Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Воспитание и образование в Риме

 

Римское воспитание и образование основаны на греческих образцах, но имеют собственную историю. В начальный период римской истории римское воспитание и образование носило патриархальный и практический характер; основными предметами внимания были сельское хозяйство, врачевание, военное искусство и политическое красноречие. Но со 2 века до н.э. в Риме утвердилась греческая образовательная система. Процесс воспитания и образования мог сочетать элементы домашнего обучения и посещения общественных школ.

Римское воспитание и образование было "комплексным": оно должно было способствовать не только умственному, но и физическому развитию ученика. Поэтому занятия теоретическими дисциплинами обязательно сочетались с гимнастикой.

В теоретическом отношении образование было "пошаговым", переходящим от более простого к более сложному. Поскольку все основные элементы обучения были так или иначе заимствованы у греков, названия дисциплин, как и названия преподавателей, также были греческими.

На первых порах ученик усваивал с помощью учителя-грамматиста основы грамоты, счёта и письма. Писали обычно на деревянных, покрытых воском, дощечках при помощи заостренных палочек. Музыкальному воспитанию, которое в Греции издавна считалось непременным условием общей образованности, римляне придавали меньшее значение. Музыкальное образование осуществлял кифарист - учитель игры на струнных инструментах — лире и кифаре.

Физическое развитие для римлян, как для народа-воина, было более существенно, чем для греков. Физическим воспитанием начального характера ведал педотриб — руководитель гимнастических и спортивных занятий. Спортивные залы (палестры), в которых занимались дети обеспеченных родителей, были хорошо оборудованы и укомплектованы квалифицированными наставниками.

По завершении начального обучения желающие могли продолжить образование, состоявшее в углубленном изучении грамматики и риторики. Обучение точным и естественным наукам в школах того времени не практиковалось, и "стандартное" образование носило исключительно гуманитарный характер.

Прежде всего, учеников учили правильно читать и толковать произведения древних авторов. При разборе произведений главное внимание обращали на стилистический анализ, а также на моральное значение толкуемого текста. В процессе обучения ученик усваивал те сведения, которые содержались в разбираемых текстах, и таким образом попутно получал познания исторического, мифологического, географического и иного характера.

Наконец, ученик переходил к ритору — преподавателю ораторского искусства, которое в Греции и в Риме считалось вершиной образования. Здесь он обучался искусству построения речей - сначала в теории, а затем и на практике..

Понятно, что такое образование могло подготовить к самостоятельной жизни только профессиональных риторов или адвокатов. Всему прочему приходилось учиться или на практике или в совершенно другой обстановке. Существовали, например, медицинские школы; научиться искусству ваяния или зодчества можно было у конкретного мастера. Точно так же мог удовлетворить свои запросы человек, имеющий склонность к философии или разного рода наукам. В Риме существовали аналоги греческих гимнасиев специальных школ, где риторическая подготовка сочеталась с углубленным изучением философии и точных наук; здесь продолжали образование юноши после 16 лет.

Особую роль в организации обучения и сохранении накопленного знания играли публичные библиотеки общедоступные библиотеки Рима и крупных городов империи. К 4 веку н.э. в городе Риме было свыше двух десятков библиотек. Самой знаменитой библиотекой империи и всего античного мира считалась Александрийская библиотека, содержавшая сотни тысяч рукописей. Образованные и богатые люди имели собственные библиотеки, часто весьма обширные.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сословия | Лекция 8. От латыни долитературной к расцвету латинской литературы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.