Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление информационной средой корпорации. Архитектура Tivoli Enterprise

Первоначально управляющая среда по версии Tivoli имела традиционную двухуровневую архитектуру: сервер (менеджер) и управляемые узлы (агенты). Ныне система Tivoli Enterprise реализует трехуровневую архитектуру,

 

Таблица 8.1 – Базовые функции управляющей информационной системы

 

Информационная подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Кадровая и квалификационная подсистемы Подсистемы высших менеджеров
Исследование рынка, сегментации, прогнозирование продаж Планирование объемов работ, разработка календарных планов Управление портфелем заказов и ценных бумаг Анализ и прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах Элементы стратегического планирования. Реагирование на изменения во внешней среде
Управление закупками и продажами Оперативный контроль и управление производственными процессами Управление кредитной политикой Кадровый учет, учет назначений и перемещений Анализ стратегических и управленческих ситуаций
Рекомендации по изменению номенклатуры продукции Анализ работы оборудования и потребности в обновлении Разработка финансового плана Ведение текущих и архивных записей о персонале Выявление и решение тактических проблем
Анализ конъюнктуры и рекомендации по установлению цены Участие в формировании заказов поставщиков Финансовый анализ и прогнозирование. Контроль исполнения бюджета Планирование повышения квалификации персонала Обеспечение процесса выработки стратегических решений
Учет заказов, рекомендации по рекламной деятельности Управление запасами и ресурсами Бухгалтерский учет, расчеты и платежи Контроль обучения персонала Контроль деятельности фирмы

обеспечивающую более масштабируемое решение. Между управляющим сервером (Tivoli Management Server) и агентом (конечной точкой, еndpoint) помещается управляющий шлюз (gateway), который обеспечивает связь между определенной группой управляемых агентов и остальной средой Tivoli. Конечной точкой может быть любая машина (Unix-станция, персональный или мобильный компьютер, сетевое устройство), управляемая с помощью сервера Tivoli Management Region. Управляющий шлюз (он же управляемый узел) отвечает за все коммуникации с подчиненными ему конечными точками без дополнительных соединений с управляющим сервером.

В объектно-ориентированной архитектуре, которая лежит в основе Tivoli Enterprise, шлюз вызывает для выполнения методы объекта, описывающего конечную точку, или выполняет собственные методы для конечной точки. Конечная точка получает профили управления, выполняет задачи управления системой, мониторинг, посылает на управляющий шлюз события и т.д. Расположенный на самом верхнем уровне иерархии управления сервер TMR работает как диспетчер среды Tivoli, устанавливая и поддерживая отношения между конечными точками и соответствующими шлюзами.

Основное преимущество трехуровневой архитектуры - масштабируемость. Каждый шлюз может управлять тысячами конечных точек, а под управлением одного сервера TMR может быть до 200 шлюзов. Программное обеспечение управляемого агента (Tivoli Management Agent), установленное в конечной точке, имеет очень небольшой объем (1-2 Мбайт на диске), поэтому Tivoli Enterprise способен обеспечить полную управляемость машин, которые раньше не могли предоставить нужного количества ресурсов для загрузки управляющего кода. С другой стороны, перенос значительной части управляющих функций на шлюз сокращает требования к компьютерным мощностям сервера TMR.

Tivoli Management Framework. Система управления корпоративной информационной инфраструктурой Tivoli Enterprise включает в себя три основных компонента: базовую систему Tivoli Management Framework, управляющие приложения и инструментальные средства для добавления в стандартные приложения Tivoli новых возможностей и разработки собственных управляющих модулей с помощью стандартных API.

 

 

Рисунок 8.3 – Архитектура Tivoli Enterprise

 

Основа Tivoli Enterprise - открытая, масштабируемая, кросс-платформная технология Tivoli Management Framework (TMF), которая является уникальной разработкой компании. TMF позволяет унифицировать управление различными ресурсами - системами, сетями, базами данных, ресурсами Internet - в многоплатформной среде. Все приложения, которые включает в себя Tivoli Enterprise, используют TMF, которая представляет собой объектно-ориентированную архитектуру, построенную в соответствии со спецификацией CORBA. TMF рассматривает все управляемые ресурсы как сеть взаимодействующих объектов, информация о которых хранится в репозитарии объектов - объектно-ориентированной базе данных Tivoli Enterprise. Опора на CORBA-инфраструктуру обеспечивает интеграцию в среду любого размера и топологии - от локальных сетей до сложных гетерогенных инфраструктур. Объектный подход и широкая поддержка этой спецификации, позволяет управлять системами на разнообразных платформах: SunOS, Solaris, HP-UX, AIX, Windows 95/NT, OS/2, Novell NetWare.

TMF существует автономно от управляющих приложений Tivoli, но без этой системы не сможет работать ни одно из них, поскольку в нем заложены основные концепции управляющей среды и реализованы базовые возможности, необходимые для любого управляющего приложения. По сути дела TMF - это общий знаменатель для всех модулей среды Tivoli Enterprise, которые решают свои специфические задачи, а для выполнения стандартных служб обращаются к TMF. Эти службы - основа для взаимодействия системного администратора с базовой архитектурой и управляющими приложениями Tivoli Enterprise.

Основные компоненты TMF - графическая панель, объектно-ориентированные базы данных, базовые понятия и службы для управляющих приложений. Графический интерфейс позволяет администратору получить согласованное представление об управляемой среде Tivoli Enterprise и предоставляет доступ к управляющим приложениям. Объектно-ориентированные базы данных хранят информацию об управляемых ресурсах Tivoli Enterprise и специфические данные определенных приложений. Одна база данных распределена по всем машинам управляемой области Tivoli Management Region, на которых выполняется TMF.

Надо отметить, что данные об управляемых ресурсах в Tivoli Enterprise могут храниться не только в собственной объектно-ориентированной базе, но и в традиционных реляционных базах данных - Sybase, Oracle, MS SQL Server, Informix или DB2. Для доступа к ним Tivoli Enterprise обеспечивает объектно-ориентированный интерфейс RDBMS Interface Module (RIM). Хранение информации о ресурсах в традиционных базах данных позволяет применять в процессе управления средства выдачи запросов и генерации сообщений этих баз данных. Благодаря интерфейсу RIM данные одного приложения становятся видимыми для другого. RIM обеспечивает возможность разделения данных между приложениями - множество приложений получают доступ к данным, собранным из различных источников и хранящихся в реляционной базе данных.

Управляемые ресурсы - одна из базовых концепций TMF, средство моделирования с помощью объектной технологии физических ресурсов реального мира, которыми управляют приложения Tivoli Enterprise. Ресурсы представляют элементы вычислительной среды предприятия - компьютеры или наборы правил для управления системой или множеством систем. Ресурсы, которые подчиняются определенным наборам правил - это управляемые ресурсы, а правила, заданные для их управления - политика, конкретное правило которой называется методом.

Политика управления позволяет администратору подчинить управляемые объекты заданному набору правил, определяющему поведение ресурса или приложения. В функции политики управления входит генерация определенных значений для вновь созданных ресурсов (default policy) и задание ограничений для тех случаев, когда администратор использует или модифицирует ресурс (validation policy). Примером политики, может быть, правило, согласно которому пользователь при входе в систему должен вводить имя длиной не более чем восемь символов. Администратор может создать сценарий, который по полному имени пользователя будет конструировать его login (default policy), а также написать сценарий для проверки длины входного имени (validation policy). Все операции управляющих приложений Tivoli Enterprise подчиняются определенным политикам.

В TMF все управляемые ресурсы, которые подчиняются общему множеству управляющих правил-политик, объединяются в область политики (policy region). Такая область представляет собой абстрактное построение, которое позволяет управляющей системе моделировать управление и организовывать распределенную вычислительную корпоративную среду. С физическими границами области управления TMF области политики никак не связаны.

Профиль или набор информации по системному ресурсу - это еще одно базовое понятие TMF. Профиль - это средство конфигурации удаленных систем в распределенной среде, которое позволяет создавать и распределять информацию о системе. Управляющие приложения Tivoli Enterprise создают абстрактные профили для управляемых ресурсов и служб, не зависящие от определенной архитектуры и платформы. Профиль описывает конфигурацию определенного ресурса, например, учетные данные пользователя в группе разработчиков или настройки принтера, установленного на первом этаже офисного здания.

Для хранения профилей используется централизованная база данных, из которой они могут распределяться по множеству узлов. Например, профиль для приложения Tivoli User Administration содержит имя пользователя, его идентификатор и группу. Для того чтобы создать группу логически связанных профилей, полностью описывающих определенный системный ресурс, и организовать их получение соответствующими системами (так называемыми подписчиками - subscriber), в TMF используются специальные менеджеры профилей (profile manager). Таким образом, профили являются базовым средством контроля и внесения изменений в конфигурации подчиненных им ресурсов.

Помимо определения политик управления и службы конфигурации ресурсов с помощью профилей, TMF обеспечивает управляющие приложения Tivoli Enterprise еще рядом общих сервисных возможностей. В структуру базовой технологии управляющей среды Tivoli входят:

· планировщик (scheduler), который позволяет планировать одноразовое или периодическое выполнение определенных задач, например, распределение профилей, на определенное время;

· средство сбора (collections), предоставляющее возможность организации произвольных, неоднородных ресурсов в логические группы;

· средство нотификации (notification), с помощью которого приложение сможет оповестить администратора о том или ином событии в ходе выполнения управляющих операций;

· библиотеки задач, которые позволяют администратору хранить некоторые стандартные автоматизированные процедуры управления. Администратор может один раз определить процедуру и затем выполнять ее на множестве машин.

Объектные принципы построения базовой архитектуры TMF делают ее достаточно мощной и гибкой. Все ресурсы информационной системы моделируются как объекты, а основные службы, которые используют все управляющие приложения, инкапсулируются как методы этих объектов. Все коммуникации между объектами, управляемыми из приложений Tivoli Enterprise, выполняются с помощью брокера запросов oserv, работающего на сервере TMR и на каждом клиенте из управляемой области. Реализация базовых методов управления определенным ресурсом скрыта от приложения путем инкапсуляции в объекте, моделирующем этот ресурс. Технология Tivoli Management Framework позволяет включить в процесс управления множество данных, методов и зависимостей от конкретной аппаратуры и организовать взаимодействие между ними.

Основные дисциплины управления и управляющие приложения. Вместе с СА-Unicenter TNG, HP OpenView и TransView и рядом других систем Tivoli Enterprise входит в тройку полномасштабных решений для управления сетями и системами, каждое из которых охватывает все обязательные дисциплины управления вычислительной средой:

  • развертывание программного обеспечения;
  • обеспечение доступности сетей и систем;
  • автоматизация процессов;
  • безопасность информационных ресурсов.

Развертывание ПО. Сюда относятся приложения, которые автоматизируют развертывание ПО в распределенной среде и обеспечивают возможность глобального управления изменениями конфигураций ПО.

Software Distribution - автоматизирует распространение, установку и обновление ПО по сети (рис. 8.4), реализуя адресное развертывание приложений и их поддержку на протяжении всего их жизненного цикла. Разработку приложений регламентируют спецификации управления приложениями. Планирование развертывания опирается на данные приложения Tivoli Inventory, которые позволяют получить информацию о состоянии предприятия, и механизм пользовательских ссылок для предоставления конечным пользователям возможности инициировать процесс развертывания. Система выполняет автоматическую генерацию списков дистрибуции.

Для развертывания приложений широко используются средства пакетирования:

  • пакетирование файлов в клиент/серверной среде;

 

Рисунок 8.4 – Развертывание приложений по сети

 

· блоковое пакетирование файлов, которое позволяет избежать проблем при развертывании системы с использованием глобальных сетевых каналов с недостаточной полосой пропускания;

· автопакетирование для нераспределенных настольных приложений.

Используя технологию WAN-Smart, приложение Software Distribution позволяет выполнять развертывание прикладных систем в сколь угодно больших сетях. Технология WAN-Smart дает, в частности, возможность выполнить веерное развертывание приложений для параллельной доставки, обеспечивает сетевую настройку ширины полосы пропускания, размеров буферов дисков и памяти, поддерживает сжатие данных.

Inventory - просматривает и фиксирует аппаратные и программные компоненты, установленные на удаленных системах. Приложение автоматически сканирует и собирает информацию об аппаратных и программных конфигурациях разнородных систем в корпоративной среде и создает единый источник информации о конфигурации. Для получения исчерпывающих данных о конфигурации используется распределенная технология сканирования TIVScan. В глобальных сетях сбор информации осуществляется с применением технологии WAN-Smart, которая позволяет сэкономить полосу пропускания и повысить масштабируемость.

Обеспечение доступности сетей и систем. Приложения этого блока призваны обеспечить постоянную доступность ресурсов, использующих важнейшие корпоративные распределенные бизнес-приложения. Они собирают и распределяют информацию о ресурсах, добиваясь реализации управления с опережением событий - предотвращения проблемной ситуации прежде, чем она возникнет.

Tivoli Enterprise Console (TEC) собирает управляющие сообщения и предупреждения из различных источников, определяет взаимосвязи в информации для выяснения первопричины возникновения проблем и автоматизирует ответные действия. ТЕС обеспечивает интеграцию данных о событиях от любых источников реального мира, в том числе всех доступных адаптеров, EIF-инструментов, журнальных файлов и т.д. Данные о событиях обрабатываются для выполнения корреляции событий и поиска истинных причин возникших проблем. На стандартные события ТЕС генерирует автоматические ответы, высвобождая персонал и позволяя концентрироваться на разрешении сложных проблемных ситуаций. ТЕС - удобное и эффективное средство отслеживания событий и управления ресурсами в непрерывном режиме для сильно распределенных, крупных организаций.

Distributed Monitoring - распределенный мониторинг системных ресурсов и служб, автоматическое определение и корректировка потенциальных проблем. Эти возможности позволяют предотвратить возникновение критичных ситуаций. В функции приложения Distributed Monitoring входит удаленное конфигурирование, мониторинг и управление удаленными системами из единой точки. Управление из центрального узла позволяет изменять или устанавливать параметры мониторинга для множества сходных удаленных систем с помощью одной операции. При наступлении определенных условий на удаленных системах могут автоматически, без участия администратора, запускаться заранее заданные превентивные процедуры. По требованию в центральную точку управления передается информация о статусе системы. Кроме того, приложение Distributed Monitoring обеспечивает автоматическое извещение персонала о наступлении специфичных событий или превышении заранее заданных порогов.

NetView - мощное приложение сетевого управления на базе SNMP, доставшееся Tivoli в качестве приданого от IBM. NetView распознает сети ТСР/IP, отображает их топологию, собирает информацию о сетевых устройствах, выполняет корреляцию, управляет событиями и прерываниями SNMP, выполняет мониторинг состояния сети, собирает данные о производительности. Администратор большой сети через Web-браузер имеет возможность масштабирования системы управления, благодаря использованию такого компонента NetView, как MLM (Mid-Level Management Manager) - менеджер среднего уровня. NetView MLM выполняет управление ресурсами на базе политик, обработку и пересылку сообщений серверу NetView и определенные локальные действия, в то время как сервер NetView отвечает за задание политик управления и корреляцию событий. Опосредованное управление распределенной сетевой инфраструктурой с помощью MLM позволяет оптимизировать сетевой трафик. NetView интегрирована с консолью ТЕС, поэтому администратор сможет выбрать нужную позицию в журнале событий ТЕС и одним щелчком по соответствующей пиктограмме на топологической карте NetView перейти на узел - источник этого события.

NetView обрабатывает информацию о статусе сетевых узлов на самых разных платформах - AIX, Solaris, DigitalUNIX, NT, специальное решение предоставляется для ОС мэйнфреймов - OS/390. Помимо управления по протоколу SNMP, который поддерживает большинство межсетевых устройств, NetView имеет возможность сбора данных от настольных систем, управляемых по стандарту Desktop Management Interface (DMI), и поддерживает спецификацию WBEM (Web-Based Enterpise Management). Корреляция событий выполняется на основе правил - выявляются правила, влияющие на множество событий и устройств, просматриваются прошедшие события и отслеживаются случаи превышения пороговых значений. NetView поддерживает автоматическое реагирование на стандартные события. Как показывает опыт, 80 % событий могут быть разрешены заранее известными способами, которые система автоматически реализует (пошлет сообщение по электронной почте, пейджер или выполнит заданный сценарий). Администратор получает возможность сосредоточиться на поиске решения более сложных проблем.

Decision Support - последнее слово в сфере управления информационной инфраструктурой: использование аналитических средств, позволяющих принимать оптимальные решения при возникновении проблем, более того, выявляя тенденции, предотвращать эти проблемы, управлять сетями и системами в контексте общих бизнес-задач.

Системы поддержки принятия решений, которые до сих пор широко использовались для управления деятельностью корпорации, приходят в системы управления информационными системами. В Tivoli Enterprise входит приложение Decision Support, которое накапливает банки данных об информационных ресурсах и преобразует эти данные в критичную для ведения бизнеса информацию. Decision Support может, например, оценить, сколько специалистов или сколько часов потребуется для полного развертывания ПО, когда потребуется провести обучение персонала, для того чтобы снизить число обращений в службу поддержки. Такого рода анализ позволяет администратору оперативно принимать решения о модификации своих систем, например, об установке нового приложения, заказе модернизации памяти для всей компании и т.д. Обобщенные данные по той или иной проблеме предоставляются в удобном, наглядном виде, что значительно упрощает и ускоряет процесс принятия решения.

