КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение понятий менеджмент, бизнес, предпринимательство
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060800 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
Курс Семестр _- Отделение_________ Дневное Лекции______ часов Экзамен_______ семестр Практические занятия Зачет__________ семестр (семинары)________ часов Курс. раб.______ семестр Лабораторные раб.__ часов Контр, раб.______ семестр Самостоятельная раб, часов
Санкт-Петербург ТЕМА 1. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1. Соотношение понятий менеджмент, бизнес, предпринимательство 2. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. Экономический механизм менеджмента. 3. Виды менеджмента
Менеджмент в прямом переводе - «управление» и в самом общем виде означает управление экономическими процессами в обществе. Как правило, под менеджментом понимается управление производством, управление бизнесом или управление социально-экономическими процессами на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. В учебниках термин менеджмент часто соседствует с термином бизнес. Современные словари по экономике определяют бизнес в первую очередь как дело, занятие, предпринимательство. То есть, бизнес представляет собой экономическую деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Предпринимательство - частный случай бизнеса. Предпринимательство - как основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности более тесно связан с личностью человека - предпринимателем. Предприниматель осуществляет бизнес на постоянной основе, при открытии нового дела, реализации нововведения, он вкладывает собственный капитал и принимает на себя личный финансовый риск. Бизнесмен и менеджер - не одно и тоже лицо. Бизнесмен - всегда владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он может выполнять функции менеджера, а может и делегировать их специальному наемному работнику. Кроме того, менеджер в зависимости от объекта управления (некоммерческая организация) не обязательно имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли. Предприниматель - бизнесмен, но затевающий новое дело, строящий планы, затрачивающий собственный труд, энергию, вкладывающий свой капитал для их реализации в расчете на дополнительный доход при удаче или принимающий на себя последствия риска при неудаче. Предприниматель также не тождественен собственнику, он может использовать не свой, а заемный капитал, в то время, как собственник - получать доход и не занимаясь предпринимательством. Й. Шумпетер в известной книге «Теория экономического развития» называет предпринимателями хозяйственные субъекты, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают его активным элементом. По российскому законодательству предприниматель - субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на основе собственной имущественной ответственности. Субъектами предпринимательской деятельности могут выступать граждане и их объединения. Различные подходы к определению понятия менеджмента, используемые в специальной литературе и на практике, можно свести к трем основным: во-первых, менеджмент - функция, самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по организации управления либо предприятием (фирмой, учреждением, отдельным структурным подразделением), либо конкретной сферой деятельности (производственной, сбытовой, рекламной, финансовой и т.д.). Здесь главное - обособленная сфера деятельности квалифицированного наемного работника, профессионально подготовленного лица, который обычно независим от собственности на капитал фирмы, хотя может владеть ее акциями; во-вторых, менеджмент - процесс принятия управленческих решений, с помощью которого специально подготовленные работники (управленцы) формируют организацию, управляют ею через постановку целей и задач развития, разработку способов и методов их достижения, Собственно сам процесс менеджмента в свою очередь предполагает выполнение таких функций управления как планирование, организация, руководство, координация, контроль, мотивация, оценка, принятие решений и т.д. Функции управления реализуются с помощью определенных организационных, административных, экономических, социально-психологических методов. Другими словами - это процесс управления производственной деятельностью через определенный механизм воздействие и влияние на производительный труд отдельного работника (группы лиц или организации в целом) для того, чтобы можно было достичь максимально возможных результатов. в-третьих, менеджмент - как особая область человеческих знаний. С данных позиций - это наука и практика рациональной организации и управлении фирмой, нацеленной на предпринимательский успех. Данная система научных знаний составляет теоретическую базу практики управления. Теория менеджмента помогает осуществлять деятельность по руководству людьми в самых различных структурах и сферах. Как всякая наука менеджмент имеет свой предмет изучения (а именно управление - как целенаправленную деятельность людей), свои специфические проблемы и подходы к их решению, свои особые законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы этой деятельности. Иногда менеджментом называют науку об администрировании. Истоки лежат в распространении идей одной из научных школ управления. На практике под администрацией понимается обезличенная система управления. Близко к последнему подходу - понимание менеджмента как искусства управления, наличие особого рода таланта, умения, интуиции и административных навыков у лиц, которых принято называть администраторами или менеджерами (руководителями, управленцами). Основатель школы научного менеджмента Фредерик У. Тейлор (1856-1915 гг.) в «Принципах научного менеджмента» определял менеджмент как искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать не только организационно, но и экономно, с наименьшей затратой сил, времени и средств и с достижением наибольших результатов. Таким образом, в принципе менеджмент можно рассматривать как деятельность по организации управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений и как науку или искусство управления.
2. Цели и задачи менеджмента. Объект и субъект менеджмента. Экономический механизм менеджмента.
Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории. В менеджменте выделяют общие и специфические цели. Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия). Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Менеджмент — синтетическая наука. В нем используются результаты многих научных исследований, в первую очередь экономической теории. Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара. Основными задачами менеджмента являются: 1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; 2) использование работников, обладающих высокой квалификацией; 3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; 4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 5) разработка стратегии развития организации и реализация; 6) определение целей развития организации; 7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; 8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Объекты менеджмента: 1) человеческие ресурсы организации; 2) поставщики ресурсов для организации; 3) конкуренты организации (реальные и потенциальные); 4) информационное обеспечение; 5) финансы организации (т.е. непосредственно Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности имеет свой собственный экономический механизм: внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом. Экономический механизм в данном случае рассматривается в качестве необходимой взаимосвязи, естественно возникающей между различными экономическими явлениями.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |