то делать. Я часто так чувствую, но тогда этого не было. Там не было долженствования. (Пауза). Теперь ты понимаешь, что я чувствовал. А теперь, теперь скажи, где сейчас ты?

 

Энн: М-м-м-м. Я, м-м, пытаюсь снова найти себя. Я думаю, я... да, это все думание.

 

Фриц: Ты завязла?

 

Энн: М-м, да, завязла.

 

Фриц: Опиши это переживание. Как ты завязла?

 

Энн (пауза): Я чувствую, что я, вот, сижу здесь, совершенно несобранная, и жду, что что-нибудь меня вытянет. (Пауза). М-м, я чувствую, м-м, подергивание вокруг глаз.

 

Фриц: Как ты чувствуешь себя завязшей?

 

Энн: Я, я чувствую нежелание двигаться. (Пауза) М-м, я чувствую, что я на самом деле не знаю, где я нахожусь. (Пауза). С другой стороны, я не хочу, чтобы ты просто (смеется) рассказал мне. Я хочу найти...

 

Билл: А мне, ты знаешь, хочется найти это за тебя, что-то вроде того. (Пауза).

 

Фриц: Речь можно грубо разделить на три категории. Одна - разговоры о чем-то (aboutism), болтовня, когда вы говорите о другом человеке или о своих чувствах, не касаясь сути дела. Это обычно происходит и в групповой терапии — люди говорят друг с другом или друг другу. Вторая не вполне проявляется здесь, но составляет основу другой коммуникации. Это - обязывание (shoudism), или морализм. Вечное недовольство тем, что есть. Ты должен быть другим, ты должен сделать то, я должен сделать это, - должен, должен, должен. Это то же, что ожидание. Я жду, что ты будешь слушаться моих приказаний или требований.

 

Третий вид речи - говорить о том, что есть (is-ism), или экзистенциализм. Нечто есть то, что оно есть. Роза, которая есть роза, есть роза (A rose is a rose is a rose) (Прим. перев. Знаменитая фраза Гертруды Стайн). Я завяз. Я чувствую, что чего-то хочу от тебя. Я не знаю, что делать. Я хочу сказать Фрицу, чтобы он пошел к черту. Мне скучно. Или как-то еще.

 

Давайте попробуем еще немного, на более честном уровне обязывания, долженствования. Скажите друг другу, что вы должны делать, один другому, потом в ответ, и так далее.

 

Энн: Ты должен, м-м, ты должен быть рядом, когда я потерялась. Но (плачет) не показывать мне дорогу. Только будь здесь. И ты не должен давать мне направление.

 

Фриц: Это важная форма манипуляции. Разыгрывание плачущего ребенка. Я заметил, что это одна из твоих любимых ролей.

 

Энн: М-м-м-х-хм-м-м.

 

Фриц: Вместо того, чтобы заставить его плакать, ты плачешь сама. Плач - хорошо известная форма агрессии. "Посмотри, что ты со мной делаешь". Скажи ему это.

 

Энн: Посмотри, что ты со мной делаешь.

 

Фриц: Еще раз.

 

Энн: Посмотри, что ты со мной делаешь.

 

Фриц: Громче.

 

Энн: Посмотри, что ты со мной делаешь.

 

Фриц: Еще громче.

 

Энн (плачет): Посмотри, что ты со мной делаешь!

 

Фриц: Вот теперь ты начала коммуницировать. Теперь он должен чувствовать себя виноватым, и весь в дерьме. Ты чувствуешь это?

 

Билл: Нет (смех)

 

Фриц: Тогда начинай сначала (смех).

 

Энн (смеясь): Он слышал это слишком часто.

 

Билл: Я думаю, ты удивляешься, что это я с тобой делаю.

 

Фриц: Ты не живешь в соответствии с ее ожиданиями. Ты очень нехороший мальчик (смех).Пары, No 1

 

Каждый из нас имеет свой жизненный сценарий и стремится его актуализировать. И вот вы встречаете человека, который кажется подходящим для вашего сценария, вступаете с ним в брак, и наступает великий момент, когда вы вязнете (stuck) друг в друге. Эта идея не нова. Менее известно то, что жизнь в браке не может наладиться, пока вы не обратите все свое внимание на то, как именно вы вязнете.

