КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Гегеля о государстве и праве
Политико-правовая доктрина А.де Токвиля. Политико-правовая доктрина Ж.де Местра. Политические теории Нового времени. Политические идеи европейского средневековья. Политическая мысль древности. 4.Политические течения конца XVIII – XIX вв.
Положения ГОСТ: История политических учений.
Основные понятия: Общая характеристика политической мысли древности, политическая и правовая идеология Древней Индии, политическая и правовая мысль Древнего Китая, политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме, теократическая доктрина Августина Блаженного, учение Фомы Аквинского о государстве и праве, Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.Руссо, консерватизм, Э.Берк, либерализм Д.Милль, социализм, принципы марксизма.
Темы рефератов:
Литература по теме: 1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005. 2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005. 3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004. 4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007. 5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006. ВОПРОС 1: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНОСТИ»
Основные понятия: Общая характеристика политической мысли древности, политическая и правовая идеология Древней Индии, политическая и правовая мысль Древнего Китая, политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме.
Общая характеристика политической мысли древности: Первые элементы рационалистической рефлексии о природе политики возникают в I тыс. до. н.э. в древних культурах Индии, Египта, Китая, Греции и Рима. В этот период, под воздействием экономического и культурного переворота, вызванного, в первую очередь, распространением железных орудий, развитием товарно-денежного обмена, быстрой имущественной и социальной дифференциации, происходит определённая трансформация традиционных креационистских мифов, объяснявших божественное происхождение государства и царской власти, а также их места в мироздании. Культурам древневосточных деспотий, именно так называли форму правления в государствах Древнего Востока, был свойственен глубокий консерватизм и традиционализм. Любые попытки осуществления реформ проводились под флагом реставрации «древней справедливости». В идеологии древнейших традиционных обществ преобладали следующие черты: ─ мировоззренческий униформизм, т.е. единство взглядов правителей и управляемых; ─ глубокий пессимизм в восприятии окружающей действительности; ─ негативное отношение к самой возможности социальных изменений и пассивность; ─ ритуализированность, закрепляющая существующий порядок вещей.
Политическая и правовая идеология Древней Индии: Отправной точкой формирования политико-правовой идеологии древнеиндийского общества послужили священные тексты Ариев, оформленные на рубеже II – I тысячелетий до н.э. в виде Вед, которые представляли из себя сборники (самхиты) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимном и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях. Брахманизм (стал прямым наследником ведической религии) – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики в рамках которой появились сословия – Варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудра (неполноправных и рабов). Все Варны должны были строго следовать дхарме (божественно предустановленным законам, долгу, обычаям и правилам). Идеологией брахманизма, регулирующей индивидуальное и социальное поведение индийцев, была концепция кармы, которая рассматривалась как сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующего рождения. Буддизм – своего рода альтернативная доктриной эзотерической мудрости брахманов. Его центральным положением была выдвинута идея освобождения человека от страданий посредством отказа от желаний, отрешения от земной суетности. Буддийские идеи равенства людей вне зависимости от Варн и каст, добродетельного правления монарха, терпимость, культ этики, способствовали успеху нового учения. Индуизм – религия, впитавшая элементы брахманизма, буддизма и некоторых других верований, стал следующим этапом развития индийской общественной мысли связан. Политическая и правовая мысль Древнего Китая: Для истории политических и правовых учений Древнего Китая основной интерес представляют конфуцианство и легизм. Конфуцианство (от Конфуция) – представляло собой этико-политическую доктрину основанную на концепции «Неба», согласно которой человек, наделённый небом (т.е. высшей духовной силой, определяющей природу и человека) определёнными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня «благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдавшего этикет, доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Конфуций выступал за чёткое иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которых должна служить семья. Семья – это малое государство, а государство – это большая семья. Социальный идеал мыслителя нашёл отражение в его знаменитой формуле: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государём, чиновник – чиновником». Общество должно состоять из двух категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества служила степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы, но фактически высшее сословии чиновников было отделено от простого «народа» труднопреодолимой преградой – грамотностью (знанием иероглифов). Легизм. Процесс превращения конфуцианства в официальную доктрину централизованной китайской империи проходил в соперничестве с законниками- легистами, учение которых резко отличалось от него. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат не столько даже просто писанного закона, сколько приказа начальства, официально санкционированного регламента, сила и авторитет которого должны держаться на палочной дисциплине и жёстких наказаниях. Согласно легистким канонам, разрабатывают законы мудрецы-реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. Если конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, ориентировавшись на прошлое, то легизм выше всего ставил административный регламент, базировавшийся на авторитарной деспотии.
Политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме: Наивысшее развитие рационалистической политической теории произошло в Древней Греции, ставшей в известном смысле родиной политической науки. Объяснением этому является уникальный характер созданной греками в VIII – VII вв. до н.э. политической организации – демократического полиса, главным отличием которого являлось то, что гражданский коллектив, формирующий народное собрание, совещательные и судебные органы, побуждал практически всех свободных членов общества к активному участию в них, а следовательно и в политической жизни.
Софисты: многочисленные школы риторики возникли в период наивысшего расцвета полиса (V – IV вв. до н.э.) в Афинах и других городах Греции, в которых граждане могли обучиться основным приёмам политического искусства. Первыми софистами стали Протагор, Продик, Горгий, Гиппий и др.: - вступали против традиционных идеологических ценностей античного полиса; - отстаивали независимую интеллектуальную позицию индивида в отношении любых предписаний и установлений; - считали, что, справедливость, законы, религиозные верования не являются раз и навсегда данными, но представляют собой следствие некоего соглашения, условия которого могут изменяться в различные времена в разных государствах; - сформулировали концепцию исторического прогресса, согласно которой государственность возникла в ходе исторического процесса и является продуктом «общественного договора», а различные законы могут быть усовершенствованы.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – один из выдающихся мыслителей во всей истории философии, автор более 30 сочинений, в которых важное значение уделял своим взглядам на общество и государство, являясь представителем консервативных идей, решительно выступал против софистов: - единственно правильное и истинное государственное устройство – аристократия; - аристократия основана на 4-х добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости; - аристократия реализуется на практике только при условии правления философов; - существуют некие идеальные принципы управления государством и обществом; - опровергал софистскую теорию общественного договора доказывая, что государство – есть система связей между людьми, и возникает оно из потребностей, которые люди могут удовлетворить совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда; - политика является достоянием только философов и частично воинов (стражей); - правителей необходимо воспитать; - деградация аристократии приводит к тимократии (власти честолюбцев) и далее к олигархии, демократии и, наконец, тирании.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – один из основоположников политической науки,, ученик и продолжатель идей Платона, его основное произведение «Политика» посвящённое общественно-политическому устройству: - «Государство принадлежит тому, что существует по природе… и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живёт вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек»; - политика является высшей наукой; - первым сформулировал идеи зависимости политического устройства от размеров территории, численности населения и характера граждан; - разделил формы политического устройства на правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия).
Цицерон (106 – 43 гг до н.э.) – выдающийся римский философ, защитник римских институтов и политических нравов: - основывается на двух идеях: ▪ справедливость осуществляется в государстве путём принятия наилучшей конституции; ▪ законы – ничто без людей, которые могут эти законы уважать; - наилучшим является государство со смешанной конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и народную разновидности власти; - высшим гарантом равновесия должен стать принцепс – главное лицо в государстве, примиряющее конфликтующие стороны; - отклонение от нравов предков несёт угрозу тирании. ВОПРОС 2: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Основные понятия: Теократическая доктрина Августина Блаженного, учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
Теократическая доктрина Августина Блаженного (354 – 430 гг.): Явилась определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказала влияние на всю христианскую Западную Европу: - познание бога и божественной любви единственная цель и ценность человеческого духа; - природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности; - бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы; - правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им по крови, т.е. по наследству, ни по выбору – власть принадлежит им по воле бога, который делегирует её каждому народу; - выбор формы правления считает делом второстепенным: любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии; - светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью, любое вторжение одной власти в сферу другой опасно; - государство обязано защищать церковь от её врагов, варваров и еретиков, а церковь должна воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности; - церковная власть выше светской, т.к. только церковь является истинным государством, она основана на самоотверженной любви человека к богу; - государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме, государство – царство греха.
Учение Фомы Аквинского о государстве и праве: - ставил целью формально-логическими рассуждениями доказать истинность основных положений римско-католической религии; - мир – это божественная иерархия форм, из которых высшие дают жизнь низшим. Во главе этой иерархии стоит Бог, духовный мир возглавляется папой (наместником Бога). Также организовано и общество, где подданные подчиняются церкви, а рабы - господам; - проблемам политики и права государства посвящена его работа «О правлении государя» где утверждается, что государство является генетически более ранним явлением, чем организующие его граждане и представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом; - разработал теорию закона. Закон – веление разума, который должен быть направлен на общественное благо. Различает: вечный, естественный, человеческий и божественный закон, из которых наиболее несовершенным является человеческий; - право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития; - из всех форм правления наилучшей является монархия, а деятельность монарха схожа с активностью Бога; - придаёт решающее значение началу государственной власти и призывает граждан к повиновению, в свою очередь государственная власть должна подчиняться религиозной. ВОПРОС 3: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
Основные понятия: Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.Руссо.
В период формирования национальных государств перед политической теорией встали совершенно новые задачи. Гуманистический идеал самодовлеющей личности в области политической мысли выражается в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителя.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527): - его называют основателем реалистического направления в политической теории, создавшим концептуальную базу прагматического подхода к политике; - Макиавелли рассматривается в литературе, как мыслитель, отделивший политику от этики и религии, как защитник принципа «цель оправдывает средства»; - первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям античных авторов; - его главное произведение «Государь» (1520 -1525) посвящено описанию принципов создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, при этом акцент делается на поведении политического лидера; - сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха: · 1-й – действиями людей правит честолюбие и стремление к власти, поэтому необходимо выяснить, какой социальный слой более честолюбив, т.е. желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жёсткость; · 2-й – умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадёшь в зависимость от подчинённых. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло – признак твёрдости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы её удержать, надо быть жестоким; · 3-й – творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. - Макиавелли выводит величие правительства прежде всего из его способности объединить максимально обширную территорию, обеспечить порядок и стабильность; - если в спокойные времена стабильность и единство достигаются в ходе постепенного развития с участием всего гражданского коллектива, в чрезвычайных ситуациях необходима «сильная рука»; - осуществляя спасительные меры, государь не связан никакими моральными нормами или правилами поведения, он – диктатор во имя общественного блага, а не деспот, который действует для собственного удовольствия и выгоды; - Концепция свободы – свобода недопустима в период кризиса, ибо она противоречит безопасности. В спокойные времена она, напротив, тождественна безопасности, поскольку способствует развитию и укреплению духа гражданственности. В этом случае управление без неё не возможно, поскольку только в свободном состоянии люди могут принимать участие в политической жизни. Основой свободы является закон и право. Поэтому при свободном положении дел народные режимы имеют высшую силу. В исключительной ситуации немедленный расчёт и принятие решений, на которые способен только наделённый чрезвычайными полномочиями правитель, являются более ценными, чем формальная и медлительная процедура народовластия. - Макиавелли был защитником монархических принципов правления. Жан Боден (1530 – 1596): - был защитником монархической власти и развивал свои политические идеи в работе «Шесть книг о государстве» (1577); - развивал свои политические идеи в теснейшей связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права; - отвергал идею, согласно которой универсальные принципы могут применяться непосредственно, составляя конкретную систему права, т.к. нельзя забывать о различиях в ситуациях: образ жизни людей, окружающие их обстоятельства; - предвосхитил идеи о влиянии климата на государственное устройство у разных народов; - государство основано не на инстинкте, а на силе, естественным атрибутом которой является власть, основанная на неравенстве людей; - цель существования государства – достижение блага, реализация которого требует централизованной и мощной власти, призванной достичь и поддерживать единство; - суверенитет – авторитет государства – высшая власть над обществом, не ограниченная законом, он вечен и неделим. Будучи постоянным атрибутом власти, он по праву принадлежит королевской семье и должен передаваться по праву наследования. Следовательно, узурпатор и бунтовщик не могут стать легитимными суверенами и требовать подчинения у сообщества.
Томас Гоббс (1588 – 1679): - в политическом трактате «Левиафан» (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством; - разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе и отвечающую на вопрос «Как возможно общество?»; - люди рождаются не способными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); - гражданское общество порождено страхом одних перед другими, что обусловлено естественным состоянием людей – «войной всех против всех», абсолютным соперничеством индивидов в борьбе за существование, власть и счастье; - страх не разъединяет, а напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности, наилучшим удовлетворением которой является государство – Левиафан – или единственная власть, всегда превышающая власть индивидов; - реализация принципов государственности на практике возможна только путём общественного договора, который должен быть всеобщим и взаимным; - в результате общественного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно ограничивают свою личную свободу, получая взамен надёжную защиту; - власть как бы соединяется в единую массу и передаётся одному человеку или корпорации правителей, которые используют её для общественного блага; - никто от ныне не может рассматриваться как равный перед наделённым абсолютной властью правителем. Подданные не могут его контролировать, т.к. монарх сосредоточивает в своей персоне всё то, чем люди когда-то владели в природном состоянии.
Джон Локк (1632 – 1704): - разработал теорию конституционных ограничений абсолютной власти; - в своих основным политических работах – «Два трактата о правлении» (1690) и «Письма о терпимости» (1685), выступает как теоретик парламентского правительства и демократии, оппозиционно настроенный к любым попыткам ущемления прав народных представителей со стороны любой династии; - использует фикцию природного состояния диаметрально отличную от гобсовской: первобытные люди были счастливы, разумны и добры; природному состоянию свойственно равенство, поскольку разум сам по себе не даёт никакого оправдания для неравенства; люди обладали неотъемлемыми правами: на жизнь, на невмешательство в жизнь окружающих, свободой, на собственность; - государство и власть возникают не как антиподы природному состоянию, но как логическое его развитие, как результат стремления устранить при помощи справедливых законов, беспристрастного суда и правительственного авторитета свойственные этому состоянию недостатки; - люди создают государство путём заключения двойного договора: а) каждого индивида со всеми остальными на индивидуальной основе о передаче своих природных прав сообществу; б) с самим государством о сохранении за индивидом его естественных свойств и прав – жить свободно, наслаждаться собственностью; - следствие договора является установление «правила большинства», гарантирующего защиту индивида от любой тирании путём создания соответствующей процедуры принятия законов на основе мажоритарного (большинством) согласия; - наиболее безопасной формой власти является представительная демократия: правление осуществляется при помощи законодательной деятельности народных избранников, периодически в ходе выборов дающих отчёт избирателям и находящихся, следовательно, под их контролем; - Локк разрабатывает теорию разделения властей: законодательная власть, и исполнительная власть, существующая для реализации законов. В случае возникновения противоречий приоритет принадлежит парламенту. Вместе с тем, не затронул проблемы независимости судебной власти.
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755): - в работе «О духе законов» задаётся целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов определённый порядок; - цель государства – благая жизнь сообщества; цель правления – приспособление универсально признаваемых принципов справедливости (естественного права) к особенностям того или иного народа; - идеальные условия человеческого существования никогда не могут быть достигнуты в силу чисто психологического свойства – людьми управляют многие вещи: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; - считал, что наилучшей формы государства не существует, настаивая не невозможности абстрактного подхода к данной проблеме, т.к. на различные аспекты социально-политической и экономической жизни оказывает влияние климат, географическая среда, численность населения и др. (теории географического детерминизма); - разделил формы правления на республиканские, монархические и деспотические; - разрушение господствующего принципа государства ведёт к его краху и исчезновению; - в поисках механизма обеспечения свободы человека разрабатывал теорию разделения властей: неоправданная концентрация власти не допустима; законодательная, исполнительная и судебная власти не могут осуществляться одним и тем же лицом; носители отдельных видов власти должны быть независимы в своих действиях; независимость становится основой для взаимного сдерживания, создаётся система противовесов. Жан Жак Руссо (1712 – 1778): - основой политической теории Руссо является учение о суверенитете как осуществлении общей воли, выступающей источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. - в трактате «Об общественного договоре» (1762) выступил противником парламентской системы и обосновывал концепцию корпоративной демократии, согласно которой народ не может передать законодательную власть какому-либо индивиду или группе индивидов действующих в его интересах, поэтому необходимо соблюдать принцип прямого народного правления, выражающийся в непосредственной демократии, а представительная демократия недопустима; - концепция природного состояния: человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен; первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех; период выхода из состояния дикости, когда человек становится существом общественным, представлялся ему самой счастливой эпохой – «золотым веком»; - цивилизация, будучи продуктом интеллекта, приносит людям только зло, разрывая узы взаимопомощи и порождая погоню за собственностью и своекорыстие; беды человечества возникают по мере усиления социального неравенства, вследствие присвоения всего немногими и заключения с неимущими общественного договора, основанного на неравенстве и несвободе неимущих; - обосновывает законность революционного переворота: народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и «вернуть себе свободу», поскольку рабство противно самому естеству человека; - концепция «общественного договора » представляет попытку установить, каким образом люди, вынужденные жить в государстве, могут воспользоваться его преимуществами, соединяя их с добродетелями первобытного человека – путём повиновения законам, которые необходимо создать заново. Согласно договору, каждый индивид уступает целому все природные права и становится таким образом подданным этого целого, при этом индивид остаётся свободным, поскольку он включён в это целое, которое по самому характеру договора без него не может быть таковым. Целое – всеобщая воля, которая и является государством; - устранение неравенства может быть устранено только путём передачи прав всех отдельных людей обществу в ходе процесса голосования, когда интересы отдельных лиц нейтрализуются и обосновывается общая воля; но Руссо не разрешил вопроса обеспечения участия каждого без исключения индивида в принятии законодательных решений; - также Руссо попал в логический тупик пытаясь ответить на вопрос: кто может и должен сказать – что является всеобщей волей в огромном количестве случаев, когда единство недостижимо, в следствие чего изменил свою аргументацию, утверждая, что, даже если общая воля и воля всех различаются концептуально, тем не менее, во многих реальных ситуациях воля большинства может рассматриваться как всеобщая или, по крайней мере, максимально к ней приближённая; Таким образом, начав с крайнего индивидуализма, Руссо заканчивает полным коллективизмом, безоговорочно подчиняя индивида государству. ВОПРОС 4: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ КОНЦА XVIII – XIX вв.»
Основные понятия: Консерватизм, Э.Берк, либерализм Д.Милль, социализм, принципы марксизма.
В конце XVIII в Западной Европе сложились основные направления политической идеологии: консерватизм, либерализм и социализм. Эти направления могут рассматриваться как идеологическое следствие промышленного переворота охватившего в XIX в. весь континент. В рамках каждого из них развивались многообразные течения, что нередко затрудняет определение ключевых понятий, от которых пошли названия самих течений.
Консерватизм: Становится интегральным элементом европейской политической мысли в первой половине XIX века, хотя философское обоснование получает в 1790 г. в памфлете английского философа Эдмунда Берка (1729 – 1797) «Размышления о революции во Франции»: - выступил против абстрактного рационализма, разрушающего общественную мораль и традиции и открывающего путь к катастрофе. Абстрактные принципы могут разрушить государство и привести к общественному хаосу, т.к. проистекают из индивидуальных желаний и предполагают сомнительную возможность создать общество на основе чистого интеллекта в абстрактном, лишённом временных и пространственных характеристик мире; - люди живут в мире, где настоящее всегда обусловлено прошлым, которое обладает собственным независимым существованием в традиции; - человеческие дела должны развиваться постепенно и упорядоченно, внезапные изменения могут только расстроить и разрушить традиционный порядок; - политик должен соблюдать крайнюю осторожность, основывать свой реформизм на внимательном изучении прошлого; - государство – не машина, а организм, который не существует отдельно от своих членов, а люди – сложные создания, обусловленные географией и историей; Эта консервативная политическая философия составила основу трудов: Французов – Бональда, де Местера, Шатобриана, англичан – Кольриджема, Соуси, немцев – Галлера, Савиньи, Гегеля и др.
Либерализм: Центральным пунктом либеральной политической теории является обоснование свободы индивида. Вильгельм Гумбольд в сочинении «Государство и его пределы» (1792) и Бенжамен Констан провели фундаментально различие между свободой в современном и античном мире. Джон Стюарт Милль в своей книге «О свободе» (1859) поставил вопрос о «пределах власти, законно осуществляемой обществом над индивидом»: - выступает против абсолютизма и форм власти, которые принимают решения без обсуждения их с обществом; - помимо свободы необходим дух терпимости как в религиозной сфере, таки и в политической; - концепция единства человеческого рода и одинакового призвания людей к свободе, равенству и безопасности, независимо от расы, религии и классовых различий; - либеральный политических режим характеризуется как гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти; - пределы вмешательства государства определяются неотчуждаемым правом собственности; Либеральные принципы были развиты А.де Токвилем (1805 – 1859) в книге «О демократии в Америке» (1835) и вылились в фундаментальный вопрос – как защитить свободу в эпоху победы демократического начала в политической жизни. Социализм: У основателей современного социализма А.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна встречаются различные, зачастую совершенно несхожие представления о государстве и политике, которые, однако, сводятся к одному знаменателю – свободе и равенству. Р.Оуэн считал бесполезным делом конструирование политического идеала, поскольку надобность в государстве исчезает после утверждения строя общности. Ш.Фурье, отстаивая положение о главенстве экономики над политикой, развивал идею о бесполезности политики и политической деятельности вообще. Представляемая им идеальная общественная организация – федерация кантов и фаланг, не предусматривает ни централизованной власти государства, ни какого-либо вмешательства во внутреннюю жизнь фаланг. Сен-Симон, напротив, в качестве цели будущего политического устройства выделял создание единой хозяйственной и общественной системы, управляемой из единого центра. В этой системе, в управлении которой решающую роль будет играть научно обоснованный план, а не произвол и случай, исчезнет извечная проблема управляющих и управляемых, а политическая власть, как исторически бесперспективная, должна уступить место власти административной. Среди ближайших последователей великих утопистов-социалистов, можно особенно выделить сторонников коммунистического направления ( Э.Кабе, В.Вейтлинга, Т.Дезами и др.), создававших проекты идеальной республики, основанной на принципе равенства, доведённого до абсолюта. К.Маркс и Ф.Энгельс разделяли глубокое убеждение в ненужности государства и политики в будущем бесклассовом обществе. Политическая теория марксизма развивалась инструментально, т.е. государственный аппарат и политика, как форма участия людей в социальном процессе, рассматривались по преимуществу в качестве орудий разгрома пролетариатом классовых противников, завоевания и удержания власти. И современное государство, и все предшествующие ему типы государственности оценивались прежде всего как формы диктатуры имущих классов, на смену которым, в полном соответствии с историческими законами, должна прийти диктатура пролетариата, сама в свою очередь являющаяся орудием построения неполитического сообщества. Принципы материалистического учения об обществе: 1.Признание закономерности общественного развития – означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2. Принцип детерминизма – признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. 3. Принцип поступательного прогрессивного развития общества – реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. 4. Принцип развития общества как естественно-исторического процесса - закономерен, необходим, объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. В то же время представляет собой результат деятельности людей. 5. Принцип партийности – социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций её авторов. В результате реализации этого принципа, научные исследования об обществе могут быть крайне идеологизированными, односторонними и необъективными. Как правило, результаты и выводы исследований попадали в зависимость от интересов правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |