Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация специальных способностей




Среди функциональных асимметрий правого и левого полушарий головного мозга, наиболее существенным для проявления специальных способностей является деление отображения мира на образный и словесно-понятийный. Как говорилось выше, все центры речи сосредоточены в левом полушарии, а все уровни образного отображения (образы ощущения, восприятия, памяти, представления) обеспечивает правое полушарие. То есть мы имеем дело с двумя индивидами в одной личности: левополушарным и правополушарным. Учитывая деления предложенные И. П. Павловым и, учитывая современные знания о функциональных асимметриях, можно говорить, что "художник" это тип с полным преобладанием правого полушария над левым. И наоборот, "мыслитель", это тип с полным преобладанием левого полушария над правым. Для "среднего" типа выполняется соотношение Л - П, то есть функции правого и левого полушарий не уступают друг другу. В области возрастной и педагогической психологии подмечено, что специальные способности в редких случаях начинают проявляться по мере установления преобладания функций левого или правого полушария. Это отвечает сроку вхождения индивида в фазу подросткового возраста. Из этого периода в общеобразовательной школе начинается углубленное и дифференцированное преподавание естественных и гуманитарных предметов. Встречаясь с дифференциацией предметов, ученики проявляют собственную симпатию или антипатию, которая обусловлена их пониманием или непониманием. Такое внутреннее восприятие или невосприятие, как раз и обусловлено спецификой функционального преобладания правого или левого полушарий головного мозга ученика. С другой стороны, учителя не могут понять, почему даже сильные в младших классах ученики резко снижают познавательную активность по гуманитарным или естественным предметам. Последнее порождает такое отрицательное явление, как педагогический экстремизм. К сожалению, в нашем государстве еще отсутствует нормативный документ, который запретил бы педагогический экстремизм, рожденный невежеством учителей общеобразовательной школы.

Изучая степень преобладания функций левого- правого полушарий и сравнивая ее с проявлением специальных способностей, можно утверждать, что успешность овладения гуманитарными или естественными предметами обусловлена именно степенью преобладания. По степени преобладания можно выделить наиболее ярких представителей левополушарного или правополушарного типа. Исследования показывают, что в случае полного преобладания левого полушария мы имеем дело с "чистым" гуманитарным типом, а правого - с "чистым" естественным типом.

Таблица. Проявление симпатий в обучении у индивидов с полным преобладанием функций полушарий головного мозга.

Тип преобладания      
Л» П   Л «П  
Любимые предметы в школе Нелюбимые предметы в школе Любимые предметы в школе Нелюбимые предметы в школе
Язык, литература, иностранный язык Математика, физика Математика, физика Язык, литература, иностранный язык

Справедливо было подмечено, что люди делятся на "физиков" и "лириков". В приведенной таблице, конечно, перечислены не все предметы, которые изучались в школе, а лишь наиболее (наименее) любимые. Если предложить выпускникам общеобразовательной школы разложить все предметы на две колонки (нравятся - не нравятся), то операция разложения будет выполнена в соответствия с функциональным преобладанием левого или правого полушария. Исследование, проведенное на репрезентативной выборке показывает, что коэффициент вкуса из общего количества предметов у среднестатистического ученика приближается к значению 0,5. Это говорит о том, что проявление познавательной активности ограничивается не "ленью", а реальной зависимостью специальных способностей от функционального соотношения между правым и левым полушариями мозга. Иначе говоря, проявление специальных способностей носит строго обусловленный выборочный характер. Это и есть то "внутреннее" через которое преломляется внешнее, а из последнего отбирается только то, что определяет и создает "внутренний мир" личности с собственным комфортным существованием.

Конечно, "чистые" левополушарные или правополушарные типы в природе не существуют. Это такая же абстракция, как и "чистые" общие типы. "Чистый" полушарный тип можно созерцать лишь при полном торможении функций одного из полушарий. В реальности для обеспечения познавательной активности у каждого индивида работают одновременно оба полушария, которые дают возможность любому из нас отображать внешний мир на образном и словесном уровне. Поэтому проявление специальных способностей прежде всего определяется степенью преобладания левого или правого полушария.

