КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель гражданского оборота информации
В процессе обращения информации участвуют три субъекта: создатель или производитель информации, обладательинформации и потребительинформации. Именно между ними и возникают отношения по поводу информации как объекта гражданских прав, которые подлежат правовому регулированию. Создатель (производитель информации) — лицо, в результате интеллектуальной деятельности которого создается информация (ее содержание). Для включения информации в оборот создатель переводит ее на материальный носитель, в результате чего появляется информационная вещь или информационный объект (оригинал произведения), обладающий свойством двуединства информации и материального носителя и свойством оборотоспособности. Создатель такого информационного объекта приобретает право собственности на материальный объект, на котором отражено содержание созданной им информации, по факту ее создания. Следовательно, он может продать, передать, подарить, завещать оригинал своего творения по своему усмотрению. Однако при этом он приобретает дополнительно к вещным правам на носитель с информацией и информационные правомочия, т.е. право знать содержание информации, применять это содержание в собственной деятельности, тиражировать и распространять содержание информации, в том числе и в коммерческих целях, или передать это право другому лицу. Другими словами, при регулировании отношений, возникающих по поводу этого информационного объекта, т.е. информационной вещи - оригинала, могут применяться (и должны применяться) одновременно два института — вещного права по отношению к материальному носителю, содержащему информацию, и авторского права — по отношению к содержащейся на носителе информации. Обладатель (держатель) информации (содержания информации) - приобретает информационные правомочия по договору с создателем информации, объем которых закреплен условиями договора. При этом обладатель информации получает в соответствии с договором в собственность или во временное пользование и на ответственное хранение саму информационную вещь — оригинал информационного объекта или его учтенную копию. Включение такого информационного объекта в состав объектов информационного правоотношения необходимо и для рассмотрения споров в случае возможного искажения содержания информации при ее наборе и тиражировании. Выполняя договорные обязательства, обладатель информации осуществляет тиражирование и распространение информации. Потребитель информации (потребитель содержания информации) — является тем конечным получателем или пользователем информации, ради соблюдения прав которого на информацию и строится в конечном итоге информационное право. Приобретая, как правило, конкретный экземпляр информационного объекта (информационную вещь), он приобретает также право знать содержание информации и право пользоваться этим содержанием в личных целях. Ему должно быть запрещено тиражировать и распространять полученную информацию в коммерческих целях. И в этом существенное отличие прав потребителя от прав создателя и обладателя информации. Таким образом, потребитель обладает правомочиями знать и применять содержание информации в собственной деятельности. Практика обращения информационных объектов в реальной жизни (например, лазерных дисков, содержащих программы для ЭВМ или другие произведения) пошла по пути так называемых конверточных договоров. На конверте, в который вложен лазерный диск или другой носитель с информацией, напечатаны условия договора (по сути, это договор оферты), в котором оговариваются условия использования покупателем информации, отображенной на этом носителе. К сожалению, российское законодательство пока отстает в этой части. Составной информационный объект аналогичен сборникам в авторском праве, однако это понятие шире, так как к таким объектам в информационном праве относят и те объекты, которые не являются результатом творчества, а представляют собой набор сведений или данных, которые имеют потребительский спрос, и активно приобретаются потребителями. К составным объектам относятся базы и банки данных, автоматизированные информационные системы, библиотеки, архивы, другие объекты, в которых накапливается информация с целью коммерческого распространения как самих таких составных объектов, так и информации (сведений, данных) из них. Здесь появляется еще один субъект правоотношений — информаторкак разновидность производителя или обладателя информации. Это может быть физическое или юридическое лицо, профессионально занимающееся информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, передачей и распространением информации. В первую очередь, это производители баз и банков данных, информационных систем, других составных информационных объектов. Типичные примеры составных информационных объектов — справочные правовые системы Гарант, Кодекс, Консультант Плюс, ЮСИС. Они включают в свой состав технические, программные средства и информационные базы нормативных правовых актов и другой правовой информации. Оригиналы этих составных информационных объектов расположены в упомянутых фирмах, копиями снабжаются многочисленные потребители. Очевидно, что их собственники, то есть фирмы, обладают всем объемом информационных правомочий, потребители в соответствии с договором — только правом знать содержание этих баз и применять полученную из баз информацию в личных целях. Очевидно, что оригинал объекта, размещенный в фирме-производителе, и проданная копия имеют одно и то же содержание, однако стоимость оригинала и копии — несоизмерима. Глава 7
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |