КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предикатов
Доказательство теорем методом резолюций в логике Не существует четких правил и рекомендаций, как представить в виде формулы логики предикатов то или иное умозаключение. Все это делается интуитивно. А интуиция находится в пропорциональной зависимости от мастерства в доказательстве теорем методом резолюций. Поэтому только через практику и навыки можно приобрести необходимую интуицию для моделирования умозаключений. В какой-то мере стартовую интуицию можно приобрести, ознакомившись с приведенными ниже примерами, рассмотренными в различных работах [4,6,7,11,12]. В первых двух примерах приводятся достаточно подробные объяснения, в остальных – только по мере надобности. Пример 1. Некоторые пациенты любят своих докторов. Ни один пациент не любит знахаря. Следовательно, никакой доктор не является знахарем. Введем следующие обозначения для предикатных символов: - пациент, - доктор, - знахарь, - любит. Тогда перечисленные ниже предикаты будут обозначать: — есть пациент; — есть доктор; — есть знахарь; — любит . Факты и заключение, приведенные в рассуждении, могут быть представлены следующими формулами: Факт 1 Факт 2 Заключение В соответствии с условиями эффективного доказательства теорем методом резолюций преобразуем факты , и отрицание заключения по правилам эквивалентных преобразований в следующие дизъюнкты:
Выполняя унификации и склейки, получим: резольвента (2) и (4). резольвента (1) и (3). резольвента (5) и (7). резольвента (6) и (8). Теорема доказана. Пример 2. Все люди – животные. Следовательно, голова человека является головой животного. Пусть есть следующие предикаты: — есть человек; — есть животное; — является головой . Необходимо доказать теорему:
Преобразование числителя (теоремы-посылки) дает дизъюнкт: Для получения остальных дизъюнктов преобразуем отрицание знаменателя (теоремы-заключения) следующим образом:
. Тогда Применяя метод резолюций, получим: из (1) и (2). из (4) и (5). из (3) и (6). Теорема доказана. Пример 3. Посылки: таможенные чиновники обыскивают каждого, кто въезжает в страну, кроме высокопоставленных лиц. Некоторые лица, способствующие провозу наркотиков, въезжают в страну и обыскиваются исключительно людьми, также способствующими провозу наркотиков. Никто из высокопоставленных лиц не способствовал провозу наркотиков. Заключение: некоторые из таможенников способствовали провозу наркотиков. Введем следующие обозначения для предикатов: въезжал в страну; был высокопоставленным лицом; обыскивал ; был таможенником; способствовал провозу наркотиков. Посылки представляются следующими формулами: а заключение теоремы – формулой: Преобразуя посылки в дизъюнкты, получим: Отрицание заключения: Доказательство методом резолюций выглядит следующим образом: из (3) и (6). из (2) и (4). из (8) и (9). из (1) и (4). из (8) и (11). из (12) и (5). из (7) и (13). из (10) и (14). Заключение доказано. Пример 4. Существуют студенты, которые любят всех преподавателей. Ни один из студентов не любит невежд. Следовательно, ни один из преподавателей не является невеждой. Обозначим: — есть студент; — есть преподаватель; — есть невежда; — любит . На языке логики предикатов после приведения к стандартному виду это запишется так: Преобразование двух теорем-посылок числителя дает следующие дизъюнкты: . После преобразования отрицания заключения из знаменателя получим: что дает дизъюнкты: Путем унификации и склеек получим: из (2) и (4). из (1) и (3). из (5) и (7). из (6) и (8). Теорема доказана. Пример 5. Задача об обезьяне и банане. Обезьяна хочет съесть банан, подвешенный к потолку комнаты. Рост обезьяны недостаточен, чтобы она могла дотянуться до банана. Однако она может ходить по комнате, переносить стул, находящийся в той же комнате, может забраться на стул и достать банан. Показать порядок действий обезьяны, при котором она достанет банан. Предикаты здесь такие: означает, что в состоянии обезьяна находится в точке , банан - в точке , а стул – в точке означает, что в состоянии обезьяна может достать банан. Функции, участвующие в описании задачи, следующие: ходить - состояние, которое получается, если обезьяна находилась сначала в состоянии и перешла из точки в точку носить - состояние, которое получается, если обезьяна находилась сначала в состоянии и перешла из точки в точку , неся с собой стул; взбираться - состояние, которое получается, если обезьяна находилась в состоянии и влезла на стул. Предполагаем, что первоначально обезьяна находилась в точке , банан – в точке , стул – в точке и обезьяна была в состоянии . Таким образом, имеем следующие аксиомы: ходить носить взбираться Здесь дизъюнкт (1) означает, что в любом состоянии обезьяна может перейти из точки в точку Дизъюнкт (2) означает. Что если обезьяна находится около стула, который стоит в точке , то она может перенести его в любую точку . Дизъюнкт (3) означает, что если стул и обезьяна находятся под бананом, то обезьяна может влезть на стул и достать банан. Дизъюнкт 4) описывает исходную ситуацию. Заключению теоремы соответствует дизъюнкт ответ . В этом дизъюнкте предикат ответ требует установить порядок действий обезьяны, соответствующий состоянию обезьяны с бананом. Используя дизъюнкты (1) — (5), выводим следующие резольвенты: ответ (взбираться из (5) и (3). ответ (взбираться (носить из (6) и (2). ответ (взбираться (носить ходить из (7) и (1). ответ (взбираться (носить ходить из (8) и (4). Дизъюнкт (9) дает ответ. Его можно интерпретировать как выполнение следующих действий (начиная с самой внутренней функции в дизъюнкте (9) и двигаясь наружу): 1. Обезьяна идет из точки в точку 2. Обезьяна идет из точки в точку неся с собой стул. 3. Обезьяна влезает на стул. После этих действий обезьяна достает банан.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |