КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подведомственность
Тема №4: Подведомственность и подсудность Юридическое лицо как представитель Единственное требование, которое предъявляется к представителю — дееспособность. Не написано "совершеннолетнее" лицо, и это беспредельная свобода субъектного состава представительства. Данный вопрос особенно остро стоит для арбитражного процесса: там допустимы юридические лица в качестве представителей. То есть, документы, которые должны будут предъявить лица в суде: доверенность юридическому лицу и внутреннее распоряжение руководителя по юридическому лицу о том, что на реализацию данной доверенности направляется конкретное физическое лицо (аналогичная схема с органами, ибо иначе, как через физическое лицо, юридическое лицо или публичное образование действовать не может).
В РФ 4 судебные подсистемы без единой системы. Обращение к суду начинается с выбора компетентного суда. Само право на судебную защиту с точки зрения его практической реализации начинается с выбора соответствующего суда. Выбор компентного суда имеет не только процессуальное, но материально-правовое значение. Так, срок исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, что подразумевает соблюдение правил подведомственности и подсудности. Подведомственность: · Во-первых, компетенция суда (процессуальный синоним термина "компетенци"). · Во-вторых, свойство дела подлежать разрешению в определенном юрисдикционном органе. · В-третьих, институт процессуального права, то есть совокупность норм, определяющих какие суды какие дела компетенты рассматривать. · В-четвертых, элемент процессуальной правосубъектности суда (правосубъектность суда состоит из 3 элементов: подведомственность (судебная подсистема); подсудность (конкретный суд); личная правоспособность состава суда). · Наконец, подведомственность — рабочий механизм распределения дел между юрисдикционными органами. Виды подведомственности: 1. Исключительная (эксклюзивная) — дело подлежит рассмотрению в суде и только в суде; исключается рассмотрение дела в другом органе (например, дела о восстановлении на работе). 2. Смешанная — смешана судебная и несудебная компетенция. Компетенцией обладает судебный и несудебный юрисдикционный орган (например, трудовые споры). 3. Императивная — до обращения в суд заинтересованное лицо должно передать спор на разрешение несудебного юрисдикционного органа (в обязательном порядке). Императивная подсудность характерна, в первую очередь, для публичных правоотношений. С принятием же Конституции РФ императивная подведомственность, широко представленная в СССР, подверглась жесткой критики по мотиву ее несоответствия ст. 46 Конституции РФ. Последним из бастионов императивной подведомственности пал Таможенный кодекс РФ ("первичное обжалование" вышестоящему начальнику и "вторичное" в суд, которая новым таможенным кодексом была упразднена). Но она вернулась в НК РФ. Ввели обратно, при этом, по требованию судов, чтобы их "разгрузили", чтобы административная система оттянула часть конфликтов на себя. 4. Условная — необходимо соблюсти претензионный порядок урегулирования споров. Характерен для гражданских споров: см. ст. 452 ГК РФ (генеральное претензионное правило в ГК РФ); ст. 619 ГК РФ, ст. 621 ГК РФ, ст. 797 ГК РФ. Также см. Закон о туристской деятельности, о связи, о почтовой связи и т. д. 5. Договорная — в самом термине противоречие, ибо, поскольку подведоственность — компетенция государственного органа, постольку о ней договариваться нельзя. Под этим понимается возможность перейти в суд третейский[34]. 6. Альтернативная — отличие от смешанной подведомственности заключается в том, что возможность обращения во внесудебный орган не закрывает возможности обратиться в суд. Не может быть альтернативы между судебным и несудебным порядком, ибо суть альтернативы в том, что при выборе одной возможности, вторая отпадает. Альтернативная подведомственность состоит в возможности выбора между судами (выбор одного суда естественно прекращает путь в другой). Но конкурирующей компетенции государственных органов быть не может; может быть субсидиарная (смешанная подведоственность), но не может быть наложения компетенций общего суда и арбитражного суда и т. д.[35] Ст. 122 ГК РФ: требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. В арбитражном процессе судебного приказа нет и вексельный спор юр лиц подведомственен арбитражным судам. Постановление же ВАС РФ и ВС РФ №3/1 от 05.02.1998 гласит, что предприниматели могут быть выбирать: за судебным приказом по вексельным требования в суд общей юрисдикции, а могут с иском в арбитражный суд.
Подведомственность в ГПК РФ занимает всего одну статью: ст. 22 ГПК РФ, а в АПК РФ это целый параграф. Это так, поскольку у общего суда проблем с подведомственностью нет: ему подведомственно все, что неподведомственно другим юрисдикционным органам. По существу вопрос подведомственности судов общей юрисдикции сводится к отрицанию подведомственности иных судов. Подведомственность общих судов определяется по остаточному принципу. ГПК РФ не упоминает о конституционных, уставных судах субъекта РФ. Ст. 251 ч. 3: не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Здесь не учтено и стоит дописать: "и не отнесено к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ". Конституционное требование к уровню (качеству) регулирования вопросов подведомственности: она должна быть урегулирована "тупо", чтобы данный вопрос вопросов не порождал. Иначе же, если выбор компетентного суда есть высокое искусство, то это препятствие на пути к доступной судебной защите. По этой причине наше законодательство неконституционно. Подведомственность не является категорией научной, ибо главное, что дело попадает в суд, не имеет значение, какой это суд. Подведомственность представляет из себя вопрос целесообразности. Единственное, что принципиально стоит за подведоственностью — это юридическое оформление идеи о специализации судебной деятельности. Так, суды общей юрисдикции тоже рассматривают экономические споры (см. постановление ВАС РФ и ВС РФ 6/8). О том, что современное регулирование последовательно обслуживает идею специализации судебной деятельности, сказать нельзя. Ст. 27 АПК РФ закрепляет в части 1 и 2 два критерия: · критерий характера спора; · критерий субъектного состава спора. По характеру подразумеваются споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. По субъекту же — это дела с участием "организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане)". Закон понятия экономического спора не дает. С точки же зрения практики, все споры (даже деликтные) с участием юридических лиц должны разрешаться в арбитражных судах (по субъектному составу). Критерий экономического характера весьма трудно устанавливаемый, и приложимым критерием является исключительно критерий субъектного состава.
Ошибки в подведомственности стоят всего процесса в целом: в порядке надзора можно получить отмену по формальному основанию (а потом деньги, время, исковая давность). Но может ли суд быть "не тем"... Дело "Сутяжник против России" в Европейском суде по правам человека: отмена в порядке надзора по мотиву неподведомственности не имела смысла, так как она была произведена ради юридической чистоты с учетом законности и обоснованности решения. Это нарушает ст. 6 Европейской конвенции. Другими словами, Европейский суд направляет нас к тому, чтобы смягчить подходы к подведомственности. Вопрос: могут ли стороны своим молчанием (согласие с рассмотрением дела данным судом) изменить подведомственность. Решение Европейского суда и здравый смысл заставляют нас смягчить подходы и определить подведомственность как безусловную предпосылку процесса, которая смягчается поведением сторон. Так, если стороны в первой инстанции молчали, то потом их право на такое возражение утрачивается. Возражение же должно быть своевременным, и ссылка на неподведомственность допустима только в первой инстанции.
Ст. 33 АПК РФ: исключительная подведомственность дел арбитражным судам. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. То есть, на дела специальной подведомственности не распространяется критерий субъектного состава участников спора. При этом критерий экономического характера спора не презюмируется, он применяется (так, см. п. 3: политические партии не в арбитраж, а в суды общей юрисдикции). Вывод: намечается и имеет место тенденция к отказу от "жесткой императивности" (см. выше).
Подведомственность означает еще и пределы ведомства, пределы власти и в этом значении подведомственность очерчивает пределы разделения властей. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права человека обеспечиваются правосудием. Сами права находятся на стадии становления, а их реализация — в практике применения норм права. Юридически проблема реализации права соотносится и с подведомственностью. Иными словами, всякий ли вопрос можно принести на рассмотрение в суд. Гражданские права защищаются способами, установленными в законе. То есть, в какой мере возможности юрисдикционной судебной защиты обусловлены способами защиты права, указанными в законе. Вопрос: где заканчивается судебная власть. Эта проблема возникает там, где нет способа защиты. Способ защиты — это условие судебного применения права. В области прав человека способ защиты законом не установлен. Это вопрос о юридическом содержании прав человека, в рассмотрении прав человека как предмета судебной защиты. В современных условиях это самое важное в подведомственности в концептуальном, принципиальном смысле — где заканчиваются пределы судебной власти.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |