Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи исследований по искусственному интеллекту

Помимо классических применений вычислительной техники, связанных с выполнением инженерных и экономических расчетов, разработкой автоматизированных систем управления, созданием информационно-поисковых систем и т.п., сейчас успешно развивается направление, называемое «искусственный интеллект» (ИИ). Всякая задача, для которой неизвестен алгоритм решения, априорно относится к искусственному интеллекту.

В настоящее время выделяют 4 направления, по которым ведутся исследования в области ИИ[1 — 5,10]:

1) моделирование отдельных функций творческих процессов;

2) внешняя интеллектуализация компьютеров;

3) внутренняя интеллектуализация компьютеров;

4) целенаправленное поведение роботов.

Первое направление ранее других стало развиваться в ИИ; именно оно и породило этот термин: моделирование на ЭВМ отдельных функций творческих процессов (шахматы, шашки, домино и др., автоматическое доказательство теорем, автоматический синтез программ, анализ и синтез музыкальных произведений).

Второе направление образуют фундаментальные и прикладные исследования, относящиеся к комплексному диалоговому интерфейсу. Интеллектуальный интерфейс буквально рывком повышает эффективность автоматизированных систем управления (АСУ), систем автоматического проектирования (САПР), систем научных исследований и оперативного управления производством. Не выходя за пределы языка своей предметной области (подъязыка естественного языка), специалисты получают возможность, используя аккумулированные в ЭВМ знания о предметной области, осуществлять распознавание и диагностику процессов в сложных системах, принимать решения, формулировать планы действий, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности в результатах наблюдений, осуществлять логический вывод. Эта возможность реализуется экспертными системами, которые стали интенсивно распространяться в трудно формализуемых отраслях знаний.

Третье направление решает проблемы построения ЭВМ новых поколений, поскольку для задач ИИ важны ЭВМ и методы обработки символьной информации. В системах ИИ используется информация в символьной форме: буквы, слова, знаки, рисунки. Это отличает область искусственного интеллекта от областей, в которых традиционно компьютерам доверяется обработка данных в числовой форме. В системах ИИ предполагается наличие выбора между многими вариантами в условиях неопределенности, что требует принципиально новых архитектурных решений.

Четвертое направление связано с создание интеллектуальных роботов для различных применений. Эта научно-техническая проблема требует разработки, как специализированных ЭВМ, так и целого комплекса механических и энергетических систем: сенсоров, движителей и т.п. Как и все системы ИИ, интеллектуальные роботы ориентированы на знания. Знания о внешней среде поступают в бортовые ЭВМ роботов от многочисленных сенсоров (зрительных, акустических, радиолокационных, тактильных и т.п.).

Искусственный интеллект, как основа новой информационной технологии, умножает интеллектуальные ресурсы общества, поскольку взаимодействие пользователя с ЭВМ на своем профессиональном языке интенсифицирует интеллект пользователя, увеличивает объем его памяти и усиливает способность к логическому выводу. И если ранее говорили об индустрии обработки данных, то сейчас в связи с использованием идей и методов ИИ стало правомерным говорить об индустрии интеллектуальных систем.

Основные области приложения искусственного интеллекта[2,12]:

1) Использование дедуктивных рассуждений (иначе называемых исчис-лениями) при решении с помощью кибернетических систем интеллектуальных задач, т.е. задач, не имеющих априори известных алгоритмов решения;

2) Автоматическое доказательство теорем в аксиоматических теориях;

3) Автоматическое распознавание и понимание речи и текстов;

4) Автоматическое распознавание и понимание зрительных образов;

5) Понимание процесса обучения и автоматизированное формирование сценариев взаимодействия между обучаемым и обучающим;

6) Автоматизированное проектирование интегральных роботов;

7) Автоматизированное проектирование трансляторов с формализованных языков программирования на языки более низких уровней;

8) Автоматизированное решение экстремальных задач при нечетких и неполных целевых функциях;

9) Автоматизированное проектирование систем взаимодействия человека и баз данных и знаний при их создании и эксплуатации;

10) Автоматизированное проектирование экспертных систем для различных предметных областей;

11) Автоматизированное проектирование систем принятия решений для некорректных задач и задач с нечеткой постановкой;

12) Автоматизированное проектирование систем концептуального программирования;

13) Автоматизированное проектирование фактографических информационных систем и синтезаторов речи для них;

14) Автоматизированное проектирование интерактивных графических систем со структурированными графическими операндами высокого уровня.

Вернуться

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Представление знаний в системах ИИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.