Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий менеджмент, бизнес, предпринимательство


КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060800 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

Курс Семестр _- Отделение_________ Дневное

Лекции______ часов Экзамен_______ семестр

Практические занятия Зачет__________ семестр

(семинары)________ часов Курс. раб.______ семестр

Лабораторные раб.__ часов Контр, раб.______ семестр

Самостоятельная раб, часов
Всего____________ часов

 

Санкт-Петербург


ТЕМА 1. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Соотношение понятий менеджмент, бизнес, предпринимательство

2. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. Экономический механизм менеджмента.

3. Виды менеджмента

 

 

Менеджмент в прямом переводе - «управление» и в самом общем виде означает управление экономическими процессами в обществе. Как правило, под менеджментом понимается управление производством, управление бизнесом или управление социально-экономическими про­цессами на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

В учебниках термин менеджмент часто соседствует с термином бизнес. Современные словари по экономике определяют бизнес в первую очередь как дело, занятие, предпринимательство.

То есть, бизнес представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации оп­ределенной продукции или услуг. Предпринимательство - частный случай бизнеса. Предпринимательство - как основной вид самостоятельной хо­зяйственной деятельности более тесно связан с личностью человека - предпринимателем. Предприниматель осуществляет бизнес на постоян­ной основе, при открытии нового дела, реализации нововведения, он вкладывает собственный капитал и принимает на себя личный финансо­вый риск.

Бизнесмен и менеджер - не одно и тоже лицо. Бизнесмен - всегда владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он может выполнять функции менеджера, а может и делегировать их специ­альному наемному работнику. Кроме того, менеджер в зависимости от объекта управления (некоммерческая организация) не обязательно име­ет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли.

Предприниматель - бизнесмен, но затевающий новое дело, строя­щий планы, затрачивающий собственный труд, энергию, вкладывающий свой капитал для их реализации в расчете на дополнительный доход при удаче или принимающий на себя последствия риска при неудаче. Пред­приниматель также не тождественен собственнику, он может использовать не свой, а заемный капитал, в то время, как собственник - получать доход и не занимаясь предпринимательством.

Й. Шумпетер в известной книге «Теория экономического развития» называет предпринимателями хозяйственные субъекты, функцией кото­рых является как раз осуществление новых комбинаций и которые высту­пают его активным элементом.



По российскому законодательству предприниматель - субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на основе собственной имущественной ответственности. Субъектами пред­принимательской деятельности могут выступать граждане и их объеди­нения.

Различные подходы к определению понятия менеджмента, исполь­зуемые в специальной литературе и на практике, можно свести к трем основным:

во-первых, менеджмент - функция, самостоятельный вид профессио­нально осуществляемой деятельности по организации управления ли­бо предприятием (фирмой, учреждением, отдельным структурным подразделением), либо конкретной сферой деятельности (производст­венной, сбытовой, рекламной, финансовой и т.д.). Здесь главное - обособленная сфера деятельности квалифицированного наемного ра­ботника, профессионально подготовленного лица, который обычно не­зависим от собственности на капитал фирмы, хотя может владеть ее акциями;

во-вторых, менеджмент - процесс принятия управленческих решений, с помощью которого специально подготовленные работники (управ­ленцы) формируют организацию, управляют ею через постановку це­лей и задач развития, разработку способов и методов их достижения,
организацию производственной деятельности, включая реализацию произведенной продукции и оказание услуг.

Собственно сам процесс менеджмента в свою очередь предполага­ет выполнение таких функций управления как планирование, организа­ция, руководство, координация, контроль, мотивация, оценка, принятие решений и т.д. Функции управления реализуются с помощью определен­ных организационных, административных, экономических, социально-психологических методов. Другими словами - это процесс управления производственной деятельностью через определенный механизм воз­действие и влияние на производительный труд отдельного работника (группы лиц или организации в целом) для того, чтобы можно было дос­тичь максимально возможных результатов.

в-третьих, менеджмент - как особая область человеческих знаний. С данных позиций - это наука и практика рациональной организации и управлении фирмой, нацеленной на предпринимательский успех. Дан­ная система научных знаний составляет теоретическую базу практики управления. Теория менеджмента помогает осуществлять деятель­ность по руководству людьми в самых различных структурах и сферах. Как всякая наука менеджмент имеет свой предмет изучения (а именно управление - как целенаправленную деятельность людей), свои специфические проблемы и подходы к их решению, свои особые законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы этой деятельно­сти. Иногда менеджментом называют науку об администрировании. Исто­ки лежат в распространении идей одной из научных школ управления. На практике под администрацией понимается обезличенная система управ­ления.

Близко к последнему подходу - понимание менеджмента как искус­ства управления, наличие особого рода таланта, умения, интуиции и ад­министративных навыков у лиц, которых принято называть администра­торами или менеджерами (руководителями, управленцами). Основатель школы научного менеджмента Фредерик У. Тейлор (1856-1915 гг.) в «Принципах научного менеджмента» определял менеджмент как искусст­во точно знать, что предстоит сделать и как это сделать не только орга­низационно, но и экономно, с наименьшей затратой сил, времени и средств и с достижением наибольших результатов.

Таким образом, в принципе менеджмент можно рассматри­вать как деятельность по организации управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений и как науку или искус­ство управления.

 

2. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. Экономический механизм менеджмента.

 

Задача менеджмента как науки заключает­ся в развитии теории управления. Практика ме­неджмента имеет связь с использованием тео­ретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.

В менеджменте выделяют общие и специ­фические цели.

Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они на­правлены на длительную перспективу (прогнозиро­вание, планирование деятельности предприятия).

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам дея­тельности предприятия.

Менеджмент — синтетическая наука.

В нем используются результаты многих науч­ных исследований, в первую очередь экономи­ческой теории.

Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную дея­тельность, присущее каждой организации и отдель­но взятому человеку. Целью менеджмента явля­ется выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, эксперименталь­ная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффек­тивную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.

Основными задачами менеджмента яв­ляются:

1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

2) использование работников, обладающих вы­сокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источ­ников их обеспечения;

5) разработка стратегии развития организации и реализация;

6) определение целей развития организации;

7) выработка системы мероприятий для дости­жения намеченных целей;

8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Субъект менеджмента представляет со­бой человека или группу людей, осуществляю­щих управленческие воздействия в рамках орга­низации и для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента — все то, на что на­правлены управленческие воздействия субъек­та менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объекты менеджмента:

1) человеческие ресурсы организации;

2) поставщики ресурсов для организации;

3) конкуренты организации (реальные и потен­циальные);

4) информационное обеспечение;

5) финансы организации (т.е. непосредственно
финансово-денежные потоки) и управление ими.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности имеет свой собственный экономический механизм: внутри­фирменное управление, управление производством и управление персо­налом. Экономический механизм в данном случае рассматривается в ка­честве необходимой взаимосвязи, естественно возникающей между раз­личными экономическими явлениями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 42 | 

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5207; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  2. Билет№19: Стратегические, тактические и оперативные управленческие решения. Соотношение уровней целей и уровней планов.
  3. ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
  4. Виды понятий
  5. Внешняя среда предпринимательства. Предпринимательство и государство
  6. Внутрифирменное предпринимательство
  7. Вопрос 3. Соотношение административного права с другими отраслями российского права
  8. Вопрос № 1 Понятие Особенной части уголовного права. Соотношение Общей и Особенной частей.
  9. Гиромагнитные эффекты. Соотношение между механическими и магнитными моментами атомов и электронов.
  10. Динамика определений понятий качества
  11. Иерархия понятий
  12. Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.