Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность подходов к оценке различных объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов




Интеллектуальная собственность Нематериальные активы Основной подход Второстепенный подход Неэффективный подход
1. Патенты и технологии доходный сравнительный затратный
2. Торговые марки и наименования доходный маркетинговый затратный
3. Авторские права доходный маркетинговый затратный
4. Обученный персонал затратный доходный маркетинговый
5. Программное обеспечение управления затратный маркетинговый доходный
6. Производствен­ное программное обеспечение доходный маркетинговый затратный
7. Сеть сбыта затратный доходный маркетинговый
8. Франчайзинг доходный маркетинговый затратный
9. Корпоративная практика затратный доходный маркетинговый

Основной подход (доходный и затратный метод) обыч­но обеспечивает наиболее точную оценку конкретного актива. А второстепенный подход (сравнительный и доходный метод) могут работать хорошо, но как правило имеют ряд существенных недостатков. Он может быть полезен для сравнения и подтверждения оценки, полученной с помощью основного подхода. Неэффективный подход (затратный, сравнительный, доходный) используется в том случае, если нет данных для применения более эффективного подхода, но получается наименее точное значение.

Однако наиболее обоснованная оценка объектов ИС возможна по ее вкладу в капитал предприятия как актив бизнеса. Поэтому основным подходом расчетов выступает доходный метод.

Маркетинговый метод требует учета многих факторов, а необходимые информации, как правило, редко доступны, поскольку надо досконально знать, как проходили сделки с подобной собственностью у других, о чем конкретно договарива­лись стороны, не присутствовал ли элемент принуждения и т.д. Выбор правильной аналогии в данном случае весьма туманен.

При затратном подходе к оценке ИС или НА цена может быть определена с гораздо большей точностью, но и здесь не все так гладко, как хотелось бы: конечная цифра оценки также не в состоянии учесть ряд очень важных факторов (прибыль от коммерциализации, инвестиционный риск, потенциал роста дохода и др.).

Величина, полученная с помощью затратного метода (Р), хорошо отражает стоимость разработки до ее коммерциализации, но дальше этого момента метод по сути не действует, хотя именно с него и начинается отдача в инновационном бизнесе.

Доходный метод основан на определенной арифметике:

1. Цена предприятия = инвестированный капитал = долгосрочная задолженность + акционерный капитал -чистый оборотный капитал + материальные активы + нематериальные активы + интеллектуальная собственность.

2. Чистый оборотный капитал = оборотный капитал = краткосрочные обязательства;

3. Материальные активы = земля + здания + оборудование + транспорт + офисное оборудование.

4. Нематериальные активы = программное обеспечение + обученный персонал + заключенные договоры (контракты) + сеть сбыта.

5. Интеллектуальная собственность = запатентованные изобретения + торговые марки + авторские права + ноу-хау (служебная и коммерческая тайна).

Если фирма имеет одну запатентованную технологию, но не имеет известной торговой марки или иной интеллектуальной собственности, то стоимость принадлежащего ей патента будет равна: запатентованная технология = долгосрочная задолженность + акционерный капитал - чистый оборотный капитал — материальные активы - нематериальные активы. Все величины берутся либо из балансовых счетов или годовых отчетов предприятия (фирмы), либо подсчитываются затратным методом отдельно для каждого нематериального актива.

Можно сколько угодно спорить с той или иной методологией оценки объектов ИС или НА, но сегодня, в современной рыночной экономике, самое точное ее определение может дать только рынок с его принципом жизненного цикла товара.

При включении объектов НА или ИС в хозяйственный оборот предприятия возникает необходимость в оценке его стоимости. Практика приватизации в России показала, что эта оценка требуется, если:

· предстоит выделение из крупного предприятия неболь­шой жизнеспособной фирмы;

· планируется поглощение одного предприятия другим;

· ожидается реорганизация предприятия или фирмы (переход из одного вида собственности в другой);

· предстоит ликвидация предприятия;

· поступило предупреждение со стороны государства об отчуждении активов.

Во всех этих случаях целью оценки выступают:

· включение объектов НА или ИС в уставной капитал;

· обоснование расчета цены за право использования объектов ИС в связи с ожидаемым заключением лицензионного договора;

· определение размера вознаграждения автора результатов ИС;

· получение банковского кредита под залог исключи­тельных прав владельца объекта ИС;

· составление бизнес-плана с целью привлечь внимание инвестора;

· определение размера налога на имущество при его дарении или наследовании.

5.5.1. Анализ экономической эффективности
использования нематериальных активов

Анализ использования НА при производстве продукции, оказании услуг, выполнении работ начинают с факта приобретения. В большинстве случаев вложения в НА - это вложения в объекты промышленной собственности: лицензии на использование технологии изготовления продукции, расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных площадей; организация управления технологическими процессами; сбыт и обслуживание лицензионных соглашений и т.п. Таким образом, эффективность вложения в НА должна рассматриваться с точки зрения доходности предприятия.

Конечно, эффект от приобретения предприятием права использования запатентованного производственного опыта и знаний, а также ноу-хау, т.е. незапатентованного опыта, может быть определен только по результатам реализации предприятием продукции, произведенной с учетом объектов НА. Но объем продаж данной продукции зависит от множества других факторов: цены, спроса, качества товара и др. Поэтому вычислить действие каждого из этих факторов изолированно — дело весьма непростое и требует комплексного подхода, поскольку зависит также от размеров единовременных платежей за них, от сроков финансирования и объема капитальных вложений предприятия в производственные и прочие фонды, от текущих расходов, связанных с изготовлением и сбытом лицензионной продукции.

В экономической литературе часто приводится формула расчета экономической эффективности (Э) использования таких объектов НА, как лицензии и ноу-хау, за определенный период:

где t - период использования лицензии (или ноу-хау); Rt -стоимостная оценка результата использования лицензионной технологии в году; St ~ затраты, связанные с использованием лицензионной технологии в году; r - ставка дисконтирования, т.е. приведение разновременных затрат к одному моменту времени.

В качестве r для расчетов в мировой и российской практике используется средняя годовая ставка банковского про­цента, средняя годовая норма прибыли, средний норматив эффективности капитальных вложений. Если производство продукции в целом невозможно без данной лицензии (или ноу-хау), то результатом их использования выступает вся выручка от реализации.

Применяемая лицензия или ноу-хау оказывают свое влияние в следующих ситуациях:

· при изменении стоимости узлов и деталей, изготовленных по новой технологии, входящих в состав продукции или реализуемых отдельно;

· при повышении качества производимой продукции (услуг) и соответствующей надбавки к цене;

· при повышении конкурентной способности продукции и расширении за счет этого рынка сбыта;

· происходит экономия капитальных вложений за счет отказа от собственных НИОКР, что приводит к росту фонда накопления;

· экономия текущих затрат за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых затрат на производ­ство продукции.

Во всех этих случаях результатом использования будет не вся выручка, а только ее часть.

Крайне серьезный вопрос в анализе экономической эффективности использования объектов НА - это характеристика затрат, связанных с их приобретением.

В мировой практике затраты, связанные с приобретением лицензий, складываются из двух частей:

· во-первых, из платежей за право пользования лицензи­ями в форме единовременных или периодически осуществляемых фиксированных (паушальных) платежей либо в форме отчислений из прибыли или объема реализации лицензионной продукции (в форме роялти);

· во-вторых, из текущих затрат на производство и сбыт лицензионной продукции.

При этом существенное значение приобретает необходимость финансового обоснования формы платежей, так как затраты предприятия, связанные с оплатой стоимости лицензий или ноу-хау, распределены во времени. Затраты будущих пе­риодов дисконтируются и приводятся к начальному периоду платежей. Может возникнуть и другая ситуация: одна из сторон испытывает острую потребность в наличных средствах. Тогда идут на сравнение затрат, связанных с выплатой паушальных платежей и роялти. В этом случае выгодно отказаться от крупного первоначального платежа (паушального) и пойти на значительные выплаты в будущем (роялти).

Сравнение эффективности этих двух видов платежей (Э) осуществляется по формуле:

где Z - разность в затратах на оплату лицензий года по паушальной форме и форме роялти; r - ставка дисконтирования; t - срок действия лицензионного соглашения (лет).

Если для такого расчета нет нужной информации, то можно использовать прецеденты прошлых аналогичных сделок.

Конечный же эффект от использования НА выражается в общих результатах хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Это, как правило, снижение затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ; увеличение объема продаж или сбыта; рост прибыли; повышение ликвидности; устойчивость финансового состояния и т.д.

Исходя из этого основным принципом анализа экономической эффективности использования объектов НА в обороте предприятия можно считать следующую формулу: темпы роста отдачи капитала должны опережать темпы роста его затрат. Другими словами, в динамике темпы роста выручки от реализации продукции (услуг, работ) или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов.

Доходность НА можно оценивать по общепринятой формуле доходности капитала (всего капитала, собственного капитала, основного капитала и т.д.):

где Р - доходность (рентабельность) объектов НА; П6 -прибыль балансовая (или чистая); Сс р — средняя стоимость объектов НА.

С помощью методов факторного анализа можно преобразовать эту формулу следующим образом:

где Опр - объем продаж (выручка от реализации продукции, услуг, работ); П6пр - рентабельность продаж; Опрср -оборачиваемость объектов НА.

Таким образом, доходность экономического использова­ния объектов НА может расти за счет ускорения их оборота и повышения рентабельности продаж.

Контрольные вопросы

1. Назовите общие черты различных объектов интеллектуальной собственности.

2. Назовите основные типы процедур оформления интеллектуальной собственности.

3. Какие объекты интеллектуальной собственности называют также объектами промышленной собственности?

4. Что относится к объектам авторского права?

5. Почему для охраны объектов промышленной собственности потребовалось создать специальное патентное право?

6. Чем отличается товарный знак от знака обслуживания?

7. Чем отличается полезная модель от промышленного образца?

8. Перечислите основные функции товарного знака.

9. Перечислите основные виды лицензий.

10. Какой вид лицензии предусматривает передачу наибольшего объема прав на объект интеллектуальной собственности?

11. Какие виды платежей используются при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности?

12. В чем состоит особенность лицензий на ноу-хау?

13. Раскройте понятие «нематериальные активы».

14. Какова практическая значимость введения нематериальные активов в хозяйственный оборот предприятия.

15. Назовите основные принципы формирования нематериальных активов.

16. В каких случаях необходима оценка рыночной стоимости нематериальных активов?

17. Какие варианты оценки рыночной стоимости нематериальных активов различают на практике?

18. Назовите основные этапы процесса оценки рыночной стоимости нематериальных активов.

19. Раскройте содержание доходного подхода к оценке рыночной стоимости нематериальных активов.

20. Раскройте содержание маркетингового подхода к оценке рыночной стоимости нематериальных активов.

21. Раскройте содержание затратного подхода к оценке рыночной стоимости нематериальных активов.

22. Раскройте понятие «долевой оценки» рыночной стоимости нематериальных активов.

23. Назовите наиболее простые методы предварительной оценки.

24. Какова эффективность применения различных подходов к оценке рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.

25. Сформулируйте основной принцип, лежащий в основе анализа экономической эффективности использования объектов нематериальных активов.

26. От чего зависит рост доходности от использования объектов нематериальных активов?

27. Из чего складываются затраты, связанные с оформлением лицензии?

 
 


* Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий. Условия роста. – М.: Маркет ДС, 2003 – 432 с.

* А. Шаповалов. «Россия перешла в подготовительный кластер». А. Праздничных «Особые экономические зоны – это не кластеры». Коммерсантъ, 24 марта 2006 г. № 51, стр. 20

* Коммерческое развитие научно-исследовательских организаций в России. – М.: СКАНРУС, 2001, С. 231-237.

* Коммерческое развитие научно-исследовательских организаций в России. – М.: СКАНРУС, 2001, С. 321-237.

* Дж.Р. Мэтьюз, А.А. Постников. Управление проектами. – Обнинск: МАСЗ, 2005, 140 с.

* А.С. Лебедев, А.А. Постников. Управление проектами с помощью Microsoft Project. – Обнинск: МАСЗ, 2005, 145 с.

* Дж. Р. Мэтьюз, А.А. Постников. Риск-менеджмент. – Обнинск: МАСЗ, 2003, 36 с.

* Агафонова И.П. Обзор методов управления рисками инновационного проекта. Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2004, С.47-57

* Г.И. Олехнович. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. – Минск: Амалфея, 2005, с. 73-118.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.