КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение понятий
Индустрия и инфраструктура туризма. Следующими важными дефинициями, которые следует определить, является «туристская индустрия» и «туристская инфраструктура».
Одна из первых дефиниций была дана Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971г. Индустрия туризма – это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Последовавшие затем попытки конкретизировать содержание понятия индустрии туризма и описать ее отраслевую структуру натолкнулись на трудности. Они возникли из-за того, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Так в США в сферу обслуживания посетителей вовлечены 24 отрасли (Мироненко, Твердохлебов, 1981). Еще одной причиной является то, что до настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. В этой связи вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы индустрии туризма сложно. В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» приведено следующее определение понятию туристская индустрия. Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. По мнению С.Р. Ердавлетова (2005),в понятии индустрия туризма сочетается не только основной технологических процесс, но и все реальные хозяйственные связи, возникающие при организации обслуживания рекреанта (туриста). Само определение индустрии туризма опирается комплексным характером туристско-рекреационного потребления. Мы согласны с мнением С.Р. Ердавлетова, но уточним его содержание. Индустрию туризма составляют предприятия и организации, выпускающие товары и услуги, производство которых тесно связано с туризмом: гостиницы; предприятия питания; транспортные предприятия; экскурсионные бюро; предприятия по производству сувениров; учебные заведения туристского профиля; информационные и рекламные службы; научно-исследовательские и проектные организации туристского профиля; предприятия по производству туристских товаров и т.п. Индустрия туризма производит услуги, которые востребуются туристами благодаря труду туроператоров. Туроператоры из всего этого многообразия формируют туристский продукт, обладающий более ценными потребительскими свойствами, нежели каждая из услуг, взятая в отдельности. Специфические свойства индустрии туризма заключаются в ресурсной ориентации в размещении туристских организаций, сезонностью и цикличностью в производстве туристских услуг, в высоких требованиях к уровню развития социальной инфраструктуры и информационных сетей. Инфраструктура – сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых как для самого процесса производства (производственная инфраструктура), так и для обеспечения повседневной жизни населения (социальная инфраструктура). Рассматривается как фактор регионального развития. В определении же туристской инфраструктуры мы будем придерживаться мнения В.Г. Гуляева (2003), который рассматривает и нфраструктуру туризма как комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам. По его мнению в условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное условно-классификационное содержание. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий туристской индустрии. Это автономные, самостоятельные предприятия с высокой степенью диверсификации (разнообразия) деятельности, где туристская деятельность подразумевается в том числе, и в ряде случаев, не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроператорами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта). Объекты инфраструктуры индустрии туризма в рыночной экономике приобрели статус объектов, обслуживающих туризм в том числе. Это касается дорожной инфраструктуры, систем связи, телекоммуникационных систем и др. Необходимо разграничить понятия индустрия туризма и туристская отрасль. Поскольку объективную основу структуры отраслей народного хозяйства составляет общественное разделение труда, а не признак конечности потребления, постольку последний может служить критерием отнесения ряда предприятий не к отрасли а к собирательному понятию «индустрия туризма». Другими словами в отрасли реализуется основной технологический процесс, а в индустрии туризма помимо него и все реальные хозяйственные связи, возникающие при организации обслуживания туриста. Если же не видеть различий между отраслью и индустрией туризма и принять за критерий формирования отрасли конечное потребление, то эта отрасль будет выступать как собирательная сфера, различные предприятия которой разбросаны по отдельным отраслям хозяйства. Когда говорят, что туризм - это отрасль, подразумевают, конечно, не самый процесс путешествия, а именно систему его обеспечения. Но в некоторых работах можно встретить более свободную трактовку понятия отрасль "отраслью хозяйства объявляется сам отдых". В этом есть своя логика, ибо отдых - это процесс восстановления сил трудящихся, то есть один из видов воспроизводственных процессов производительных сил. (Герасимов, 1969).
Для того, чтобы рассчитать влияние туризма на экономику региона необходимо определить границы туристской индустрии. Для этого необходимо определить критерии, по которым можно будет отнести предприятия к туристской отрасли. Ирена Енджейчик (2003) выделяет три главных критерия, отнесения хозяйствующих субъектов к турбизнесу. Значение оказываемой субъектом услуги или производимого им продукта для реализации путешествия и туристского пребывания: основные туристские услуги (по проживанию, питанию, транспортные, организационные, посреднические и т.д.); туристский продукт, расширяющий основное предложение и специализированный на удовлетворении туристских потребностей (изготовление сувениров, производство спортивного оборудования, услуги проводников и экскурсоводов, производство индивидуального туристского снаряжения и т.д.); дополнительные услуги (банковское финансовое обслуживание, страховое обеспечение, торговля, развлекательные и парикмахерские услуги, проектирование и строительство объектов туризма, обеспечение безопасности, медицинское обслуживание и т.п.). Зависимость продаж производимого продукта от величины туристского спроса, причем на данный продукт может существовать (и, как правило, существует) спрос местного населения; примерные пропорции между туристским и местным спросом может представляться следующим образом: - услуги проживания (100% продаж этих услуг приезжим гостям); - услуги питания (70% продаж услуг приезжим гостям и 30% местному населению); - транспортные услуги (50% продаж услуг приезжим гостям и 50% местному населению); - услуги проектирования и строительства (30% продаж туристским инвесторам и 70% продаж другим инвесторам); Считается, что хозяйствующий субъект можно отнести к туристскому бизнесу, если продажи производимого им продукта, как минимум, на треть зависят от туристского спроса. Туристские потребности, для удовлетворения которых предназначен производимый субъектом продукт: непосредственные потребности приезжих гостей (путем предоставления услуг проживания, питания и т.д.) и косвенные потребности приезжих гостей (путем предоставления услуг/продуктов туристским инвесторам либо иным туристским хозяйствующим субъектам).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |