Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный период: индустриальный, период систематизации, информационный





П-период - научный (1776 год - до настоящего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный период.

1-период - индустриальный (1776-1856 гг.).

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период пгзинадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства, впервые ввел понятие классов общества (наемные рабочие, капиталисты, земельные собственники). В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. В 1813 г. Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам».

В 1800-1828 гг. Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик провел широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условии труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к труду, в рабочих поселках открыты школы. При этом Оуэном руководило не только стремление к благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет повысить таким способом производительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные - у лучших рабочих, зеленые - у средних, а желтые -у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не прибегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные ленты, т.е. нормы перевыполнялись всеми работниками.

Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального парт­нерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению.



Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 году английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и составил перечень положительных моментов специализации:

• сокращение сроков овладения профессией вследствие упрощения требований
к работнику: чем больше операций содержит профессия, тем выгоднее
специализация;

• уменьшение отходов материалов в процессе обучения, поскольку оно ориентировано на овладение одной задачей;

• экономия времени из-за отсутствия смены видов деятельности;

• возможность достичь более высокого уровня квалификации и скорости работы;

• стимулирование творчества;

• обеспечение более высокой сочетаемости человека и выполняемого задания.
Кроме того, Бэббидж разработал методики:

• изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций;

• сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий;

• выявления путей повышения эффективности труда на основе статистического анализа;

• применения премиальной системы оплаты труда.

П-период - период систематизации (1856-1960 гг.).

Наука об управлении в этот период находится в постоянном движении: формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются взгляды исследователей.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось именно в этот период - время промышленной революции XIX века. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой большого числа людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате выбирались лучшие работники, которых обучали, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах (первые менеджеры).

Наиболее яркими исследователями этого периода являются следующие авторы:

• Тейлор Ф.У., возглавивший движение научного управления и начавший
революцию в области менеджмента:

• Супруги Гилбрет, продолжившие работу Тейлора;

• Файоль А., возглавивший административную школу;

• Вебер М., предложивший концепцию «рациональной бюрократии»;

• Мэйо Э. - родоначальник школы «человеческих отношений»;

• Фоллет М.Н., проанализировавшая стили руководства и разработавшая теорию лидерства;

• Маслоу А., сформулировавший иерархическую теорию потребностей;

• МакГрегор Д., сформулировавший теорию X и У.

III-период - информационный (1960 год - до настоящего времени).

К этому периоду относятся теории управления, разработанные представителями количественной или управленческой школы, появление которой стало следствием применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системного (60-е гг.) и ситуационного (70-е гг.) подходов.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.