Как и любое средство поддержки принятия решений, система Decision Support консолидирует и преобразует данные, выявляя в них скрытые схемы и естественные связи. Decision Support интегрирует данные их разрозненных источников, предоставляя ключевые параметры работы информационных систем и сетей. Реализованные в этом приложении возможности оперативной аналитической обработки позволяют исследовать данные в реальном времени с помощью различных методов и получать отчеты для анализа результатов и их влияния на бизнес. Специальные средства анализа предназначены для аккуратной оценки тенденций и принятия упреждающих решений. Decision Support поддерживает путеводители Decision Support Discovery Guides, которые обеспечивают логическую организацию информации по общим темам (например, путеводитель по активам, изменениям, системам телефонии и т.д.) и позволяют предварительно сформулировать вопросы, с помощью которых проще будет исследовать проблему. У пользователя есть возможность и для задания дополнительных вопросов без необходимости генерировать сложные запросы.

Приложение Decision Support интегрировано с технологией массовой рассылки PointCast Network, благодаря чему данные и обзоры, сгенерированные Tivoli Decision Support, могут распространяться через Internet-каналы PointCast.

Автоматизация процессов. Приложения этой группы автоматизируют действия, гарантирующие интегрированность и надежность функционирования информационной инфраструктуры.

Remote Control - реализует удаленное управление настольными системами, серверами и распределенными приложениями в локальных и глобальных сетях в реальном времени. Workload Scheduler - планирует, координирует и автоматизирует выполнение приложений, гарантируя согласованное и надежное выполнение их функций. Output Manager - обеспечивает доступ ко всем корпоративным ресурсам вывода информации, включая принтеры, электронную почту, факс-машины и Web. OPC - реализует управление нагрузкой. ADSM - реализует управление системами хранения информации

Безопасность информационных ресурсов. Эти приложения контролируют доступ пользователей к корпоративным ресурсам и обеспечивают безопасность этих ресурсов.

User Administration - управляет пользователями, группами и хостами. Имеется специальная версия этого приложения для администрирования пользователей на мэйнфреймах S/390, для которых доступ к ресурсам контролируется системой RACF (Resource Access Control Facility). Tivoli управляет более чем 100 атрибутами для пользователей RACF. User Administration реализует ряд концепций, имеющих ключевое значение для эффективного управления пользователями в распределенной, неоднородной среде: управление, основанное на политиках, управление по подписке, безопасное делегирование полномочий, платформно-независимый интерфейс.

Security Management - открытое решение для управления распределенными средствами защиты на базе ролей в масштабе предприятия. Security Management позволяет определять, исполнять и отслеживать политику безопасности для корпоративной вычислительной среды - от хранилищ данных на мэйнфреймах до настольных компьютеров. Security Management защищает системы, учетные пользовательские данные, приложения, брандмауэры, intranet, Web-серверы от несанкционированных манипуляций и вирусных заражений. Система обеспечивает регулирование доступа к ресурсам на основе ролей пользователей на предприятии, а также реализует возможность задания политики безопасности и средства аудита. Версия Security Management для ОS/390 управляет всеми сегментами системы контроля доступа к ресурсам на мэйнфреймах IBM RACF с помощью открытых и документированных интерфейсов. Кроме того, Security Management предоставляет возможность дополнительной настройки типов записей и типов конечных пользователей через Application Extension Facility. Система Security Management тесно интегрирована с приложением User Administration, а также допускает совместное использование со средством оценки сетевой безопасности Internet Scaner от компании Internet Security Systems (ISS) и антивирусным сканером IBM AntiVirus.

Помимо средств для управления непосредственно сетями и системами, Tivoli предлагает решение для управления ИТ-услугами - Service Desk. Этот прикладной уровень оптимизирует взаимосвязи между ИТ-отделами и потребителями их услуг в корпорации, проясняя зависимости между пользовательскими проблемами, корпоративными активами и изменениями в информационной инфраструктуре. Этими задачами занимаются три приложения, входящие в пакет Service Desk: Tivoli Asset Management (управление активами); Tivoli Change Management (управление изменениями); Tivoli Problem Management (управление проблемами).

Модуль Tivoli Problem Management позволяет контролировать взаимодействие с пользователями, отслеживать их запросы, решать проблемы с помощью современных технологий, поддерживать интеграцию с приложениями управления сетью и системными платформами, обеспечивать пользователей прямым доступом к корпоративным знаниям. По определению самой Tivoli - это центральное приложение системы Service Desk, краеугольный камень стратегии истинного управления службами.

Tivoli Change Management позволяет планировать изменения в информационной инфраструктуре корпорации и обеспечивает сквозное управление этим процессом. Tivoli Change Management обеспечивает полный контроль над процессом внесения любых изменений информационной инфраструктуры, таких как, обновление ПО, перемещение устройств и изменение в сети, которые влекут за собой эти события. Tivoli Change Management предоставляет исчерпывающие данные о последствиях любых модификаций. Это приложение способствует совершенствованию возможностей планирования изменений за счет учета полученного ранее опыта и понимания последствий изменений для вычислительной среды.

Tivoli Asset Management предоставляет полную и точную информацию об активах корпорации, связывая службу поддержки систем с инвентаризационными данными. С количественным ростом активов возрастает их сложность, поэтому Tivoli Asset Management дает общее представление об активах корпорации, поддерживая средства интеграции с системами инвентаризации от других поставщиков. Благодаря Tivoli Asset Management, корпорация может более эффективно управлять своими активами и сопровождать их в течение всего жизненного цикла.

Наконец, в Tivoli Enterprise входит еще одно важное приложение, которое позволяет управлять информационной инфраструктурой в контексте конкретных бизнес-задач. Global Enterprise Manager унифицирует управление кросс-платформными бизнес-приложениями, позволяя управлять сетями, системами, базами данных и стратегическими приложениями как единым объектом. По существу, Global Enterprise Manager-это реализация новой парадигмы управления приложения, так называемого системного бизнес-управления. Системное бизнес-управление позволяет держать под контролем группы связанных приложений, на которых базируются критические бизнес-функции компании: электронный бизнес или электронная коммерция, системы корпоративного планирования ресурсов или корпоративная электронная почта. Такие критичные бизнес-системы, как правило, устанавливаются как на централизованных, так и на распределенных системах, включают в себя множество взаимосвязанных компонентов, как коммерческого, так и внутреннего значения, используют различное промежуточное ПО, различные базы данных и различные операционные платформы. Global Enterprise Manager позволяет управлять всем этим многообразием из единой точки, ставя оценку состояния и контроль за работой приложений на службу глобальным задачам корпоративного бизнеса.

Управление приложениями - одна из основных функций администратора распределенной информационной среды. В Тivoli Enterpise имеется набор модулей для управления известными коммерческими прикладными системами. Используя эти управляющие модули, сетевой администратор имеет возможность из стандартного графического интерфейса Tivoli Enterpise распределять прикладную систему по сети, выполнять инсталляцию на удаленных платформах и поддерживать ее нормальную работу в распределенной среде.

Системы управления бизнес-процессами (Business Process Management Systems - BPMS)

 

BPMS (Business Process Management Suite) – это класс программного обеспечения для управления бизнес-процессами и административными регламентами (употребляются также термины BPM-система и просто BPM). Использование BPMS позволяет организовать эффектинное взаимодействие между управленцами и ИТ-специалистами, лучше использовать существующие и ускорить разработку новых информационных систем. Основные функции BPMS - моделирование, исполнение и мониторинг бизнес-процессов. Основываясь на данных мониторинга, организации выявляют узкие места и усовершенствуют свои бизнес-процессы. Цикл управления замыкается, когда при помощи BPMS измененные бизнес-процессы оперативно внедряются в эксплуатацию.

Решения в области Business Process Management (BPM) позволяют компании произвести оптимизацию бизнес-процессов, используя существующие приложения. Как правило, решение BPM - это комплекс открытых, основанных на стандартах компонентов для моделирования, выполнения, управления и оптимизации бизнес-процессов, а также интеграции корпоративных приложений.

Создаваемые в рамках интеграции приложений сервисы являются «кирпичиками», из которых можно строить последовательность выполнения в интегрированной системе «сквозных» бизнес-процессов, объединяющих процессы различных функциональных областей. Система BPM обеспечивает формирование последовательности автоматически выполняемых шагов бизнес-процесса и правил взаимодействия приложений (передачи информации) на каждом из этих шагов. Модули BPM ведущих производителей интеграционных платформ предоставляют возможность проектирования, разработки, тестирования, исполнения, отслеживания и управления бизнес-процессами. Приложения класса BPM служат удобным инструментом модификации интегрированной информационной системы в условиях изменения (реинжиниринга) бизнес-процессов предприятия.

 

Рисунок 8.5 – Бизнес-схема предприятия

Основная идея BPM-системы предельно проста.

Берем описание бизнес-процесса (наподобие тех, что давно и успешно создаются специалистами по реинжинирингу бизнес-процессов) и отслеживаем его выполнение при помощи специализированной компьютерной программы.

Традиционный способ автоматизации бизнес-процессов — разработка или приобретение готового прикладного программного обеспечения. Однако на практике прикладные программы автоматизируют только часть шагов бизнес-процесса, а главное — внесение даже небольших изменений в схему бизнес-процесса означает необходимость перепрограммирования и большие затраты времени. В результате прикладные программы не успевают обновляться в том темпе, который диктуют изменяющиеся условия бизнеса и потребности самого предприятия. Изначально BPM-системы появились как решение именно этой конкретной проблемы.

Суть BPM-решения заключается в том, что бизнес-процесс описывается на языке, который может непосредственно исполняться специализированной программой.

Составные части BPMS. Типичная BPM-система состоит из стандартного набора компонент, соответствующих хорошо известным стадиям жизненного цикла бизнес-процесса: проектированию, исполнению, мониторингу.

Проектирование. Под проектированием понимается разработка схемы бизнес-процесса. В состав BPM-системы обычно входят:

1. Графический дизайнер для рисования схемы бизнес-процесса
2. Репозиторий для ее хранения и организации совместного доступа

Возможность моделировать бизнес-процесс при помощи графического редактора является принципиальной особенностью BPM-систем: проектирование бизнес-процесса должен выполнять бизнес-аналитик без участия программиста.

Процедура создания модели бизнес-процесса мало чем отличается от привычной для бизнес-аналитиков процедуры рисования схем. Нарисовать шаги, описать бизнес-логику, определить группы пользователей и перечень вводимых на каждом шаге реквизитов.

Результат сохраняется на сервере, после чего процесс может быть инициирован. При необходимости в схему можно вносить изменения, не прибегая к помощи программистов. Альтернативно, схема бизнес-процесса может разрабатываться в каком-либо из традиционных средств моделирования бизнес-процессов и переноситься в BPM-систему при помощи импорта-экспорта.

Исполнение. Ядром BPM-системы является его «движок» (BPM Engine). Он стартует экземпляры бизнес-процессов, отслеживает смену их состояний, хранит значения реквизитов, выполняет бизнес-правила. Если сравнить схему бизнес-процесс с нотами, игра по которым производит приятную для слуха мелодию, то BPM Engine — это механическое пианино, играющее по этим нотам.

Ядро BPM-систем предоставляет также интерфейсы для стыковки с внешними приложениями — специальные адаптеры, вебсервисы, драйверы для доступа к реляционным базам данных или к другим источникам данных. Использование этих интерфейсов зависит от типа бизнес-процесса:

1. Относительно небольшую долю составляют бизнес-процессы, которые BPM-система может выполнить полностью автоматически, запустив ряд специализированных программ. Например, интернет-провайдер при активации нового клиента должен создать для него учетную запись на сервере, добавить информацию в системную службу имен, в конфигурационные файлы веб-сервера и электронной почты и наконец, сформировать счет и отправить его пользователю вместе с уведомлением об активации сервиса. Каждая операция выполняется отдельной программой (в идеале через стандартизованный интерфейс — вебсервис), а BPMS играет роль планировщика.

 

Рисунок 8.6

 

2. Наиболее распространен тип бизнес-процессов, предполагающий как стыковку со специализированными приложениями, так и участие живых людей. Например, сотрудник финансового отдела должен зарегистрировать факт оплаты в ERP-системе как шаг бизнес-процесса реализации товара. Этот сценарий требует разработки интерфейсных программ, работающих и с контекстом бизнес-процесса (т.е. с его реквизитами), и с внешней прикладной программой или базой данных. В контексте бизнес-процесса сохраняются ссылки — номер платежки, код контрагента — по которым развернутую информацию можно извлечь из внешнего приложения или базы данных на следующих шагах бизнес-процесса. Разработка таких комплексных приложений обычно — самая трудоемкая часть проекта BPM.

3. Наконец, существуют шаги бизнес-процессов, автоматизировать которые невозможно или слишком сложно. (Например, бизнес-процесс может включать рытье канавы — ясно, что это задача не для компьютера.) В такой ситуации BPM-система подаст пользователю сигнал о том, что ему поручено определенное задание, и будет ждать от него подтверждения о выполнении.

Ключевой элемент интерфейса пользователя BPM-системы — т.н. «персональный список задач», перечень шагов запущенных экземпляров бизнес-процессов, назначенных данному конкретному пользователю или ролевой группе, к которой он принадлежит:

Благодаря такой организации работы исполнителю за компьютером не приходится думать, с какой функцией и какого именно внешнего приложения ему пора работать: он видит перечень назначенных ему заданий, и когда он берет очередное задание себе на исполнение, нужная программа запускается автоматически.

BPM-системы предоставляют доступ через веб-интерфейс, что позволяет максимально легко вовлекать в коллективную работу сотрудников территориально удаленных подразделений и организаций-контрагентов.

Мониторинг. BPM-система осуществляет контроль бизнес-процессов двумя путями:

1. Менеджеру не приходится выяснять «на ком стрелка» — для каждого экземпляра бизнес-процесса это наглядно показывает динамически формируемое графическое изображение. Например, вот как может выглядеть графическое изображение экземпляра процесса, схема которого рассматривалась выше.

2. Зеленым цветом отмечены шаги процесса, которые выполняются в данный момент; в рассмотренном примере параллельно выполняются два шага, один из которых соответствует основной последовательности работ, а второй служит для контроля процесса его инициатором. Красные стрелки показывают пройденный маршрут.

3. BPM-система накапливает ценную статистику о параметрах выполнения экземпляров бизнес-процессов: интенсивность (число экземпляров в неделю или месяц), продолжительность (время от запуска до завершения), нагрузка на отдельных специалистов (число и продолжительность выполненных заданий).

BPM-системы, как правило, предоставляют базовый набор отчетов по показателям бизнес-процессов. На их основе могут быть сконструированы т.н. «ключевые показатели эффективности» (KPI, Key Performance Indicators), которые, в свою очередь, могут быть увязаны с «системой сбалансированных показателей» (BSC, Balanced Scoreсard).

Архитектура типового BPMS. Решения BPM используют инжиниринг закрытого цикла для выявления разрывов в процессах, что дает Вашей компании возможность контролировать полный жизненный цикл бизнес-процессов. В результате Вы получаете быструю и гибкую платформу, основанную на существующих приложениях, которая позволит вам оперативно реагировать на новые требования бизнеса и повышать производительность.

 

 

Рисунок 8.7

 

Системы управления бизнес-процессами обеспечивают существенные преимущества на двух уровнях. Первый уровень - стратегический, он включает такие преимущества, как связь между повседневной деятельностью компании и ее стратегическими установками. Второй уровень - количественный: это те преимущества, которые можно посчитать или измерить, например, экономия миллионов долларов или сокращение сроков, например, ввода и согласования договоров с дней до нескольких минут. И еще одно преимущество, может быть, самое важное - изменение атмосферы в коллективе, ориентация сотрудников на повышение эффективности их труда, информированность о том, как их действия влияют на общий результат и в целом на положение компании на рынке, а также более быстрая и активная реакция на изменения в конкурентной среде.

Области применения. В основе систем управления бизнес-процессами лежит процессный подход, и они наилучшим образом подходит в первую очередь для автоматизации процессов ориентированных на клиента и сквозных бизнес-процессов Компании.

Чаще всего системы управления бизнес-процессами применяются при автоматизации сложных сквозных бизнес-процессов, включающих несколько подразделений компании и функции многих существующих информационных систем, подчиненных одной общей цели.

Другим распространенным случаем является автоматизация тех областей, для которых нет готовых, хорошо зарекомендовавших, либо относительно доступных готовых решений.

Также системы управления бизнес-процессами могут быть полезны при необходимости быстрой (от одного до нескольких месяцев), точечной автоматизации какого-либо критически важного бизнес-процесса Компании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управляющие информационные системы и их базовые функции. Системы управления процессами бизнеса (Business-Process Management) | Ключевые функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.