Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предикатов




Доказательство теорем методом резолюций в логике

Не существует четких правил и рекомендаций, как представить в виде формулы логики предикатов то или иное умозаключение. Все это делается интуитивно. А интуиция находится в пропорциональной зависимости от мастерства в доказательстве теорем методом резолюций. Поэтому только через практику и навыки можно приобрести необходимую интуицию для моделирования умозаключений. В какой-то мере стартовую интуицию можно приобрести, ознакомившись с приведенными ниже примерами, рассмотренными в различных работах [4,6,7,11,12]. В первых двух примерах приводятся достаточно подробные объяснения, в остальных – только по мере надобности.

Пример 1. Некоторые пациенты любят своих докторов. Ни один пациент не любит знахаря. Следовательно, никакой доктор не является знахарем.

Введем следующие обозначения для предикатных символов: - пациент, - доктор, - знахарь, - любит.

Тогда перечисленные ниже предикаты будут обозначать:

есть пациент;

есть доктор;

есть знахарь;

любит .

Факты и заключение, приведенные в рассуждении, могут быть представлены следующими формулами:

Факт 1

Факт 2

Заключение

В соответствии с условиями эффективного доказательства теорем методом резолюций преобразуем факты , и отрицание заключения по правилам эквивалентных преобразований в следующие дизъюнкты:

Здесь действует правило исключения квантора существования и правило исключения связки импликации.
из

Здесь действует правило 2а из 2.3.6.1, правило исключения кван- тора существования и правило исключения связки импликации.
из

из

 

Выполняя унификации и склейки, получим:

резольвента (2) и (4).

резольвента (1) и (3).

резольвента (5) и (7).

резольвента (6) и (8).

Теорема доказана.

Пример 2. Все люди – животные. Следовательно, голова человека является головой животного.

Пусть есть следующие предикаты:

есть человек;

есть животное;

является головой .

Необходимо доказать теорему:

 

 

Преобразование числителя (теоремы-посылки) дает дизъюнкт:

Для получения остальных дизъюнктов преобразуем отрицание знаменателя (теоремы-заключения) следующим образом:

.

Тогда

Применяя метод резолюций, получим:

из (1) и (2).

из (4) и (5).

из (3) и (6).

Теорема доказана.

Пример 3. Посылки: таможенные чиновники обыскивают каждого, кто въезжает в страну, кроме высокопоставленных лиц. Некоторые лица, способствующие провозу наркотиков, въезжают в страну и обыскиваются исключительно людьми, также способствующими провозу наркотиков. Никто из высокопоставленных лиц не способствовал провозу наркотиков.

Заключение: некоторые из таможенников способствовали провозу наркотиков.

Введем следующие обозначения для предикатов:

въезжал в страну;

был высокопоставленным лицом;

обыскивал ;

был таможенником;

способствовал провозу наркотиков.

Посылки представляются следующими формулами:

а заключение теоремы – формулой:

Преобразуя посылки в дизъюнкты, получим:

Отрицание заключения:

Доказательство методом резолюций выглядит следующим образом:

из (3) и (6).

из (2) и (4).

из (8) и (9).

из (1) и (4).

из (8) и (11).

из (12) и (5).

из (7) и (13).

из (10) и (14).

Заключение доказано.

Пример 4. Существуют студенты, которые любят всех преподавателей. Ни один из студентов не любит невежд. Следовательно, ни один из преподавателей не является невеждой.

Обозначим:

есть студент;

есть преподаватель;

есть невежда;

любит .

На языке логики предикатов после приведения к стандартному виду это запишется так:

Преобразование двух теорем-посылок числителя дает следующие дизъюнкты:

.

После преобразования отрицания заключения из знаменателя получим:

что дает дизъюнкты:

Путем унификации и склеек получим:

из (2) и (4).

из (1) и (3).

из (5) и (7).

из (6) и (8).

Теорема доказана.

Пример 5. Задача об обезьяне и банане.

Обезьяна хочет съесть банан, подвешенный к потолку комнаты. Рост обезьяны недостаточен, чтобы она могла дотянуться до банана. Однако она может ходить по комнате, переносить стул, находящийся в той же комнате, может забраться на стул и достать банан. Показать порядок действий обезьяны, при котором она достанет банан.

Предикаты здесь такие:

означает, что в состоянии обезьяна находится в точке , банан - в точке , а стул – в точке

означает, что в состоянии обезьяна может достать банан.

Функции, участвующие в описании задачи, следующие:

ходить - состояние, которое получается, если обезьяна находилась сначала в состоянии и перешла из точки в точку

носить - состояние, которое получается, если обезьяна находилась сначала в состоянии и перешла из точки в точку , неся с собой стул;

взбираться - состояние, которое получается, если обезьяна находилась в состоянии и влезла на стул.

Предполагаем, что первоначально обезьяна находилась в точке , банан – в точке , стул – в точке и обезьяна была в состоянии .

Таким образом, имеем следующие аксиомы:

ходить

носить

взбираться

Здесь дизъюнкт (1) означает, что в любом состоянии обезьяна может перейти из точки в точку

Дизъюнкт (2) означает. Что если обезьяна находится около стула, который стоит в точке , то она может перенести его в любую точку .

Дизъюнкт (3) означает, что если стул и обезьяна находятся под бананом, то обезьяна может влезть на стул и достать банан.

Дизъюнкт 4) описывает исходную ситуацию.

Заключению теоремы соответствует дизъюнкт

ответ .

В этом дизъюнкте предикат ответ требует установить порядок действий обезьяны, соответствующий состоянию обезьяны с бананом.

Используя дизъюнкты (1) — (5), выводим следующие резольвенты:

ответ (взбираться из (5) и (3).

ответ (взбираться (носить из (6) и (2).

ответ (взбираться (носить ходить

из (7) и (1).

ответ (взбираться (носить ходить из (8) и (4).

Дизъюнкт (9) дает ответ. Его можно интерпретировать как выполнение следующих действий (начиная с самой внутренней функции в дизъюнкте (9) и двигаясь наружу):

1. Обезьяна идет из точки в точку

2. Обезьяна идет из точки в точку неся с собой стул.

3. Обезьяна влезает на стул.

После этих действий обезьяна достает банан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.