КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык схоластов и язык вагантов
Лекция 18. МОНАСТЫРСКАЯ И СВЕТСКАЯ ЛАТЫНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
Средние века — это обширная эпоха европейской истории, формально занимающая целую тысячу лет (5 - 15 в.в.). Понятно, что столь значительный отрезок времени не может быть однороден в культурном отношении, а также в отношении развития национальных языков и литературы. Однако этот период все же может рассматриваться как единое целое благодаря нескольким главным особенностям. В первую очередь, благодаря безусловному главенству христианской религиозной культуры во всех областях жизни. Немаловажной особенностью данной эпохи является также и то, что латынь в Средние века служит универсальным языком общения между народами новой Европы, возникшей на развалинах Западной Римской империи. Кроме того, это язык общения определенных культурных групп населения — священнослужителей католической церкви, людей науки и литературы. Культурных людей того времени объединяла духовная принадлежность к высочайшим достижениям античной культуры. Новая художественная, научная и философская литература средневековой Европы долгое время писалась на латинском языке. Не зная латыни, невозможно было войти в круг культурных и образованных людей. Соответственно, латинский язык служил непременным элементом и основой основ средневекового образования. В 9 веке образовательная система уже сложилась. Цикл обучения в школе состоял из двух связанных этапов — тривиума и квадривиума. Тривиум включал три основные дисциплины — грамматику, диалектику и риторику, — которые преподавались в начальных классах. Квадривиум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка — изучался в старших классах. В совокупности обе части составляли "семь свободных искусств". Главнейшими центрами средневековой учености были монастыри и университеты. Монастыри были естественными средоточиями культурной жизни того времени. Многие выдающиеся деятели науки и культуры Средних веков были монахами. При монастырях существовали школы начального образования, и в известный период монастыри были единственными распространителями грамотности, а до возникновения университетов — и единственными хранителями высокого знания. Университеты были новой организацией, призванной соединить в своих стенах обучение всем видам существовавшего тогда теоретического знания. Первые университеты возникли в 12 веке. Подлинным центром средневековой образованности был Парижский университет, объединявший лучшие умы своего времени. В 12-13 веках появились также университеты в Испании, Италии, Англии. С течением времени именно вокруг университетов сосредоточилась интеллектуальная и духовная жизнь эпохи. Общий рост уровня европейской культуры предопределил её расцвет в эпоху Возрождения. В эпоху самого раннего средневековья (6-7 века) культурный упадок был весьма значительным. Новый подъем культуры начался лишь в конце 8 века. Знаменитой эпохой является т.н. Каролингское возрождение — культурный подъем при франкской династии Каролингов, основанной Карлом Великим. Карл Великий издал специальный указ об открытии школ при монастырях. В целях обучения были созданы специальные пособия, часто написанные в форме диалога наставника и ученика. При дворе была создана Академия, в которой преподавались свободные науки и богословие. Каролингское возрождение дало мощный толчок развитию средневековой учености, расцвет которой приходится на 12-14 века. Средневековая культура была культурой религиозной и, более того, культурой церковной. Поэтому вершиной средневековой учености была теология — учение о Боге и мире, основанное на отвлеченном философском рассуждении, а главной формой теоретизирования — схоластика, религиозная философия, использовавшая латинский язык для выражения сложных отвлеченных смыслов. Крупнейшим представителем схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Однако латынь была языком не только священников и теологов. В конце 18 века были обнаружены средневековые поэтические рукописи, содержание которых резко отличалось от ученых теологических текстов того времени. Главной особенностью этих стихов был их светский, антицерковный характер. В них, по образцу античных римских поэтов, говорилось о любовных утехах, о винопитии, о прелестях окружающего бренного мира, о человеческих пороках и слабостях и т.д. Создателями этих стихов были бродячие школяры, клирики и студенты, переходившие из города в город в поисках нового места службы или учебы и потому называвшиеся вагантами. Расцвет поэзии вагантов приходится на 12-13 века. В стихах вагантов античные образы и сюжеты перемешаны с библейскими мотивами и фольклором, а любовная лирика — с пародией и сатирой. Ваганты справедливо считаются предшественниками позднейшей светской и любовной поэзии — французских труверов и немецких миннезингеров, писавших уже на национальных языках. Латынь вагантов ориентируется на лучшие образцы римской поэзии; вместе с тем, ваганты черпали многие мотивы, размеры и композицию из народной поэзии. Наиболее известными вагантами являются Гуго Орлеанский, Архипиита Кельнский и Вальтер Шатильонский.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |