Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №49. Россия во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов

Экономическое и социально-политическое положение России во второй половине 90-х гг. Социально-экономическое положение России во второй половине 90-х гг. продолжало ухудшаться. По мнению авторитетных отечественных учёных-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Руководством России не был разработан план социальной защиты населения в условиях кризиса. Катастрофическое положение складывалось в финансовой сфере, в связи с чем в 1997 г. был принят Закон о секвестировании расходов федерального бюджета (сокращение государственных затрат).
Из года в год не уменьшались размеры внешнего госдолга; ежегодные платежи по нему (с процентами) превышали половину федерального бюджета. Сложившаяся в России к середине 1998 г. социально-экономическая система показала свою неэффективность при первых серьезных испытаниях, начавшихся в мировой экономике.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности российского руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. 17 августа 1998 г. Правительство и Центральный банк РФ сделали заявление о финансовом положении и путях выхода из создавшейся ситуации, объявив о банкротстве страны и установлении моратория на выплату долгов зарубежным банкам. Последствия кризиса были тяжелы для населения страны. Рост цен и инфляции привели к снижению реальных доходов граждан на одну треть. Произошел кризис банковской системы и рынка ценных бумаг. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской системы составили в ценах середины 2000 г. – 100-150 млрд. руб.; федеральный бюджет недополучил свыше 50 млрд. рублей доходов. Только со второй половины 1999 г. российская экономика начала медленно выходить из депрессии.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных граждан, что составляло 12,4 % трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки правительство лихорадочно принимало меры по сохранению рабочих мест, вводились общественные работы.

Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию в стране: уменьшилось население – к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн., сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.

В политической жизни России все более отчетливо проявлялся кризис федеральной власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина, в связи с ухудшением состояния здоровья президента, снижалась его роль в общественно-политической жизни в государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С марта 1998 г. по август 1999 г. на должности председателя Правительства сменились 5 человек: В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин. Смена лидеров правительства не меняла положения дел. Руководством страны не разрабатывалась стратегия развития реформ даже в ближне- и среднесрочной перспективе. Отсутствовали четкие правила взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями власти. В регионах страны – республиках, краях и областях принимались законы, зачастую противоречащие федеральному законодательству. Для выправления ситуации требовалась срочная корректировка курса и ответственные люди во власти.

09 августа 1999 г. Правительство С.В. Степашина было отправлено в отставку указом Президента. Новым премьером стал В.В. Путин, возглавлявший до этого российские органы безопасности. В тот же день в телеобращении к народу Б.Н. Ельцин назвал В.В. Путина своим преемником на посту Президента и высказал пожелание о необходимости избрания Путина на предстоящих в 2000 г. президентских выборах.
Правительство Путина также стало искать пути выхода из кризиса. Планировалось снижение налогов, усиление контроля со стороны государства во внешней торговле. В развитии социальной политики обращалось внимание на повышение пенсий и должностных окладов работникам бюджетной сферы и др. В своей деятельности премьер определил национальные приоритеты, включавшие следующие направления: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности и др. В области внешней политики В.В. Путин заявил о необходимости более широкой защиты национальных интересов страны. Авторитет Путина в течение осени – зимы 1999 г. заметно вырос благодаря бескомпромиссной позиции нового премьера по чеченской проблеме. Путин стал ключевой фигурой, проводившейся с осени 1999 г. контр-террористической операции в Чечне.
Выборы в Государственную Думу III созыва и президентские выборы 2000 г.
19 декабря 1999 г. в России состоялись очередные выборы в Государственную Думу III созыва. Избирательная кампания вызвала значительный подъем социальной активности населения. В ней приняли участие многие известные по прежним выборам объединения и партии: «Наш дом – Россия», КПРФ, ЛДПР, «ЯБЛоко». На политической арене появились новые политические силы: «Отечество – вся Россия» (лидеры Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков, М.Ш. Шаймиев), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада). Проправительственные силы представлял блок «Единство» во главе с обладавшим большим авторитетом в обществе министром РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу. Блок «Единство» заявил о себе как политическое движение, поддерживающее действия правительства В.В. Путина. Результаты выборов выглядели следующим образом: наибольшее количество голосов получила КПРФ - 24,22%; правительственный блок "Единство" - 23,3%; блок "Отечество - вся Россия" – 12, 64%; "Союз правых сил" - 8,72%; "Яблоко" - 6,13%; "Блок Жириновского" - 6,08%.

Хотя Председателем Государственной Думы III созыва вновь был избран Г.Н. Селезнев в целом состав Государственной Думы III созыва оказался более проправительственным, чем предыдущий, что позволяло будущему Президенту России начать работу в спокойной обстановке.
После убедительного успеха на парламентских выборах проправительственного блока «Единство» Президент РФ Б.Н. Ельцин принял решение об отставке с поста главы государства. В соответствии с действующей конституцией исполняющим обязанности президента до выборов стал премьер-министр В.В. Путин.

В своей программной статье «Россия на рубеже тысячелетий», опубликованной в конце декабря 1999 г., В.В. Путин отметил, что в основе нового этапа развития страны должны лежать не только рыночные отношения, но и патриотизм, державность, социальная солидарность. Путин призвал граждан к созданию в рамках Конституции РФ 1993 г. сильного федеративного государства – демократического, правового, дееспособного.

26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах победу уже в первом туре голосования одержал В.В. Путин. Он набрал – 52,9 % голосов, его основной соперник лидер оппозиционной КПРФ Г.А. Зюганов – 29,2 %.

07 мая 2000 г. состоялась необычайно торжественная церемония инаугурации (вступления) в должность нового Президента России.

Смена рукодства страны на рубеже 1999-2000 годов завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в её общественно-политическом и социально-экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №46. Внешнеполитическая деятельность команды М.С. Горбачева | Лекция №51. Аграрное положение России на рубеже XX-XXI в. Проблемы развития отечественного сельского хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.418 сек.