Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества

Новгородская феодально-боярская республика.

Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Новгород - один из древнейших русских городов, второй по значению после Киева. Судьба Новгорода в русской истории необычна. В ХIII в. Новгород стал называться Великим Новгородом, в ХIV в. это название стало официальным.
Новгородская земля занимала огромную территорию на Северо-Западе Руси. Но особенность этой земли заключалась в том, что она была мало пригодна для занятия земледелием. Население выращивало лен, коноплю. Жители Новгородской земли занимались также солеварением, бортничеством, производством металлов. Особое место в жизни новгородцев занимало ушкуйничество - речной разбой на лодках - ушкуях. Родители охотно отпускали своих детей ушкуйничать и сложили пословицу: "Чужая сторона прибавит ума".
Основным богатством Новгорода были леса. В лесах в большом количестве обитали пушные звери - куницы, горностаи, соболя, мех которых был драгоценным и чрезвычайно ценился на Западе. Поэтому главным занятием населения была охота на морского и пушного зверя. Кроме того, Новгород занимал исключительно выгодное место для занятия торговлей, так как стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Новгород был самым торговым городом того времени. Но всю торговлю держали в своих руках новгородские бояре. Торговля мехом приносила им баснословные прибыли. Среди киевских князей Новгород считался почетным владением. Сюда на княжение посылали своих сыновей киевские князья.
Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением.
На Руси имелся древний обычай - все главные вопросы решать на общем собрании - вече. Но нигде вече не имело такой силы, как в Новгороде. В Новгороде на вече стали избирать высшие должностные лица:

 

  • посадник (по современным понятиям - глава правительства Новгорода); посадник руководил вечем, вел переговоры с соседними областями;
  • тысяцкий (глава новгородского ополчения);
  • епископ (архиепископ) - глава новгородской церкви; епископ обладал и светской властью: ведал городской казной, внешними делами; после избрания на вече епископ должен был ездить в Киев, где архиепископ посвящал его в сан.

По форме Новгородская республика была демократичной. Но демократия в Новгороде была элитарной. Все важнейшие вопросы в жизни Новгородской земли решали несколько боярских семей. Мнение народа использовалось для сведения счетов с противником. Постоянного согласия на вече не было, соперничающие группировки сходились на мосту через реку Волхов, и начинались кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой общественной жизни Новгорода стала постоянная социальная нестабильность, которая сыграет в судьбе Новгорода свою роль.
Новгород стал самым богатым русским городом в период феодальной раздробленности. Но по отношению к другим русским городам Новгород проводил особую политику: новгородцы всегда пытались отгородиться от общерусских проблем, чтобы не делиться своими доходами с другими, более бедными русскими городами. Новгород в хозяйственных связях сближался с южно-балтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. В тот период новгородцы могли окончательно оторваться от других русских земель и превратиться в самостоятельный этнос, но были причины, которые позволили удержать Новгород в составе русских земель. Одной причиной был князь. Должность князя новгородцы сохранили. По сложившейся традиции они продолжали приглашать князя из русских земель. Боярство всячески ограничивало должность князя: князь не имел права селиться в Новгороде, приобретать в Новгороде землю, его доходы ограничивались. Но для народа настоящим, истинным вождем был все-таки не посадник, не тысяцкий, а князь. В трудных ситуациях именно в нем видели и верховного судью, и предводителя войска, и защитника от врагов. Авторитет князя особенно возрастал в военное время. Именно вокруг князя, а не вокруг тысяцкого, сплачивались и дружина, и народное ополчение.
Была еще одна нить, которая связывала Новгород с другими русскими городами - хлеб. Своего хлеба в Новгороде никогда не хватало. Со временем установилась хлебная зависимость Новгорода от других русских городов. Обычно новгородцы приглашали князя из того княжества, откуда поступал хлеб.
Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела драматическое политическое последствие для самого города. К ХV в. власть окончательно оказалась в руках узкого круга новгородского боярства. Это вызвало недовольство широких кругов населения. В это время Москва уже активно вела борьбу за объединение русских земель. К ХV в. под ее властью окажется значительная часть русских земель, кроме основных противников, в том числе и Новгорода. К концу ХV в. натиск Москвы на независимость Новгорода усилился. Новгородские бояре обратились за помощью к правителям соседних католических государств - Литве и Польше. Узнав об этом, Великий Московский князь Иван III предпринял самые решительные меры - в 1471 г. собрал общерусский поход против новгородцев - "отступников к латинству". Бояре Новгорода обратились к населению с призывом оказать москвичам сопротивление. Но за 300 лет вольности население Новгорода устало от боярских усобиц. Новгородцы заняли пассивную позицию. Немногочисленные новгородские полки были разбиты. Независимость Новгорода была окончательно ликвидирована в 1478 г. - вечевой колокол - символ независимости Новгорода - был отвезен в Москву. Сотни новгородских боярских семей были переселены в Москву, а московские - в Новгород.
Таким образом, самая большая по территории и самая богатая русская земля периода феодальной раздробленности - Новгородская - из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на северо-востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.
Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть "Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь". Долгое время в Залесской Руси просто текло время.
Но с IХ - Х вв. начинается славянская колонизация этих мест. Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:

  • здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;
  • земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозема среди лесов; славяне могли заниматься своими исконными занятиями - земледелием и скотоводством;
  • Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий;
  • здесь не было княжеских усобиц.

И в ХI в. здесь уже стояли города - Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром, Рязань. В ХII в. эти земли еще не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали.
В ХII в. начался очень важный в русской истории процесс - перемещение центра государства с юга - из Киева - на северо-восток - во Владимир.
Залесская Русь при Владимире Мономахе. Незначительной в политическом отношении получил эту землю в управление один из младших сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод. Но его сын - Владимир Мономах - смог разглядеть уникальность этих мест. К Залесской Руси он стал проявлять повышенный интерес. Несколько раз объехал свои владения, в 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим именем - Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.
При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.
Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей - Юрия. Юрий как младший сын не мог претендовать на киевское княжение. Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата - 4 апреля 1147 г. - считается датой основания Москвы.
Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и превратилось в самое сильное на всем Северо-Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгорукий".
В 1155 г. он захватил киевский престол. Однако Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами.
Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но прославился другим - как основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева. Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Юрьевичу было уже 30 лет, все эти годы он прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, возможно, поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, вместе со своей дружиной он покинул Вышгород и отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.
Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. По преданию, Андрей тайком увез с собой местную религиозную святыню - икону Богоматери. Когда конь, везший эту икону, оказался рядом с Владимиром, то вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище "Андрей Боголюбский".
Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался от остальных русских князей. После смерти отца бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Так, Ростово-Суздальская земля стала самостоятельным княжеством. Бояре надеялись, что в благодарность Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей сразу же стал укреплять в княжестве свою собственную власть: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нем не стал, вновь ушел на север. Столицу своего княжества он перенес из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. После этого княжество стало называться Владимиро-Суздальским.
Андрей Боголюбский стал возвышать свою столицу. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город - Золотые ворота. Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезенной иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы организовал новый религиозный праздник - Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось "житие", прославление иконы из Вышгорода. Она получит название "Владимирская". Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить ее заступничества.
Андрей Боголюбский попытался учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева, но константинопольский патриарх не дал на это своего согласия. Но уже брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо - Великим Владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.
Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской.
Во Владимире Андрей пережил страшный удар - кончину своего совсем еще молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами. Летописец назвал сына Андрея "вишенкой, срубленной в цвету". В память о сыне безутешный отец решил построить храм. И в 1165 г. руки человеческие сотворили чудо - возник самый поэтичный храм русского средневековья - Церковь Покрова на Нерли. Этот храм считается архитектурным совершенством: мастерам удалось передать глубокую печаль, смирение перед Судьбой, простоту, созерцание. В своем княжестве Андрей вел себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами.
Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории заключается в том, что он гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.
Владимиро-Суздальское княжество в правление Всеволода Большое Гнездо. После смерти Андрея Боголюбского после двух лет междоусобиц на владимирском престоле оказался его брат Всеволод по прозвищу "Большое Гнездо" (у него было 8 сыновей и четыре дочери, и у всех было большое потомство). Всеволод был сыном византийской принцессы. Он был одним их тех, о ком говорили "истинный византиец". Тонкий, умный, дипломатичный, он сумел поладить со всеми своими братьями и сесть на владимирский престол. Укрепившись на престоле, Всеволод продолжил политику своего брата Андрея - в княжестве стал укреплять свою собственную власть. Мятежные бояре были казнены, их имения конфискованы.
Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела в других княжествах - вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, подчинил своему влиянию Рязанское княжество.
Всеволод Большое Гнездо стал именоваться Великим князем. Великим его признали все русские князья. Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Итак, князья Северо-Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику:

  • утверждали свою личную власть внутри своего княжества;
  • укрепляли, возвышали свое княжество;
  • распространяли свою власть на другие русские земли.

Во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.
Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.
Но в памяти народа осталось, как правили владимиро-суздальские князья и к чему это приводило: правили они единовластно, и это приводило к миру и спокойствию в их землях.
В ХIII в. процесс дробления Руси продолжился. Но в Северо-Восточной Руси уже началась встречная тенденция - борьба владимирских князей за объединение русских земель под властью одного общепризнанного князя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция №5. Борьба русских земель и княжеств с монгольским нашествием и крестоносцами в XIII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.