 

Многие из вас видели фильм "Женщина в песке". Помните, как мужчина пытался выбраться ямы, в которой он завяз, и чем больше он старался, тем больше тонул в зыбучем песке? Мы переживаем то же с войной во Вьетнаме. Чем больше мы стараемся выбраться из нее, тем больше вязнем в ее "зыбучем песке".

 

Я горжусь, что мне удалось преодолеть "мертвую точку" (sick point), как русские это называют. Они полагают, что в центре каждого невроза имеется "мертвая точка", и считают, что с ней ничего нельзя поделать, можно только оставить ее там, где она есть, и организовать энергии вокруг нее, - так сказать, "сублимировать" их.

 

Я полагаю, что мы можем пройти тупик, если обратим все свое внимание на то, как именно мы завязли. Это, конечно же, неприятно. Гораздо легче играть в игры, обвиняя друг друга: "Ты должен быть не таким, какой ты есть", - и так далее, вместо того, чтобы понять, что ты завяз, выяснить, как именно ты завяз, и проработать свой путь из тупика.

 

Я хочу дать вам хотя бы поверхностную картину того, как вы - женатые или живущие вместе люди, - вязнете друг в друге. Я попрошу каждую пару выйти и провести со мной несколько минут. Как вас зовут?

 

Расс: Расс.

 

Пенни: Пенни.

 

Фриц: Расс и Пенни. Расс, скажи Пенни: "Пенни, я завяз в отношениях с тобой". Скажи ей, как ты в ней завяз.

 

Расс: Сказать ей, как я в ней завяз? "Я завяз в тебе." Как я завяз в ней?

 

Фриц: Это хорошо. (Смех). Позже мы поговорим о дырах в личности. По-видимому, у Расса нет ушей. Я постараюсь быть полезным. Я говорю: скажи ей, как ты завяз в ней.

 

Расс (пауза).

 

Фриц: О'кей, Пенни, можешь ты сказать ему, как ты завязла в нем?

 

Пенни: Я завязла в тебе. Ты - ленивый осел. Я вязну в твоем упрямстве, в твоем чувстве собственного величия. Мне надоел твой мотоцикл. (Смех).

 

Фриц: О'кей, теперь ты, Расс.

 

Расс: Я завяз в твоей злобности (смех), в твоей, временами, экстравагантности, я завяз в твоей практичности.

 

Фриц: Снятся ли тебе сны? (Пауза) Что я сказал?

 

Расс: Я не расслышал.

 

Фриц (Пенни): Что я сказал?

 

Пенни: Снятся ли тебе сны?

 

Фриц: Скажи нам.

 

Пенни: Мне снятся сны - яркие, живые.

 

Расс: А мне - смутные. Я обычно их не помню.

 

Фриц: О'кей. Перейдем к следующей паре.

 

Марк: Ты хочешь, чтобы я начал? (Пауза). Я завяз в твоих снах, твоей чистосердечной импульсивности, твоих поэтических качествах, твоих снах.

 

Фриц: Под "снами" ты имеешь в виду дневные грезы, или ночные сновидения?

 

Марк (пауза).

 

Дженни: Я завязла в том, что ты не хочешь, чтобы я | делала определенные вещи, в твоей постоянной критике. Я завязла в твоих страхах, в твоем консерватизме.

 

Фриц: А у тебя как со сновидениями? Видишь ли ты сны?

 

Дженни: Да. Тебя интересуют повторяющиеся образы сновидений?

 

Фриц: Да, может быть.

 

Дженни: Я не замечала повторяющихся образов, но сны я вижу.

 

Фриц: А ты?

 

Марк: Я подумал о сновидении, которое часто повторяется у нее. Вот один из ее снов: лестничный пролет без ступеней. Пугающий образ, который оказывается чем-то вроде...

 

Дженни: Ну, я обычно вижу во сне приключения, или я что-то делаю. Часто это мучительно.

 

Фриц: О'кей, спасибо. Перейдем к следующей паре.

 

Сильвия: Я чувствую, что мне приходится как бы выдумывать что-то. Я не могу ничего придумать.

 

Кен: Я завяз в твоей бесцеремонности, подчас -агрессивности, твоих небрежных обобщениях, твоих требованиях.

 

Фриц: А бывают ли у тебя сны? Повторяющиеся сновидения?

 

Сильвия: Ты имеешь в виду один и тот же сон постоянно?

 

Фриц: Да, что-то вроде этого.

 

Сильвия: Нет. У меня все сны разные.

 

Фриц: А у тебя?

 

Кен: У меня было что-то вроде этого недавно. Только я его, кажется, забыл.

 

Фриц: О'кей.

 

Кен: Там была Сильвия, и мы с ней влезали на гору вместе с моей кошкой (смех). Там была железнодорожная колея, идущая в гору, и я не мог понять, как поезд может въехать наверх. И мы влезали очень высоко. Кошка перепрыгивала со шпалы на шпалу, а когда добралась до верха, начала спускаться...

 

Фриц: О'кей.

 

Джуди: Почему ты не начинаешь?

 

Ник: Боюсь, что я вообще не завяз.

 

Фриц: Скажи это ей.

 

Ник: Я вообще не чувствую себя завязшим.

 

Джуди: Ну, а я завязла.

 

Фриц: Скажи ему, как ты завязла.

 

Джуди: Ну, он знает, что я завязла, но я... я думаю, что нет ничего особенного, такого, о чем я могла бы сказать, потому что мне кажется, что он такой человек, который вязнет, в том смысле, что в нем все заблокировано. Так что я не могу сказать, что я завязла в каких-то определенных вещах по поводу него, потому что я могу быть объективной и сказать, что ты мне нравишься, но в наших отношениях ты завяз, потому что ничего из этого не выходит. И если я хочу чего-то, я всегда должна заняться этим и получить это сама.

 

Фриц: Снятся ли тебе сны?

 

Ник: Очень редко, а когда снятся, я обычно могу их вспомнить в полусознательном состоянии. Когда я только просыпаюсь, я могу вспомнить сон очень живо, но позже он забывается.

 

Фриц: А тебе?

 

Джуди: Я часто вижу сны. И есть настроение, которое часто повторяется в моих снах, хотя обстоятельства всегда меняются. Мне снятся сложные сюжеты, но с одним и тем же настроением.

 

Фриц: О`кей, спасибо.

 

Билл: Я чувствую, что иногда вязну в твоей неуверенности, когда ты отравляешь мне все вокруг, переворачивая все вверх дном, и создавая такие неудобства, что я начинаю на все натыкаться.

 

Фриц: А ты? Как тебя зовут?

 

Энн: Энн. Есть много мелочей, в которых я временами вязну с тобой, но главное - это игра, в которую мы с тобой играем. Есть много мелочей, которые раздражают меня в тебе, когда мы это делаем, что-то как бы опрокидывается на меня... Я становлюсь чем-то вроде сторожа твоей тюрьмы, человеком, который как бы тебя ограничивает.

 

Фриц: Это интересное замечание: "Я становлюсь сторожем твоей тюрьмы", - это сразу же заставляет заподозрить, что ему в его жизненном сценарии нужна тюрьма. Так что ты выбираешь кого-то, кто обеспечит тебе тюрьму. Жизненные сценарии человека - поистине удивительная вещь. Люди пишут драмы или комедии, но трудно поверить, что человек может использовать все эти вещи для самого себя. Что тебе снится?

 

Энн: Я вижу много снов, и многие из них помню. Два из них повторяются.

 

Фриц: А ты, Билл?

 

Билл: Мне сны снятся реже. Есть один, который повторяется. Это сон о свободе.

 

Фриц: Хорошо. Замечательно. Тюрьма - свобода (смех). Пожалуйста, следующая пара.

 

Дик: Начинай.

 

Джули. Я вязну в твоей возбудимости, твоем нетерпении, в твоей снисходительности.

 

Дик: Я вязну в... м-м... как бы получается, что мне нужно, чтобы ты меня останавливала, чтобы я не доводил свое нетерпение до предела, когда я...

 

Фриц: Ему нужен выключатель.

 

Дик: На своем ли он месте? (смех)

 

Фриц: О'кей, спасибо. Есть еще пары? Сколько пар у нас уже было?

 

Вопрос: Мне кажется, что Ник уже настолько привык к слову "завяз" и к тому, что ты стараешься выяснить, что в этом плохо, что в этом не так... Мы привыкли к этому слову.

 

Ответ: Мне кажется, что Фриц сделал это. Я сразу обиделась на тебя за твои фантастические обобщения относительно людей, которые завязли. Как будто это нечто, что ты понял и увидел во множестве пар, и потому это справедливо для каждого, и я почувствовала себя связанной твоим клише. Я могу сказать, что обижаюсь на многое, но не могу сказать, что я вязну в этом.

 

Вопрос: Не вязнешь ли ты в словах?

 

Ответ: Может быть. Я выбираю завязнуть, поэтому я не вязну, вот так. Я имею в виду, что я выбираю. (Смех)

 

Вопрос: Слово "завяз" подразумевает, что ты хочешь выбраться.

 

Ответ: Может быть, это просто разговор о значении слов.

 

Вопрос: Хорошо, собирается ли человечество вязнуть в браке еще долгое время, или мы можем найти лучшие формы?

 

Фриц: Пойдет ли кто-то из этих пар к консультанту по браку, будет ли искать какую-нибудь другую помощь? Так что я думаю, что не в порядке все это в целом. Можно снять фильм о браках, с идеей, как помочь мертвым бракам наладиться. Вы можете попробовать улучшить брак, не делая вид, что вы разрываете цепи (смех).

 

Хорошо, следующая пара. (Выходят Элен и Гордон).

 

Первое, что мы здесь видим, - и это важно в гештальт-терапии, — это то, что невербальное поведение всегда важнее слов. Слова лгут или преследуют какую-то цель. Но поза, голос, невербальное поведение истинны. Заметили? Прежде всего - закрытая поза. Как тебя зовут?

 

Элен: Элен.

 

Фриц: Элен. Вы видите, что Элен - замкнутая система. Ноги сомкнуты, руки сомкнуты, Трудно общаться с замкнутой системой. Не сделаешь ли ты мне одолжение?

 

Элен: М-м-м-м-х-м.

 

Фриц: Давай посмотрим, что случится, если ты откроешься. Как ты себя почувствуешь?

 

Элен: Легче.

 

Фриц: Теперь, не скажешь ли ты Гордону, как ты в нем вязнешь.

 

Элен: Не знаю. Я долго не видела Гордона.

 

Фриц: Гордон, ты можешь сказать Элен, как ты завяз в ней?

 

Гордон: Я не чувствую себя завязшим в тебе сейчас.

 

Элен: Я не поняла, что ты имеешь в виду. Ты сказал "завяз", и я пыталась понять, что это значит.

 

Фриц: Завяз. Завяз. (Смех)

 

Элен: Я не чувствую себя завязшей в Гордоне. Я чувствую себя... чувствую себя - собой.

 

Фриц: Так у вас нет жалоб по поводу вашего брака?

 

Элен: М-м, ну, были.

 

Фриц: А теперь нет?

 

Элен: М-м... дело в том, что мы не живем вместе.

 

Фриц: В таком случае вы не вязнете друг в друге (смех). Есть ли у вас фантазии относительно того, чтобы снова сойтись?

 

Элен: У меня больше, пожалуй, нет.

 

Фриц: А ты как считаешь, Гордон?

 

Гордон: Я чувствую некоторую незавершенность. Мы вроде бы договорились разойтись, но нужно еще подумать о детях, и меня это все еще... все еще беспокоит каким-то образом.

 

Фриц: А ты?

 

Элен: Меня тоже это заботит, но это не обязательно значит, что нужно жить вместе.

 

Фриц: И чего ты хочешь от него? Ты говоришь, что остались вещи, которые нужно обсудить. Какова твоя позиция?

 

Элен: Я полагаю, что многое можно обсудить. Но я не вижу... у меня нет никаких определенных ожиданий, относительно того, чтобы... м-м... снова сойтись, или оставаться врозь, или как-то еще.

 

Фриц: Не важно, так или иначе. Я бы не сказал этого, "но". Возможно, что где-то у тебя в руках прячется "но".

 

Элен (смеется): Может быть у тебя?

 

Фриц: Есть два убийцы. Один - ухмылка, или, скажем, злобный смех. Другой - словечко "но". Это два психологических убийцы. Сначала говорится "да", потом появляется "но". Бац! Есть небольшая история про это. Мама говорит дочке: "Ну, он, конечно, безобразен, но у него тридцать тысяч долларов." - А дочка отвечает маме: "Мама, ты совершенно права, у него тридцать тысяч долларов, но он безобразен." (смех)

Пары, No 2.

 

Фриц: У нас в группе появилась новая пара, и мне интересно посмотреть, что может произойти с людьми, которые еще не знакомы с гештальт-подходом. Садитесь. Как вас зовут?

 

Ирвин: Ирвин.

 

Фриц: Ирвин. А тебя?

 

Нэнси: Нэнси.

 

Фриц: Нэнси. Давайте начнем с того, что вы пару минут поговорите друг с другом.

 

Ирвин: Привет.

 

Нэнси: Как дела?

 

Ирвин: Прекрасно. (Пауза). Как тебе понравилось лежать на солнышке?

 

Нэнси: Я хорошо отдохнула. Мне понравилось.

 

Ирвин: Гм. (Пауза). Мне почему-то трудно с тобой говорить. Я не знаю, что сказать.

 

Нэнси: Так, может быть, ничего не нужно говорить?

 

Ирвин: Г-м, я как бы чувствую, что должен что-то сказать. Но не знаю, что мне сказать. Г-м, я в первый раз так долго смотрел в твои глаза. Я еще не смотрел в твои глаза так долго. М-м...

 

Фриц: Можно мне тебя спросить? Что ты думаешь о вашем браке?

 

Ирвин: Гм, в некоторых отношениях он хорош, в некоторых - не очень. Хорошо то, что между нами иногда возникают теплые моменты, нежность. Нехорошо, или не очень хорошо, что я иногда разыгрываю из себя хозяина, а она — негра. Что-то вроде отношений хозяина и раба.

 

Фриц: Видите, игра собаки сверху и собаки снизу не ограничивается внутренней борьбой. Нам часто нравится проецировать ее, разыгрывать ее внешним образом, и тогда мы сознаем в себе только собаку сверху, а не собаку снизу, но собака снизу всегда здесь. И наоборот. Нэнси, а ты...

 

Нэнси: Ну, я полагаю, что я часто играю собаку снизу, я тогда я обижаюсь, и мне кажется, что я бы хотела быть собакой сверху, до какой-то степени, каким-то образом.

 

Фриц: М-да. Работая друг с другом, мы можем поиграть в некоторые брачные игры. Ничто из того, что вы скажете, не будет повернуто против вас. Это значит, что если вы что-то пообещаете здесь, или что-то скажете, это действительно только в пределах этой ситуации. Я говорю об этом, чтобы вы могли мобилизовать свою фантазию.

 

Давайте сначала поиграем в вызывания. Когда мы зовем кого-то, мы хотим, чтобы этот человек был здесь; мы его вызываем. Говорим ли мы "дорогая" или "эй, чертов сын", или "моя хорошая", или "Иисус Христос" (смех). Я хочу, чтобы вы поиграли в игру вызывания таким образом. Ты будешь говорить "Нэнси", и повторять это снова через некоторое время. А ты кивни, или покачай головой, в зависимости от того, удалось ли ему достичь тебя, просто называя тебя по имени.

 

Ирвин: О'кей. (Вздыхает) Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси (пауза). Паршивка.

 

Нэнси (смеется).

 

Ирвин: Ослица.

 

Фриц: Произноси только имя "Нэнси".

 

Ирвин: М-м-м-хм. О'кей. Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси! Нэнси... Нэнси... Нэнси.....

 

Фриц: Теперь давайте наоборот. Посмотрим, можешь ли ты позвать его.

 

Нэнси: Ирвин. (Прочищает горло) Ирвин.

 

Фриц (Ирвину): Можешь ли ты покачать головой, или кивнуть, чтобы...

 

Ирвин: Угм. В первый раз, мне кажется, ты меня Достала. Во второй раз (качает головой)

 

Нэнси: Ирвин... Ирвин... Ирвин... Ирвин...

 

Фриц: Я заметил, что каждый раз, когда она тебя зовет, ты смотришь в сторону. Многое происходит, когда просто проговариваются два имени. Заметили ли вы, как много вы пережили во время этой простой игры? Это лучшая проверь коммуникации. Давайте теперь поиграем в игру обид. Ты Нэнси, будешь говорить: "Я обижаюсь на тебя за то-то и за то-то", - и ты тоже, Ирвин, скажешь свою фразу: "Я обижаюсь на то-то и то-то". Поиграйте в пинг-понг обид.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.274 сек.