КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в правовом регулировании
План Регулирование гражданско-правовых отношений в XVIII в. Систематизация права Российской империи. Лекция 9.3
Цель лекции: рассмотреть основные направления развития правовой системы Российской империи в XVIII в. Понять ее специфику в связи с утверждением абсолютной монархии в России. Определить особенности регулирования гражданско-правовых отношений в условиях стремительного вхождения России в цивилизацию Нового времени.
1. Систематизация права Российской империи в XVIII в. 2. Изменения в правовом регулировании имущественных отношений в России XVIII в.
1. Систематизация права Российской империи в XVIII в.
Основным источником права на рубеже XVII-XVIII вв. оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. Однако утверждение абсолютной монархии и дальнейшее развитие России в рамках современной цивилизации требовало серьезных изменений в российском законодательстве. Поэтому круг источников права существенно изменялся, пополнялся новыми формами (указами, именными указами, регламентами, уставами, манифестами и др.). Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Регламенты – это акты, определявшие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 г., регламент Главному магистрату от 16 января 1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721 г. Уставы – это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства. Например, Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781 г., Устав благочиния 1782 г. и др. В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты. Например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». В условиях абсолютизма законодательная инициатива, принадлежала, прежде всего, монарху, а также распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии, действовавших под строгим контролем императора. Например, Петр 1 многие законы писал сам. Только один список Воинского устава 1716 г. содержал около 200 его поправок. Как видно из царского распорядка дня в 1721 г. четыре дня в неделю император занимался созданием Адмиралтейского регламента. Екатерина П, как отмечал профессор О.И. Чистяков слыла легисломанкой, т.е. страстью к изданию законов. С 1649 по 1696 гг. было принято более полутора тысячи актов, имевших силу закона. За период правления Петра I вышли в свет более трех тысяч правовых актов. Во второй четверти ХУШ в., особенно при Екатерине II в среднем ежегодно издавалось около двухсот нормативных актов. Возникли серьезные трудности в обобщении и толковании значительного массива разнородных и подчас взаимоисключающих норм. Требовалась систематизация огромного числа издаваемых актов. Систематизация законодательства – это развитие и упорядочение действующей правовой системы. Известны несколько форм систематизации: Инкорпорация – это такая систематизация, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в различные сборники в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). При этом содержание нормативного регулирования остается неизменным. Консолидация – это форма совершенствования законодательства, заключающаяся в создании нового укрупненного акта, который не меняет правового регулирования, не вносит изменения и новеллы в действующее законодательство. Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу, ее результатом является новый сводный законодательный акт (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Систематизация правовых норм в XVIII в. началась с учреждения в 1700 г. Палаты об Уложении, работа которой продолжалась до 1703 г., и завершилась созданием проекта Новоуложенной книги. Проект сохранил структуру Соборного Уложения (25 глав), но его нормы существенно были обновлены. Затем в 1714 г. началась собственно кодификационная работа. Специальной комиссии поручалось свести все последующие принятые после 1649 г. источники права в сводные сборники. Источниками кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. В него входили четыре книги, содержащие 120 глав и двести статей. Первая книга - «О процессе, т. е. суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; вторая - «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; третья - О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; четвертая - «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании). Однако проект не получил силу закона. В результате кодификационной работы при Петре I был принят Артикул воинский, (утвержден в 1714 г., издан в 1715 г.) свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественного к области материального, а не процессуального права. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент, или Устав коллегий, вобравший в себя нормы нового административного законодательства. В Регламент были включены положения об обязанностях и должностях коллегий и других государственных учреждений, определенны сферы и формы их деятельности, установлены категории служащих, нормы административной ответственности. Кодификация норм частного права была завершена изданием сводного документа получившего название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), в его основу был положен «Указ о единонаследии и другие акты о наследовании» (1714 г.). Кодификационная работа продолжалась при приемниках Петра I, но особенно оживилась при царствовании Елизаветы Петровны. Была поставлена задача пересмотра всех ранее изданных указов. В 1754 г. образована центральная комиссия для составления Уложения и созданы подчиненные ей ведомственные и губернские комиссии. Результатом их работы стал план Уложения, включавший 4 книги: о судоустройстве и судопроизводстве, сословных правах, вещных и обязательственных правах, розыске и уголовных наказаниях. С 1761 г к работе над Уложением подключались выборные от дворян и купцов. Были подготовлены части Уложения о суде, розыскных делах и состояниях подданных вообще. В декабре 1766 г. императрицей Екатериной II был издан манифест о создании комиссии, работу которой предполагалось начать в 1767 г., для составления нового Сорного Уложения. В нее должны были войти 573 человека, представлявших разные сословия российского общества. Уложенная комиссия за полтора года работы провела более 200 заседаний, на которых обсуждались наказы от черносошных крестьян, законы о правах дворянства, о купечества, о юстиции, о поместьях и вотчинах. Для Уложенной комиссии Екатерина II написала Наказ, в котором формулировались принципы правовой системы. В Наказе значительное количество текста и статей была заимствована из трактатов Ш. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», Энциклопедии Д.Дидро и других западноевропейских просветителей. Однако, опираясь на их идеи, императрице удалось создать самостоятельный труд, отразивший концепцию автора по отношению к идеологическим и правовым проблемам российского «просвещенного абсолютизма». В Наказе нашли обоснование признаки абсолютистского государства, подчеркивалась их объективность со ссылками на русскую политическую историю. Это власть монарха, бюрократическая система организации государства, сословное деление общества. Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Самодержец объединяет, консолидирует общество и толкует законы. Екатерина II подчеркивала, что целью верховной власти является обеспечение безопасности каждого гражданина, поскольку «власть сотворена для народа». Для достижения поставленной цели необходимо установить в государстве «наилучшие законы». Никаких ограничений кроме этических, Наказ для верховной власти не предусматривал. В этой связи интересны рассуждения императрицы о Монархе, как олицетворении «кротости и снисходительности», о стремлении самодержца обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Этот постулат стал девизом Уложенной комиссии. Примечательно, что Наказ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и яко бы равную обязанность перед лицом государственной власти. Однако далее в Наказе получил обоснование тезис о неравном положении сословий перед властью и законом. В соответствии с естественными законами рождения, происхождения и способностей, давалось четкое деление общества на правящих и повинующихся. Наказ устанавливал сословное деление, выделяя дворянство, «средний род» и «нижний род людей», на основе которого в соответствии с сословной иерархией определялись права и привилегии. Екатериной II в Наказе впервые обращалось внимание на необходимость разработки юридической техники, ранее неизвестной российскому праву и были изложены суждения о системе законодательства. Например, отмечалось, что законов должно быть немного, и они должны оставаться неизменными; временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми. Главной задачей Наказа было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы, выделить в ней конституирующие, определяющие принципы и систему основных норм. Новые времена придали и новые черты законодательству XVIII в. Оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстрактности; стало обязательным письменное оформление законов и их публикация; впервые отмечалось, что закон не имеет обратной силы; подчеркивалась неукоснительность исполнения закона и т.д. Законодательство эпохи абсолютизма отличалось мелочной регламентацией почти всех сторон жизни российского общества, включая быт и развлечения. Ведь при утверждении абсолютной монархии подданные передают свой суверенитет верховной власти Таким образом, работа уложенных комиссий показала, что в результате происходивших в законодательстве изменений, все труднее было сводить нормы в единый внутренне согласованный кодекс. Каждая комиссия, а их в XVIII в. было 8, начиная с петровской (1700 г.) и заканчивая екатерининской (1767 г.) вносила новые элементы, принципы, язык в подготовляемый проект Уложения. За долгие годы работы был собран и систематизирован огромный законодательный материал, но новое Уложение создано не было. Однако собранные материалы легли в основу важнейших правовых документов XVIII в.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |