Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпоративные информационные системы (КИС) и платформы для их реализации




В самом общем смысле термин Корпорация означает объединение предприятий, работающих под централизованным управлением и решающих общие задачи. Корпорация является сложной, многопрофильной структурой и вследствие этого имеет распределенную иерархическую систему управления. Корпоративное управление определяется как система взаимоотношений между акционерами, советом директоров и правлением, определенные уставом, регламентом и официальной политикой компании, а также принципом главенства права на основе принятой бизнес-модели.

Бизнес-модель – это описание предприятия, как сложной системы, с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень её детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения.

Предприятия, отделения и административные офисы, входящие в корпорацию, как правило, расположены на достаточном удалении друг от друга. Их информационная связь друг с другом образует коммуникационную структуру корпорации, основой которой является информационная система.

Информационная модель – подмножество бизнес-модели, описывающее все существующие (в том числе не формализованные в документальном виде) информационные потоки на предприятии, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля.

Информационная система (ИС) – это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками, включающая в себя следующие обязательные элементы:

· Информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных, и т.д.

· Регламент развития информационной модели и правила внесения в неё изменений.

· Кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели.

· Программное обеспечение, конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программное обеспечение является основным движителем и, одновременно, механизмом управления ИС). Кроме того, всегда существуют требования к поставщику программного обеспечения, регламентирующие процедуру технической и пользовательской поддержки на протяжении всего жизненного цикла.

· Кадровые ресурсы, отвечающие за настройку и адаптацию программного обеспечения, и его соответствие утвержденной информационной модели.

· Регламент внесения изменений в настраиваемые структуры (специфические настройки, структуры баз данных и т.д.) и конфигурацию программного обеспечения и состав его функциональных модулей.

· Аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации программного обеспечения (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное программного обеспечение и СУБД).

· Эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы.

· Правила использования программного обеспечения и поль­зовательские инструкции, регламент обучения и сертификацию пользователей.

Корпоративная информационная система (КИС) обеспечи­вает поддержку принятия управленческих решений на основе автоматизации процессов, процедур и других способов осуществ­ления деятельности корпорации. Деятельность регламентируется информационно-нормативными документами, а также результата­ми измерений и оценок, статистических материалов и оперативного управления и т.д. В добавление к этому, задачами информационной системы может быть помощь персоналу при анализе проблемы, визуальное рассмотрение сложных объектов и разработка новых продуктов.

Основным управляющим фактором является процедура приня­тия решения, на основании результата которой осуществляется воздействие на систему (предприятие, корпорацию, компанию, организацию). КИС сама по себе решений не принимает, но, буду­чи эффективно настроенной, способна поставлять информацию руководителю, лицам принимающим решения, в том ракурсе, который наиболее подходит для принятия конкретного решения. Процедуры (механизмы) принятия решений по управлению корпо­ративными программами рассматриваются во второй части на­стоящей работы.

Обычно программное обеспечение считается управленческим, если в нем реализована функциональность для поддержки итера­тивной процедуры «планирование ® контроль ® анализ отклоне­ний ® обратная связь».

Технология принятия управленческих решений должна, как минимум, фиксировать компоненты процесса принятия решений и закреплять эти компоненты за структурными звеньями корпорации.

Выделяют решения стратегические и текущие. Текущие реше­ния могут характеризоваться наличием следующих взаимосвязан­ных процессов: сбор информации (мониторинг), выработка реше­ний (планирование), реализация решений, учет, контроль, анализ, оценка деятельности, мотивация и регулирование.

В принятии стратегических решений важнейшими процессами являются: стратегический анализ; выработка стратегии корпора­ции; разработка стратегической программа. Каждый из этих про­цессов может детализироваться дальше. Например, стратегический анализ может включать:

• анализ проблем внешней сферы, возможностей и угроз рын­ка;

• анализ внутренней сферы корпорации, ее сильных и слабых сторон;

• управленческое обследование;

• анализ конкурентов;

• анализ издержек и т.д.

Все это - вопросы постановки менеджмента, определения ключевых бизнес-процессов. В их реализации КИС помогают, могут заменить и взять на себя большинство рутинных процессов, но далеко не все процессы принятия решений. В свою очередь менеджмент без информационных систем, построенных на совре­менных информационных технологиях, становится все менее эф­фективным.

Информационная технология - совокупность аппаратного обеспечения, программного обеспечения, технологий хранения информации, сетевых технологий, обеспечивающих коммуникации и связь компонент системы в единое целое. Все эти ресурсы, ис­пользуемые в организации, определяют инфраструктуру информа­ционной технологии, или IТ-инфраструктуру, которая является фундаментом для построения информационной системы.

Информационная система содержит данные о различных объ­ектах, необходимые для конкретной организации. При этом она использует информационные технологии для преобразования набора данных в поток информации, который может быть исполь­зован человеком. Существует значительная разница между поня­тиями «программное обеспечение» и «информационная система». Программы точно так, как и электронная начинка компьютеров, - всего лишь материалы для создания современной информационной системы. Компьютеры обеспечивают хранение и обработку инфор­мации; программное обеспечение - это набор инструкций, управ­ляющих действиями компьютера. Знание принципов работы ком­пьютеров и программного обеспечения важно при разработке решений для организаций, но нельзя забывать, что это - всего лишь часть информационной системы.

Отдача от автоматизации в первую очередь зависит от того, насколько широко она охватывает все сферы деятельности корпо­рации. И, хотя понятие корпоративности подразумевает наличие довольно крупной, территориально-распределенной информацион­ной системы, сюда, как правило, относят системы любых предпри­ятий, вне зависимости от их масштаба и формы собственности. Любая фирма, организация или государственное учреждение, имея сегодня в своем активе сеть с одним сервером и десятком компью­теров, по всем правилам развития, может или даже должна сущест­венно расшириться завтра. Кроме того, все без исключения инфор­мационные системы начинают создаваться с какого-либо одного подразделения, реализующего некоторый целостный, но не обяза­тельно самый главный, цикл деятельности.

Эффективно управлять современным предприятием довольно трудно, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются планирование, координация, контроль, анализ и оценка деятельности, которые осуществляются в различных направлениях деятельности предприятия. Управленче­ские решения, формируемые в ходе выполнения вышеперечислен­ных функций, служат отправным моментом для конкретных испол­нителей. В связи с тем, что автоматизация исполнения должностных обязанностей и отдельных поручений фактически стала в последнее время стандартом де-факто, особую остроту приобретает проблема автоматизации непосредственно управлен­ческих функций.

Поэтому в составе КИС принято учитывать средства для доку- ментационного обеспечения управления, информационной под­держки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотруд­ников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов, реализующих различные методы управления.

В корпоративных системах используются различные мето­ды управления, в том числе: методы управления ресурсами, про­цессами, проектами и корпоративными знаниями (в широком смысле).

Методы управления ресурсами используют модель, пред­ставляющую организацию как систему ресурсов (финансов, мате­риальных запасов, кадров), принадлежащих владельцам - юриди­ческим лицам, структурным подразделениям, физическим лицам. Все процессы описываются как проводки (хозяйственные опера­ции), отражающие перемещение ресурсов между владельцами. Сюда относятся управление финансами, материальными запасами, кадрами в той степени, в которой они рассматриваются как ресурс (заработная плата). Основная цель управления для этого метода - обеспечение ресурсами и контроль над ними. Метод управления хорошо описывается моделями, ставшими стандартами: модель бухгалтерского учета (например, GААР), планирование производ­ственных ресурсов (МRР II), планирование всех ресурсов предпри­ятия (ЕRР). В качестве универсального языка представления ис­пользуются балансовые модели с языком проводок. Методы этой группы поддерживаются широким спектром прикладного про­граммного обеспечения, при этом наиболее распространены бух­галтерские системы.

Методы управления процессами используют модель орга­низации как системы бизнес-процессов. Здесь центральными поня­тиями выступают процесс, функция, данные, событие. Основная цель управления для этих методов - обеспечение координации событий и функций. Сюда можно отнести такие методы, как управ­ление качеством (ТQМ -стандарт ISO9000), управление процес­сами (Workflow -стандарты ассоциации Workflow Management Coalition). В качестве универсального языка представления описа­ния используются формальные языки, многие из которых зафикси­рованы как стандарты: языки семейства IDEF, СIМ-OSA, языки описания объектно-ориентированных моделей. Методы управления поддерживаются программным обеспечением, которое известно как, документооборотом, технологическими процессами.

• Методы управления проектами основанные на семействе стандартов РМI (Рroject Management Institute - РМВOK), моде­лей календарно сетевого планирования, метода критического пути, методики освоенного объема и т.д. Методы управления поддержи­ваются программным обеспечением для управления проектами, управления обязательствами (договорами), управления поставками и т. д.

• Методы управления знаниями используют модель органи­зации как системы небольших коллективов сотрудников, решаю­щих общую задачу, а в роли организующих факторов выступают корпоративные знания и эффективные коммуникации. Главным корпоративным ресурсом управления становится база корпоратив­ных знаний, в которой сотрудники могут быстро найти информа­цию для принятия правильного решения и понимания друг друга. Эта база концентрирует в себе коллективный опыт компании и создает основу корпоративных коммуникаций. Основная цель управления - обеспечение координации, коммуникации и быстрого поиска информации для самостоятельного принятия решения. Эта группа методов управления сейчас переживает период бурного развития и получила общее название «управления знаниями» (Knowledge Management). О стандартах на уровне моделей гово­рить пока еще рано. Хотя в области универсальных языков описа­ния наметились некоторые тенденции. Для структурирования информации начинает активно применяться язык SGML, который зафиксирован как стандарт ISO 8879. К этой группе методов также относятся методы управления проектами, которые поддерживаются специальным программным обеспечением, типа Primavera Methodology Manager, которое обобщает «лучший» опыт реализации проектов и позволяет на основе библиотеки типовых фрагментов быстро генерировать новые проекты, удовлетворяющие новым требованиям по срокам, ресурсам, глубине проработки структуры проекта, бюджету и т.д. При использовании подобных систем критическим фактором управления являются проектные коммуни­кации и квалификационный уровень проектной группы, а не каче­ство проработки проекта. В целом методы управления знаниями поддерживаются программным обеспечением класса Group Ware, информационно-поисковыми системами, Интранет-технологиями: Web-технологией, электронной почтой, телеконференциями. Сис­темы Group Ware послужили отправной точкой технологии Интранет. Далеко не случайно лидеры рынка программного обеспечения класса Group Ware стали ведущими производителями Интранет-систем: Lotus, Microsoft, Novell. Наряду с перечисленными произ­водителями прочное место на этом рынке заняли Netscape и Oracle.

Широкопрофильная информационная системы, которым в большинстве своем относятся современные КИС, должны в равной, максимально допустимой степени удовлетворять все подразделе­ния организации, по возможности сохранять существующие бизнес процессы, а также методы и структуру управления. Без привлече­ния автоматизации практически нельзя контролировать постоянно меняющиеся баланс ресурсов, бизнес-процессы, реализуемые проекты (группы проектов, программы) и растущие в геометриче­ской прогрессии знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.