Степень преобладания может быть условно названа функциональной мощностью полушария. Так,.известно, что А. С. Пушкин, во время обучения проявил полную неспособность к математике. Но он известен как гениальный поэт (в современной школе в силу педагогического экстремизма, он бы не закончил обучения). Уже такое простое сравнение разрешает прийти к заключению, что мощность левого полушария у индивида Пушкина была намного выше, чем мощность правого полушария. И. П. Павлов был, наоборот, правополушарным, что проявилось в направленности познавательной активности на естественные науки. Известно, что И. П. Павлов получил за исследование физиологических механизмов пищеварения Нобелевскую премию. Напомним, что Павлов и Пушкин приближались к "чистым" холерикам, но, исходя из проявления специальных способностей у Павлова мощность правого полушария значительно преобладала над мощностью левого. Исходя из накопленных данных о проявлении специальных способностей в познавательной деятельности, следует отметить, что полное и частичное преобладание функций правого и левого полушарий выступает как совокупность специальных задатков индивида. Так, на основе преобладания мощности левого полушария могут сформироваться языковые, лингвистические, литературные, поэтические, журналистские способности, способности к историческим, философским и юридическим наукам. На основе преобладания мощности правого полушария могут сформироваться способности к математическим, физическим, биологическим, химическим, медицинским, геологическим наукам. Кроме того, большая мощность правого полушария выступает одним из важных условий для формирования художественных и музыкальных способностей. Из изложенного вытекает, что специальные способности могут сформироваться на базе одних и тех же задатков, которые в свою очередь говорят о многогранности последних.

Известный интерес составляют индивиды, у которых одинаково высокая степень мощности правого и левого полушарий головного мозга. Такие индивиды могут успешно действовать, как в гуманитарном направлении, так и в естественном, или проявлять специальные творческие способности, обусловленные функциями левого и правого полушария. Так, известный скульптор и художник Микельанджело проявлял большие поэтические способности. Подобное проявление способностей к естественным наукам и поэтические способности наблюдались у М. В. Ломоносова. Чрезвычайно мощными можно считать большие полушария головного мозга у Тараса Шевченко, что проявилось в художественных и поэтических способностях. Но таких индивидов в человеческой популяции природа создает довольно редко. Поэтому надо обратить внимание на то, что специальные способности не могут в полной мере развиться без общих умственных (интеллектуальных) способностей. Это положение отстаивали Г. С, Костюк, С. Л. Рубинштейн и прочие психологи. Так, если у индивида общий интеллектуальный потенциал высокий и реализуется в познании и понимании, то выбор направления реализации будет определяться специальными задатками, то есть право-левополушарной асимметрией. Возьмем, например, выпускников школ, которые приходят поступать в университет и имеют золотую медаль. Это действительно умственно способные субъекты. Но одни выбирают физический факультет, другие - романо-германский; одни поступают на механико-математический факультет, другие - на исторический или юридический. Общие умственные способности отмечены одинаково (золотая медаль), а направленность их реализации разная. Последняя определяется, во-первых, специальными задатками, а, во-вторых, той жизненной встречей с личностью учителя, который просветил направление поиска и реализации личностью собственного общего и специального потенциала.

Конечно, в границах соотношения общих и специальных задатков и способностей надо рассмотреть такие понятия, как одаренность, талант, гениальность. Под одаренностью часто понимают проявление общих и специальных способностей на ранних этапах онтогенеза. Так, известно, что В. А. Моцарт начал писать музыку в пять лет, А. С. Пушкин начал сочинять стихи в семь лет, Гаус в шесть лет проявил способности к математике, известный психолог Жан Пиаже в шестилетнем возрасте имел первую научную публикацию, в которой описал поведение воробья-альбиноса. Но можно привести много примеров когда одаренность личности проявляется в зрелом возрасте. Исследователи одаренности сходятся на том, что, даже если индивид не проявляет общих и специальных способностей на ранних этапах онтогенеза, но в его поведении наблюдаются характерные для более зрелого возраста действия и поступки, то такого индивида можно считать одаренным. Американские психологи выделили ряд признаков, присущих поведению одаренных детей. Среди них наиболее показательными следует считать постоянное выяснение причинно-следственных связей между вещами окружающего мира, желания выяснить как та или другая игрушка сконструирована, яркие (живые) представления, преувеличенные страхи, увлечение сложными играми, безкомпромисность, размышления над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, жизнь в космосе, повышенная чувствительность и прочее. Эти дети, как утверждают психологи, требуют большого внимания со стороны родителей, воспитателей, учителей и доставляют не меньше хлопот, чем дети со скрытой умственной отсталостью. Исходя из собственных исследований, можно сказать, что у одаренного ребенка собственные часы по качеству максимально приближаются к очень "хорошим", а большие полушария головного мозга работают в режиме высочайшей мощности.

Под талантом понимают такое проявление одаренности личности, которая делает ее известной общественности и приносит признание общества. Гениальность личности проявляется в решении такой задачи, которая делает переворот в науке, прокладывает новый путь к познанию законов. Гениальность имеет свою историческую обусловленность, то есть одаренной личности удается решить задачу, которую сформулировали предшественники, но не нашли соответствующего решения. Поэтому одаренная, талантливая личность может быть определена как гениальная лишь в историческом масштабе существования человечества.

Дифференциация психосоматических "факторов риска"

В одной из предшествующих тем подчеркивалось, что наследие Гиппократа еще далеко не исчерпано. Так сложилось исторически, что основная идея Гиппократа о психосоматическом единстве, как основной фактор темперамента, была вульгарно обезображена. Имеется в виду то, что Гиппократ будто бы разделил людей на четыре типы по превосходящей жидкости в организме. По сути дела, Гиппократ, имея огромный собственный опыт наблюдения за больными, выделил четыре типа темперамента по "превосходящим" болезням. В "Лекциях из истории медицины" профессор Ф. Р. Бородулин приводит взгляд Гиппократа на перераспределение типичных болезней. Согласно Гиппократу, холерики болеют своими болезнями, а флегматики, противоположными болезнями. Вот почему в схеме Гиппократа эти типы противоположны. Далее, Гиппократ подчеркивает, что сангвиники болеют своими болезнями, но по проявлению протекания болезни близкие к холерикам. Меланхолики болеют своими болезнями, а проявление похоже с проявлением у флегматиков. Так появилась линейная схема типов темпераментов Гиппократа. Он считал, что типичные "превосходящие" болезни обусловлены составом психики индивида. Но, будучи материалистом по собственному мировоззрению, Гиппократ говорил, что психический состав индивида зависит от преобладания одного из четырех соков (материальная основа) в его организме. С другой стороны, по Гиппократу, преобладание одного из четырех соков определяет "превосходящую" болезнь. Содержание идеи о существовании четырех типов со своими "превосходящими" болезнями состоит в том, что признак того или другого заболевания в зачаточных формах можно обнаружить и у здоровых индивидов этих групп, задолго до его проявления в клинической форме. С точки зрения современной медицины "превосходящие" болезни получили название хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ). Современная медицина также официально пришла к признанию факта, что все причины ХНЗ надо искать не во внешних, а во внутренних процессах индивида, учитывая проявление последних в поведении личности. Так в медицине возникло учение про "факторы риска", в которые входят конституциональные и поведенческие признаки, связанные с типом индивида. К заболеваниям типа "ХНЗ" относятся болезни печени, желчного пузыря, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и половой системы, желудка и кишечника. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) на первом месте среди ХНЗ находятся сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). От них страдает ¼ взрослого населения земной шара. Они - причина каждой второй смерти, каждой третьей инвалидности. Поэтому внимание медиков всего мира приковано к проблеме ССЗ. Совместно с психологами медики ведут исследование по изъятию "факторов риска", которые будто бы приводят к инфарктам. Таких "факторов" насчитывается около тридцати. Среди них находятся уже известные нам конституциональные отличия (чрезмерный вес, ожирение), висцеральные отличия (арте- риальная гипертония), поведенческие отличия (курение, конкурентность, спешка) и типологические отличия (часто скрытая агрессивность, повышенная или высокая тревожность). Не смотря на детальное исследование "факторов риска", ученые приходили к выводу, что ими можно объяснить лишь половину случаев заболеваний ишемической болезнью сердца или ее клиническую форму - инфаркт. Эти неудачи следует объяснять небрежным отношением к наследию Гиппократа, его взглядам на психосоматическое единство индивида. Возвращаясь к "факторам риска", не трудно понять, что все они входят именно в психосоматическое единство. Возьмем такое психическое свойство темперамента, как высокая тревожность. Из описанного выше можно говорить, что высокой тревожностью характеризуются индивиды сангвиноидной и меланхолоидной группы, которые занимают места в концах групп, а также некоторая часть индивидов холероидной группы, которые занимают место в начале группы. Медикам также известно, что в природе человеческой популяции относительно нормы давления (Р = 120/70 мм. рт. ст.) существуют индивиды с гипертонической и гипотонической тенденцией. Учитывая то, что каждый четвертый взрослый житель планеты страдает ССЗ, а "факторы риска" дают объяснения возникновению болезни лишь у каждого восьмого, то можно попробовать проверить расположения таких больных по типологическим группам. Для этого достаточно использовать, как показатель принадлежности к типологической группе, собственную единицу времени (т). Измеряя эту единицу у постинфарктных (те, что перенесли инфаркт) индивидов, легко получить места их локализации в границах четырех типологических групп.Как видно из распределения, постинфарктные больные локализовались по своим свойствам темперамента в границах двух типологических групп: сангвиноидной и меланхолоидной. Именно в зонах локализации этих индивидов имеет место повышенный и высокий уровень тревожности. Это позволяет утверждать, что ИБС и ее клиническая форма локализуются в границах лишь двух типологических групп и за границы этих групп не выходят. Для сравнения приведем распределение систолического артериального давления (САТ) и диастолического артериального давления (ДАТ) в границах четырех типологических групп. Распределение показывает, что в природе человеческой популяции существуют две группы гипотоников (холероидная и флегматоидная группы), две группы гипертоников (сангвиноидная и меланхолоидная группы) и группа нормотоников. Дальнейшие собственные обследования индивидов с разными ХНЗ дали возможность обнаружить соответствующее распределение заболеваний по типологическим группам.

Смотря на локализацию болезней в границах четырех типологических групп, нельзя не высказать увлечения в адрес "греческого гения" Гиппократа. Вспомните, "холе" - это влага, которую вырабатывает печень, и накапливает желчный пузырь. Именно эти органы и страдают хроническими заболеваниями у индивидов холероидной группы. Вспомните, "сангва" - это влага, которую непрерывно перегоняет сердце. Именно у индивидов сангвиноидной группы зафиксированы тяжелые инфаркты миокарда.

Сам Гиппократ говорил, что меланхолики находятся в самом невыгодном положении, так как болеют болезнями холериков, сангвиников и флегматиков. Так, действительно, учитывая чувствительность меланхолика, можно согласиться с тем, что у него "все болеет". Но не напрасно Гиппократ усматривал именно "черную желчь" у этого типа, так как рядом с инфарктами (которые чаще всего небольшие) высокий скачок кровяного давления приводит к разрыву сосудов головного мозга, который называется инсультом. Кроме того, в меланхолоидной группе локализуются шизоиды. "Флегма" - прозрачная слизь, которой очень много в желудке человека, поэтому желудок флегматика наиболее уязвим и язвы здесь очень сложные. В зоне "уравновешенного" типа локализуются болезни почек и половых органов.

Сравнение, приведенное выше, полностью свидетельствует о глубокой правоте наследия Гиппократа. В каждом типе он усматривал психосоматическое единство с "местом наименьшего сопротивления". Место наименьшего сопротивления для каждого типа становится наиболее уязвимым в определенном возрасте, но этот вопрос уже выходит за пределы дифференциальной психологии. Интересно сравнить полученное в границах дифференциальной психологии распределение хронических заболеваний по типологическим группам со старинными взглядами тибетской медицины. Приведем стихотворное изложение этих взглядов:

«Наши чувства строят наше здоровье.
Если ты испытываешь страх,
То готовишь себя болезни почек.
Если ты испытываешь гнев,
Твои печень и желчный пузырь пострадают.
Печаль и стеснение Духа омрачают
Болезнью сердце и разум.
Гордыня, невежество, страсть, зависть и злоба ─
эти чувства (если ты их испытываешь)
Ударят тебя беспощадно.
Будь себе другом.
Стань себе лучшим врачом.
Найди причину своей болезни в самом себе».

В приведенной поэтической форме отображена дифференциация мест наименьшего сопротивления у индивидов с учетом базовой эмоциональной окраски их поведения. Выше мы говорили о ведущей эмоциональной окраске, характерной для представителей разных типологических групп. Так, злость и гнев преобладают у индивидов холероидной группы, что и было подмечено тибетскими врачами, как признак заболевания печени. "Сжатие духа", как особое эмоциональное состояние, присуще тревожным индивидам, а такими являются представители сангвиноидной и меланхолоидной группы, у которых проявляются заболевания сердца. Печаль, грусть характерны для меланхоликов. Именно у них проявляются инсульты, как потемнение ума. Ситуативный страх в границах поведения "здесь и сейчас" имеет место у "уравновешенных" индивидов. Это не страх меланхолика, который становится иногда личностной чертой (трусливость), а это страх "осторожности без трусливости". Вот почему тибетские врачи усматривали в проявлении такого страха причину заболевания почек.

Сравнение показывает, что старинное учение Гиппократа и старинный опыт тибетской медицины зафиксировали четкую локализацию "превосходящих" заболеваний у индивидов по их принадлежности к своим типологическим группам.

В заключение нужно отметить, что принадлежность индивида к типологической группе - это естественно (врожденная) обусловленная принадлежность. Знать свою принадлежность - это знать и место наименьшего сопротивления в своем организме, которое при определенных условиях может стать наиболее уязвимым. Означает ли это обреченность и фатальную неизбежность заболевания той системы, которая является местом наименьшего сопротивления? Совсем не означает, потому что знание слабого места дает ключ к тому расплывчатому понятию, которое называется "здоровым образом жизни". Само знание дает личности возможность построить отношения к собственному организму таким образом, чтобы не допустить расстройств и поломок в месте наименьшего сопротивления. "Стань себе врачом сам!" С другой стороны, знание слабого места организма дает врачам ключ к эффективной профилактике и предупреждению ХНЗ. Поэтому надо подчеркнуть, что сохранение здоровья - это задача, которую успешно можно решать в границах общих психолого-медицинских технологий, используя научные достояния дифференциальной психологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.